Сравнительно-сопоставительная характеристика отечественных и зарубежных учебно-методических комплектов (на среднем этапе обучения)

сверстников. Этот первый этап основан на принципе "от смысла (то, что

должны понять учащиеся) к форме (то, что учащиеся должны запомнить)".

Первичная фаза понимания диалога имеет своей целью:

А). Учащиеся должны догадаться, какова ситуация общения.

Иллюстрации помогут им понять, кто с кем разговаривает, по какому

поводу, каковы намерения говорящих .

В). учащиеся должны понять продолжение истории, высказывая

различные предположения, которые могут быть и коллективными.

Учитель может воспользоваться этим этапом, чтобы ввести 2-3 слова или

выражения, непонимание которых может вызвать ошибки в интерпретации смысла

диалога. Возможна предварительная презентация нескольких реплик диалога,

если есть возможность ввести их в коммуникативную ситуацию, подходящую для

урока.

3. Повторное прослушивание и понимание диалога.

На пленке диалог озвучен в нескольких вариантах (version "rapide" et

"eclatee"). Во время первого прослушивания "быстрой" версии используется

просмотровое чтение (survole), предназначенное для проверки начальных

предположений о содержании диалога, на основе чего происходит выявление

знакомых элементов с охватом общего содержания, что и послужит отправной

точкой для понимания диалога. Это прослушивание сопровождается вопросами

учителя: Qui est-ce que vous reconnaissez ?, Quel personnage parle le

premier ? Pouvez-vous citer une phrase ou une expression ? Qu`est-ce que X

repond a Y? Сложные слова и выражения можно писать на доске . Далее

переходят к прослушиванию реплик "разговорной" версии. Когда ясна ситуация

в целом, переходят к выяснению смысла отдельных реплик. Для этого можно

задать "наводящие" вопросы, соотнести реплику с событиями, которые имели

место ранее или должны произойти, дать синонимичный вариант, подкрепить

реплику мимикой или жестами. Для понимания смысла отдельных слов или

выражений используются иллюстрации, синонимы или антонимы (если эти слова

знакомы учащимся), контекст (употребить слово во фразе или словосочетании),

перифразы и так далее. Перевод на родной язык учащихся целесообразен лишь

когда все выше перечисленное было бесполезно или при дефиците времени. На

этом же этапе происходит первичная коррекция неверного восприятия реплик в

фонетическом плане, но исправляются лишь те фонетические ошибки, которые

сказываются на смысле произносимого.

Не надо рассматривать эти диалоги как образцы и заставлять учащихся

учить их наизусть. Не рекомендуется также разыгрывать весь диалог по ролям,

речь идет лишь о драматизации некоторых реплик, если возможно, изменяя

исходную ситуацию, чтобы эти выражения стали более привычными для учащихся.

4. Упражнения и задания, предлагаемые в учебнике.

Речь идет об упражнениях на проверку понимания диалога (вопросы,

упражнения типа" Vrai ou faux"), а также подготовка (индивидуальной или

групповой) ролевых игр. Такая подготовка, проводимая под контролем учителя

и при его участии в работе групп, имеет такое значение, как и сама

драматизация. Необходимо, чтобы класс внимательно слушал диалоги товарищей,

давал им оценку, или, в неудачных случаях, выдвигал предложения, как

улучшить диалог.

5 . Работа над фонетическим материалом .

Работа над фонетическим материалом продолжается в течение всего

урока, в те моменты, когда в этом есть необходимость. В первую очередь речь

идет о работе над интонацией во время работы над диалогом. На кассетах есть

упражнения для выработки правильного произношения (особенности артикуляции,

слогоделения, различные виды ударения ). Эти упражнения рекомендуются по

мере появления затруднений или ошибок учащихся.

6 . Дополнительные упражнения .

После работы над диалогом предлагаются дополнительные задания:

А ) Текст, который исчезает .

Сначала учащиеся составляют пересказ диалога. Учитель задает вопросы,

чтобы обобщить, выдвинутые гипотезы, и дать возможность всем учащимся

высказаться . Ученики говорят все, что вспомнили о ситуации, представленной

в диалоге. После этого нужно расположить фразы в хронологическом порядке.

Учитель записывает на доске фразы, которые диктуют ему ученики и читает

получившийся текст. Затем класс делится на две команды, учитель стирает

несколько слов из текста на доске и заменяет их точками. Сначала стирают

служебные слова (артикли, глагол-связку "est"), чтобы сделать задачу более

легкой и концентрировать внимание на тех словах, которые составляют

смысловую структуру текста. Ученик из одной повторяет весь текст,

восстанавливая пропущенные слова. Затем стирают несколько других слов, и

наступает очередь второй команды. Таким образом, обрабатывается новая

лексика и способность запоминать короткие тексты. Именно в этот момент

лучше исправлять индивидуальные ошибки учащихся. Захваченные соревнованием

и увлеченные решением поставленной перед ними проблемы, ученики без труда

воспримут эти исправления.

В ) Изложение .

Текст читается один раз и задача учащихся воспроизвести его. Длина

текста варьируется в зависимости от уровня подготовки учащихся, причем

текст должен быть достаточно длинным, чтобы учащиеся не могли его

запомнить. Это обязательно должен быть связный текст, а не отдельные фразы.

Этот вид работы способствует развитию кратковременной памяти, запоминанию

смысла, а не формы слов. Это упражнение можно использовать как

подготовительное для письменной речи и в качестве проверки понимания

диалогов.

7. Знакомство с грамматическими явлениями .

Знакомить учащихся с новыми грамматическими явлениями следует не

раньше, чем они усвоят смысл диалога или дополнительных текстов. Именно

понимание ситуации общения должно послужить опорой для анализа

грамматических явлений. Наиболее распространенными считаются две стратегии

обучения грамматике:

А) " от общего -к частному " (объяснение правила и

последующее выполнение упражнений) или дедуктивный путь;

Б) " от частного –к общему"(анализ нескольких

примеров, на основе которого выводится правило) или

индуктивный путь.

Авторы учебника придерживаются принципа концептуализации, который

заключается в том, чтобы найти в тексте, смысл которого понятен, примеры и

анализировать их. Учитель задает " наводящие" вопросы. Все вместе ведут

поиски закономерностей и исключений функционирования языковых форм для

того, чтобы понять функционирование самой системы языка. Таким образом, вся

процедура постановки и решения проблемы укладывается в следующую схему:

наблюдение-нахождение отличий, формулировка гипотез-проверок. Можно также

проводить параллели между грамматическими явлениями французского и родного

языков, что облегчит ассимиляцию форм и их употребление, а также

предупредит неверное понимание.

Этапы работы над материалом урока развития диалогической речи,

изучения грамматики можно резюмировать при помощи таблицы:

|I-ere etape |II-eme etape|III-eme |IV-eme etape|V-eme etape |VI-eme etape|

| | |etape | | | |

|Sensibilisat|I-ere ecoute|2-eme ecoute|3-eme ecoute|Exploitation|Prolongement|

|ion | |(version |(version | |s |

|Anticipation|(version |fragmentee) |rapide) | | |

| |rapide) | | | | |

| | |Уточнение |Упражне-ния | | |

| | |смысла |на проверку | |Коллектив-ны|

|Знакомство с|Проверка | |понимания |Упражне-ния |й пересказ |

|ситуацией с |предполо-жен| | |и задания из| |

|опорой на |ий | | |учебника | |

|иллюстра-цию| |Работа над | | |"Исчезающий |

| | |фонетикой | |Работа над |текст" или |

| |Обобщение | | |граммати-кой|изложение |

| |понятого | | | |Подготовка к|

| | |Воспроиз-вед| | |работе над |

| | |ение групп | |Ролевая игра|следующим |

|Общие |Новые |реплик, | | |уроком |

|предполо-жен|предполо-жен|введение | | | |

|ия о смысле |ия |новой | | | |

|диалога | |лексики | | | |

| | | | | | |

| | | | | | |

II . Урок работы с аутентичными материалами, формирование навыков и

умений чтения и письма .

12 уроков странички "Magazine" имеют своей целью - формирование

навыков чтения, развитие мышления при выполнении заданий раздела "ecritur".

Понимание прочитанного текста опирается на уже полученные знания, опыт,

интуицию и так далее . Учащиеся выступают в роли активных читателей,

которые наблюдают, формулируют идеи, мысли, чтобы понять текст . Сначала,

текст читается про себя, слова и грамматический материал вводятся уже после

прочтения текста .

Этапы урока :

1 . Восприятие и предугадывание.

На этом этапе необходимо :

А) выяснить знаком ли сюжет текста учащимся? Что они знают о нем?

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать