Организация учета и контроля реализации готовой продукции и анализ финансовых результатов от реализа...

В свою очередь себестоимость и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот. Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли  находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот. [41, с. 257].

Углубляя анализ, необходимо изучить результаты реализации отдельных видов продукции, величина которых зависит от трех факторов первого порядка: объема продажи продукции (VРПi), себестоимости (Сi) и средне реализационных цен (Цi). Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид:  П = VРПi*(Цi – Сi). [41, с. 262]. Мы использовали методику расчета влияния факторов способом абсолютных разниц (таблица 3.17).


Таблица 3.17. Факторный анализ прибыли от реализации отдельных видов

                        продукции МРУП «Агрокомбинат «Ждановичи» за 2004 г.


Вид

 продукции

Количество реализованной продукции, тыс. руб.

Средняя цена реализации

1 т продукции, тыс. руб.

Себестоимость 1 т продукции, тыс. руб.

Сумма прибыли от реализации продукции,

 млн руб.

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

Зерно

6584

8748

138,7

194

166,6

161,5

-184

+284

Сахарная свекла

7945

10750

62,9

58,6

45,3

40,7

+140

+192

Картофель

1845

1148

242,8

181,2

278,6

298,8

-66

-135

Овощи

9708

9145

841,4

1072,9

653,6

961,5

+1823

+1019

Мясо

374

363

1107

1482,1

1406,4

3349,9

-112

-678

Молоко

8727

9438

305,4

430,5

356,0

405,1

-442

+240


Окончание таблицы 3.17

Вид

 продукции

Изменение суммы прибыли, млн руб.

общее

в том числе за счет

объема

 реализации

цены

реализации

себестоимости

Зерно

+468

-60

+484

+44

Сахарная свекла

+52

+49

-46

+49

Картоф6ель

-69

+25

-71

-23

Овощи

-804

-106

+2117

-2815

Мясо

-566

+3

+136

-705

Молоко

+682

-36

+1181

-463

П р и м е ч а н и е . Источник: собственная разработка

Рассчитаем влияние факторов на изменение прибыли от реализации, например, зерна, используя способ цепной подстановки:

П0 = VРПi0*(Цi0 – Ci0) = 6584*(138,7 – 166,6) = -183694 тыс. руб.

Пусл1 = VРПi1*(Цi0 – Ci0) = 8748*(138,7 – 166,6) = -244069 тыс. руб.

Пусл2 = VРПi1*(Цi1 – Ci0) = 8748*(194 – 166,6) = 239695 тыс. руб.

П1= VРПi1*(Цi1 – Ci1) = 8748*(194 - 161,5) = 284310 тыс. руб.

∆Побщ = П1 – П0 = 284310 – (-183694) = 468004 тыс. руб.

∆Пvрп = (VРП1 - VРП0)*(Ц0 - C0)=(8748 – 6584)*(138, - 166,6) = -60375 тыс. руб.  

∆Пц = (Ц1 – Ц0)* VРП1 = (194 – 138,7)*8748 = 483764 тыс. руб.

∆Пс = -(С1 – С0)* VРП1 = -(161,5 – 166,)* 8748 = 44615 тыс. руб.

Аналогичные расчеты проводятся по каждому виду продукции.

Из данных таблицы 3.17 видно, что по зерну план по сумме прибыли перевыполнен на 468 млн руб., на что положительно повлияло увеличение среднереализационных цен и снижение себестоимости. От реализации картофеля в 2004 году был получен убыток в размере 135 млн руб., хотя планировался убыток в размере 66 млн руб. На увеличение размера убытка повлияло снижение цены реализации и увеличение себестоимости.

Наибольший размер прибыли  в 2004 году организация получила от реализации овощей в размере 1019 млн руб., хотя он ниже запланированного на 804 млн руб. На размер прибыли повлияло снижение объема реализации овощей и увеличение их себестоимости.

Наибольший убыток в 2004 году наблюдается по реализации мяса – 678 млн руб. По сравнению с прошлым годом он увеличился на 566 млн руб. в основном за счет увеличения себестоимости живой массы.

Следовательно, по основным видам продукции (зерну, сахарной свекле, овощам и молоку) в отчетном 2004 году организация получила прибыль, на что, в общем, положительно повлияло увеличение среднереализационных цен, снижение уровня себестоимости и увеличение объема реализации.

Рентабельность является одним из важнейших обобщающих показателей, используемых для экономической оценки эффективности работы предприятия. Она полнее, чем прибыль, отражает конечные результаты деятельности, так как ее величина характеризует соотношение эффекта с имеющимися в наличии или потребленными ресурсами. [51, с.29].

Проводимый комплексный и глубокий анализ показателей рентабельности позволяет изучать и оценивать эффективность деятельности организации, определить финансовую устойчивость, разработать оптимальные стратегические и тактические управленческие решения.

Методика анализа рентабельности реализованной продукции состоит в определении величины и факторов изменения рентабельности.

Для расчета уровня рентабельности товарной продукции за предыдущий и отчетный период, изучения влияния различных факторов на изменение уровня рентабельности используются следующие источники информации: ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках», (приложение Ф, Х, Ц), ф. № 7 «Реализация продукции» (приложение Ш, Щ, Э).

Рентабельность продукции (Рпр) исчисляется как отношение прибыли от реализации продукции (П) к полной ее себестоимости (С). Применение этого показателя рентабельности наиболее рационально при внутрихозяйственных аналитических расчетах, при контроле за прибыльностью (убыточностью) отдельных видов продукции, внедрение в производство новых видов продукции и снятие с производства нерентабельной продукции. Исчисляется по формуле:                                               Рпр = П/С*100 %.

Учитывая, что прибыль связана как с себестоимостью продукции, так и с ценой, по которой она реализуется, рентабельность продукции может быть исчислена как отношение прибыли к стоимости реализованной продукции по свободным или регулируемым ценам, т.е. к выручке от продаж (В).

Рентабельность продаж (Рп) показывает, сколько прибыли приходится на рубль реализуемой продукции:  Рп = П/В*100 %.

Рост показателя является свидетельством роста цен на продукцию при постоянных затратах на производство реализованной продукции или снижение затрат на производство при постоянных ценах. Соответственно снижение рентабельности продаж говорит о росте затрат на производство при постоянных ценах на продукцию или снижении цен на реализованную продукцию рассматриваемого предприятия, т.е. о падении спроса на нее.

Показатели рентабельности продукции и рентабельности продаж взаимосвязаны и характеризуют изменение текущих затрат на производство и реализацию как всей продукции, так и отдельных ее видов. Поэтому при планировании ассортимента производимой продукции учитывается, насколько рентабельность отдельных видов будет влиять на рентабельность всей продукции.

Весьма важно сформировать структуру производимой продукции в зависимости от изменения удельных весов продукции с большей или меньшей рентабельностью с тем, чтобы в целом повысить эффективность производства и получить дополнительные возможности увеличения прибыли.

Рентабельность производственной деятельности (Рd) рассчитывается путем отношения прибыли от реализации к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (З):  Рd = П/З*100 %.

Данный показатель рентабельности может рассчитываться в целом по организации, по отдельным отраслям и видам продукции. Показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля затраченного на производство и реализацию продукции. Показатель рентабельности производственной деятельности в значительной степени дублирует коэффициент рентабельности продаж, т.е. снижение значения показателя также свидетельствует о росте затрат на производство реализуемой продукции или о снижении цен на нее, с той лишь разницей, что рентабельность производственной деятельности более наглядно показывает влияние роста или снижения затрат на производство.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать