НАТО

Программа поддержки исследовательской инфраструктуры включает в себя оказание поддержки партнерам со стороны членов НАТО в деле структурирования организации их исследовательской деятельности. Это касается главным образом географически отдаленных и наименее развитых партнеров и выражается в развитии двух отдельных направлений: создание сетей ЭВМ и Научно-техническая политика и организация. Целью первой части программы является развитие электронной связи между учеными стран-партнеров и международным сообществом; для этого Комитет по науке направляет консультантов и осуществляет политику дотаций для стран-партнеров, а также организует Специальные семинары, посвященные развитию сетей ЭВМ. Что касается второго направления, то оно предусматривает главным образом подготовку кадров в странах-партнерах для администрирования национальных и международных научных программ и проектов. Помощь в проведении научно-технической политики выражается в организации стажировок и курсов повышения квалификации для государственных служащих и аспирантов; кроме того, периодически проводятся форумы по вопросам научной политики.[106]

Последняя составляющая Научной программы НАТО появилась еще в начале   90-х годов, когда начало оформляться сотрудничество Североатлантического альянса и стран Центральной и Восточной Европы, правда в то время она называлась несколько иначе. В современном виде эта подпрограмма НАТО занимается дотационным финансированием проектов в странах-партнерах в том случае, если эти научные проекты связаны с проблемами промышленности государств, где рыночная экономика находится в стадии становления, а также с решением насущных экологических проблем. Для того, чтобы проект получил финансирование в рамках данной программы, он должен иметь четко определенные цели, ясные рабочие планы и четко определенный бюджет. Предпочтение отдается тем проектам, которые осуществляются в нескольких странах-партнерах одновременно. В рамках Комитета по науке работает Руководящая группа «Науки ради мира», которая занимается оценкой всех поступивших заявок. В случае положительного решения Руководящей группы, начинается разработка детального плана проекта с привлечением внешних экспертов, который впоследствии возвращается на ее рассмотрение. В случае повторного одобрения начинается полномасштабное финансирование.[107]

Как мы видим, все четыре подпрограммы в своей деятельности либо отдают приоритет сотрудничеству ученых из стран НАТО с учеными из государств-партнеров (две первые из упомянутых подпрограмм), либо напрямую нацелены на научно-техническую помощь со стороны НАТО участникам программы «Партнерство ради мира». Это масштабное изменение в структуре Научной программы произошло в 1999 году, и теперь лишь подпрограмма научных стипендий отчасти занимается научным сотрудничеством между членами НАТО.

Для сравнения хотелось бы привести структуру Научной программы НАТО, существовавшую до 1999 года. Тогда она выглядела следующим образом:

Программы финансирования научных исследований

Программы научных стипендий

Программа летних школ

Специальные программы

Инновации в странах НАТО

Программа «Наука ради стабильности».

Программа «двойного прыжка»

Научные программы для стран Центральной и Восточной Европы[108].

Как мы видим, сотрудничество с восточноевропейскими странами ранее было выделено в отдельный блок, а другие подпрограммы ориентировались прежде всего на сотрудничество между членами НАТО. Сейчас ситуация в корне изменилась. Надо сказать, что повышение интереса НАТО к партнерам не случайно. Это говорит прежде всего о том, что в настоящий момент приоритетом для Альянса является не внутренние сотрудничество, а взаимодействие с третьими государствами, что говорит о масштабных изменениях в политике НАТО и о стремлении к глобализации собственной деятельности с вовлечением в свою орбиту максимального числа союзных государств и государств-партнеров.

После 1999 года Североатлантический альянс считает своим приоритетом вовлечение стран-партнеров в свою орбиту для того, чтобы подготовить таким образом новую волну расширения НАТО. Если невоенные сферы сотрудничества будут эффективно развиваться, то это приведет к повышению взаимозависимости между НАТО и партнерами. Такая ситуация крайне выгодна с точки зрения перспектив расширения НАТО. Если в регионе возникнет комплексная взаимозависимость между государствами, которая будет включать политический, экономический, научный и природоохранный аспекты, то процесс расширения Североатлантического альянса станет необратимым и не будет зависеть от политической конъюнктуры.

В этой связи главная тенденция в развитии невоенного сотрудничества НАТО становится очевидной. Альянс стремится интегрировать Восточную Европу не только в свою военную структуру, но, кроме этого, «привязать» страны данного региона к себе с использованием экономических, политических, экологических, научных и других невоенных рычагов. Сейчас Восточная Европа является полным и безоговорочным политическим союзником НАТО, однако через несколько десятилетий ситуация может измениться не в лучшую для Запада сторону.

Чтобы изменение политической конфигурации Европы было невозможно в принципе, необходимо развивать комплексную взаимозависимость в регионе. В этом случае Восточная Европа будет до такой степени зависеть от Западной Европы и США, что ни при каких обстоятельствах не будет проводить независимую политику в какой бы то ни было сфере. Сходную тактику НАТО может использовать и в отношении России. Такова долгосрочная перспектива развития невоенного сотрудничества в рамках НАТО.

Экологическая составляющая политики НАТО

В 1959 году начал свою деятельность последний из невоенных комитетов, основанных в период становления НАТО. Им стал комитет по океанографии. Таким образом в деятельности НАТО была открыта новая страница—проблематика, связанная с загрязнением окружающей среды. Через десять лет в структуре НАТО появился отдельный комитет для решения вышеупомянутых задач, получивший название Комитет по проблемам современного общества. Этот орган был создан в соответствии с концепцией Р. Никсона о третьем, «социальном» измерении НАТО и статьей 2 Вашингтонского договора, которая предусматривает, что «страны-участницы направляют свои усилия на дальнейшее развитие мирных и дружественных международных отношений, всемерно способствуя созданию условий стабильности и процветания».[109]

 Появление Комитета по проблемам современного общества в определенной степени стало ответом на доклад Римскому клубу «Пределы роста», подготовленный группой авторов во главе с Медоузом, который стал одним из первых научно обоснованных прогнозов о тупиковости дальнейшего развития цивилизации без учета экологической составляющей. НАТО не могла дистанцироваться от проблем, поставленных в центр внимания международного сообщества, что стало импульсом для создания вышеупомянутого комитета.

С этого момента экологическая деятельность НАТО стала осуществляться в рамках двух комитетов: Научного и Комитета по проблемам современного общества, ставшего «младшим братом» Комитета по науке. Дело в том, что экологическая безопасность является одной из приоритетных сфер сотрудничества Научного комитета наряду с разработкой технологий для разоружения, высоких технологий, компьютерных сетей, а также политики в сфере науки и технологии[110].

Работа этих двух комитетов, занимающихся природоохранной проблематикой, носит взаимодополняющий характер. Различие заключается в том, что в рамках Научного комитета инициативы исходят «снизу», т.е. выдвигаются учеными или группами ученых. Что касается Комитета по проблемам современного общества, то здесь плотные проекты выдвигаются группами стран, и только затем рассматриваются учеными[111].

Поворотным моментом в истории Комитета по проблемам современного общества стал 1991 год, когда в Риме была подписана Декларация о мире и сотрудничестве, в которой было указано, что новые инициативы НАТО расширят «участие наших партнеров в Третьей сфере деятельности по научным и экологическим программам нашего союза»[112]. Так же, как и в случае с Научной программой НАТО, новым моментом в деятельности данного комитета стало активное привлечение восточноевропейских партнеров к его работе, что стало возможным после того, как в странах региона произошли «бархатные революции» и коммунистические правительства были свергнуты.

В основе работы Комитета по проблемам современного общества положены следующие принципы:

Во-первых, конкретные мероприятия финансируются и осуществляются не всеми странами одновременно, а только наиболее заинтересованными. Комитет по проблемам современного общества не ведет никакой научно-исследовательской деятельности, но впоследствии результаты исследований становятся доступными для всех членов НАТО. Схема такова, что сам по себе Комитет не выдвигает инициативы, а лишь рассматривает практические проблемы, уже исследуемые на национальном уровне. Это придает определенную гибкость деятельности Комитета, позволяя другим странам в дальнейшем пользоваться результатами научных изысканий по той или иной проблематике. Официальное решение о проведении экспериментального исследования принимается на пленарном заседании КПСО.

Во-вторых, Комитетом поощряются те проекты, которые способствуют появлению внутри- и внешнеполитических инициатив в социальной сфере государств НАТО, и проведенные исследования обязательно приводят к осуществлению конкретных мероприятий в тех или иных странах.

Третий принцип состоит в том, что Комитет задуман как открытая организация, результаты его исследований являются доступными для всех заинтересованных лиц, что облегчает сотрудничество Комитета с другими международными структурами, особенно в области экологии, метеорологии и океанографии. В частности, это выражается в сотрудничестве Комитета с Европейским Союзом, Организацией Объединенных Наций и рядом национальных научно-исследовательских учреждений.

И, наконец, в-четвертых, деятельность Комитета подразумевает определенную отчетность со стороны государств, проводящих исследования, его центральным органам о проведенных исследованиях и предоставление доказательств о том, что данные изыскания внесут весомый вклад в развитие внутреннего и внешнего сотрудничества НАТО. [113]

С момента образования Комитет был наделен самыми широкими полномочиями в сфере координации социальной политики членов НАТО. В частности его деятельность затрагивает такие аспекты, как городское строительство, очищение воздуха и воды, городского и межгородского транспорта, координация программ по изучению концепций развития западных стран, проекты «многонационального корпуса мира», сбор и систематизация сведений о новейших достижениях научной мысли Запада. Кроме всего прочего, Комитет ведет широкую издательскую деятельность, что нашло свое выражение в выходе более двухсот книг по проблемам экологии[114].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать