НАТО

В 12-14 вв. существовали Новгородская республика, Владимиро-Суздальское, Галицко-волынское и другие княжества. В 13 в. русские княжества, Волжско-камская Булгария подверглись монголо-татарскому нашествию (1237-1242), шведской и немецкой агрессии (Невская битва, 1240; Ледовое побоище, 1242). Почти 250-летнее монголо-татарское иго закончилось изгнанием захватчиков объединенными силами русских земель (Куликовская битва, 1380; «Стояние на Угре», 1480). В 14-16 вв. вокруг Москвы сложилось Русское централизованное государство, включившее в себя все земли Северо-восточной и Северо-западной Руси. В конце 16 — середине 17 вв. оформилось крепостное право. В начале 17 в. Россия отразила польско-литовскую и шведскую интервенции. В середине 17 в. Украина вошла в состав Российского государства. Усиление крепостнической эксплуатации вызвало восстания и крестьянские войны (начало 17 в., 1670-1671, 1707-1709, 1773-1775). Петровские реформы (конец 17 — первая четверть 18 вв.) содействовали социально-экономическому и культурному развитию страны, победе в Северной войне 1700-1721 гг., что дало выход к Балтийскому морю. В результате присоединения в 16-19 вв. территорий Севера, Поволжья, Урала, Сибири, Дальнего Востока, вхождения в состав России ряда нерусских народов образовалось многонациональное государство (см. Российская империя). Россия отразила наполеоновское нашествие в Отечественной войне 1812. Крестьянская реформа 1861 отменила крепостное право, способствовала социально-экономическому развитию. В 1898 была создана РСДРП, в начале 20 в. возникли и другие политические партии (кадеты, октябристы, эсеры и др.), профсоюзы; учреждена Государственная дума. Русско-японская война 1904-1905 гг. способствовала Революции 1905-1907 гг. в России. Россия приняла участие в Первой мировой войне 1914-1918. В ходе Февральской революции 1917 самодержавие было свергнуто. 25 октября (7 ноября) 1917 произошла Октябрьская революция 1917. Провозглашена власть Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Одновременно происходила насильственная ликвидация ряда политических партий, приведшая к установлению монополии политической власти Коммунистической партии, постепенно слившейся с централизованным государственным аппаратом. Гражданская война и военная интервенция 1917-22 гг. способствовали утверждению военно-коммунистических принципов организации общества, системы производства и распределения («Военный коммунизм»). В январе 1918 образована Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР). В 1921 была принята новая экономическая политика (нэп). 30 декабря 1922 РСФСР вместе с Украиной (УССР), Белоруссией (БССР) и республиками Закавказья (ЗСФСР) образовали Союз Советских Социалистических Республик(СССР). В 1941 началась Великая Отечественная война с фашистской Германией, унесшая миллионы человеческих жизней (по некоторым оценкам, около 30 млн. человек).

После окончания войны в мае 1945 началось восстановление разрушенного народного хозяйства. В 1985-1991 гг. в стране проводилась политика перестройки, направленная на коренные социально-экономические преобразования. Но цели перестройки не были достигнуты. В 1991 СССР распался.

За год до распада 12 июня 1990 Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете Российской Федерации. 17 марта 1991 на Российском референдуме был учрежден пост Президента Российской Федерации (в том же году первым президентом избран Б. Н. Ельцин). С декабря 1991 Россия входит в Содружество Независимых Государств (СНГ). В декабре 1993 принята Конституция Российской Федерации; проведены выборы в Федеральное Собрание. В 1996 начат интеграционный процесс с Белоруссией. В 2000 президентом избран В. В. Путин.

Национальный праздник — День принятия Декларации о независимости России (День независимости России, 12 июня).

3.2  ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ:

На заседании Совета безопасности президент России Владимир Путин заявил, что Россия готова выходить на новый уровень взаимодействия с НАТО и углублять сотрудничество в военно-технической области. При этом наиболее приоритетными направлениями сотрудничества названы противодействие терроризму, распространению оружия массового уничтожения, наркотрафику и организованной преступности. "Современная Россия уже не раз доказывала, что может быть надежным стратегическим партнером - ответственным и способным брать на себя значимую долю обязательств по поддержанию региональной безопасности и стабильности в мире в целом", - заявил российский лидер. И напомнил, что в Афганистане удалось нанести серьезный удар по международному терроризму и тем самым укрепить безопасность южных рубежей Содружества, что стало возможным "благодаря беспрецедентно тесному взаимодействию России и НАТО".

Но, по словам Путина, позиции НАТО и России могут совпадать далеко не во всем, например российский лидер по-прежнему убежден, что географическое расширение блока не имеет аргументированного обоснования. Очевидно, речь шла о стремлении некоторых стран СНГ к более тесному сотрудничеству с альянсом.

Россияне, как и их лидер, тоже говорят о необходимости укрепления отношений с НАТО, о чем свидетельствуют данные опросов Фонда "Общественное мнение". Сегодня идею "укрепления партнерства" поддерживает 51% жителей России, что на 7% меньше, чем в 2001 году. И только 26% опрошенных не видят в НАТО угрозы России.

В этом году НАТО и Россия подписали договор, который обе страны называют новой вехой в двустороннем сотрудничестве.

Это событие произошло в Вильнюсе, где проходила  встреча министров иностранных дел стран НАТО. На встречу - приехал министр иностранных дел России Сергей Лавров. Подписанный им договор с НАТО создает юридическую базу для пребывания военнослужащих стран альянса на территории России и наоборот. Обозреватели отмечают, что это создает возможности для транзита войск в горячие точки и для организации совместных маневров.

"Это создает юридические рамки, которые позволят нам значительно увеличить наши возможности по совместным действиям перед лицом общих угроз", - заявил генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер.

Как отмечает корреспондент Би-би-си в Вильнюсе Джонатан Бил, эта встреча может  усилить разногласия между Россией и НАТО. Альянс также добивается вывода российских войск из Грузии и Молдавии.

В целом политика Запада в отношении России в последние годы дает основания        предполагать, что наша страна всерьез не рассматривается ими как   равноправный партнер. Это, возможно, происходит потому, что Россия, по выражению В.О.Ключевского, - переходная страна, посредница между двумя   мирами. Культура неразрывно связала ее с Европой, но природа дала ей те  особенности, которые всегда влекли ее к Азии или в нее влекли Азию. И для  России Западная Европа всегда была чужой, и для Запада Россия оставалась и остается "не своей". Этим объясняется, в частности, появление планов  расширения НАТО на Восток, неприятие США реинтеграции в рамках СНГ, новое издание "дифференцированной политики" в отношении стран СНГ, объявление  Украины сферой американских военных гарантий. В этом же ключе может      рассматриваться и последняя стратегическая концепция НАТО. В российском   обществе складывается обоснованное мнение, что Запад отнюдь не исключает   возможности изолировать Россию, противопоставить ее не только странам   ближнего зарубежья, но и Восточной Европы, установить новый европейский  порядок без нее и против нее.

3.3  Что должна делать Россия?

  Обзор геополитической обстановки позволяет сделать вывод о том, что по  совокупной геополитической мощи Россия уступает всем глобальным центрам  силы.

Учитывая, что во всех ключевых международных структурах руководящая роль принадлежит "заклятым друзьям" России, ей надо прежде всего стремиться к   созданию широкой системы двусторонних отношений с различными политическими  субъектами и на Западе, и на Востоке, постепенно формируя многосторонние   отношения по совпадающим интересам.

Отношения с бывшими советскими   республиками должны строиться в первую очередь с учетом того, насколько близка интересам нашей страны их позиция.

В международных отношениях акцент должен быть сделан на реинтеграцию  бывших советских республик. Россия должна строить отношения со странами   ближнего и дальнего зарубежья на строго индивидуальной основе, не пытаясь  разрабатывать некоей единой для всех стратегии; определяющим должны стать  национальный прагматизм, реалистичное стремление к воссозданию собственной  сферы влияния. Необходимо руководствоваться долгосрочными геополитическими   интересами, а не сиюминутной политической конъюнктурой.

 Главный российский геополитический интерес   на пространстве бывшего СССР состоит в том, чтобы новые независимые  государства были благополучными, процветающими и дружественными соседями  России, с их территорий не возникала бы угроза российской безопасности.

 Необходимо признать и следующее: Запад консолидирован, и отдельные его   страны включены в определенную систему иерархии. Оторвать Европу от США и   тем более разрушить евроатлантическую солидарность в ближайшей перспективе  утопично. Невозможен и союз с Вашингтоном против единой Европы. Следует также принять как очевидную реальность, что укрепление и   расширение НАТО, распространение его влияния на другие регионы в будущем       может привести к напряженности в отношениях с Россией. Для защиты своих   жизненных интересов в нестабильном мире наша страна может опираться на   свой военный потенциал и потенциал союзников в рамках права военной силы.  Желательно четко сформулировать, оформить и довести до мирового сообщества  принципы невмешательства в российское геополитическое пространство,  нарушение которых повлечет за собой адекватный ответ. Безусловно, речь не  может идти о применении военной силы, кроме как для отражения агрессии или   иных военных акций против российских интересов.  В связи с этим перспективным направлением является формирование и  расширение единого российского информационного пространства.

3.4  СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИИ И НАТО В БОРЬБЕ ПРОТИВ ТЕРРОРИЗМА.

16 ноября 2001 года премьер-министр Великобритании Тони Блэр направил письма генеральному секретарю Североатлантического союза Джорджу Робертсону, президенту России Владимиру Путину и руководителям всех стран альянса с предложением начать обсуждение вопроса об углублении отношений НАТО-Россия. Инициативой Блэра предусматривается усиление сотрудничества НАТО с Россией в таких областях, как борьба с терроризмом, нераспространение оружия массового уничтожения, миротворческие операции, а также по вопросам новых угроз, с которыми может столкнуться мир. Целью предложений является "значительное изменение" в сторону улучшения отношений альянса с Москвой.  В связи с этим британский премьер предложил упразднить существующий формат отношений в рамках Совместного постоянного совета "Россия-НАТО" и создать новый Совет "Россия североатлантический союз". Главной целью этого органа будет выработка новых путей взаимодействия между Россией и НАТО, в частности, путем расширения участия российской стороны в работе существующих в структуре альянса комитетах.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать