Учет занимает одно из главных мест в системе управления. Он отражает реальные процессы производства, обращения, распределения и потребления, характеризует финансовое состояние предприятия, служит основой для планирования его деятельности. В свою очередь процесс реализации продукции является одним из важнейших процессов в хозяйственной деятельности любого предприятия, следовательно, и организации его учета уделяется большое внимание в различных учебниках, учебных пособиях и периодических изданиях.
Порядок организации и ведения бухгалтерского учета в сельскохозяйственных организациях в соответствии с требованиями Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденного Постановлением Министерства Финансов Республики Беларусь от 30.05.2003 г. № 89, изложен в учебнике «Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве» под общей редакцией А.П. Михалкевича. Здесь с использованием информационных технологий отражены особенности применения новых регистров журнально-ордерной формы, разработанных для организаций агропромышленного комплекса с учетом требований международных принципов и стандартов финансовой отчетности, и составления бухгалтерской отчетности сельскохозяйственными организациями в соответствии с Инструкцией Министерства Финансов Республики Беларусь «О порядке формирования отчетности» от 17.02.2004 г. № 16.
Задачи учета реализации продукции, понятие возмещаемых и невозмещаемых расходов, связанных с реализацией продукции, понятие товарной продукции и каналов ее реализации описаны Тишковым И.Е. в учебнике «Бухгалтерский учет».
В связи с изменениями в учете и отчетности, обусловленными переходом к рынку, издается серия книг, отвечающих на теоретические и практические вопросы организации бухгалтерского учета. Автор серии профессор Н.И. Ладутько - известный в республике специалист по проблемам бухгалтерского учета, в свое книге «Учет продукции, работ, услуг и их реализации» отражает детально учет поступления готовой продукции из производства, организацию его учета, а также учет отгруженной продукции, выполненных работ и оказанных услуг, учет коммерческих расходов и налогов, относимых на реализацию продукции. Детально рассматривается расчет фактической себестоимости реализованной продукции, выявление финансовых результатов от реализации. Здесь также находят отражение оперативный учет выполнения планов поставок и совершенствование учета готовой продукции, работ, услуг и их реализации.
Расширение и совершенствование рыночной экономики приводит к увеличению числа предприятий малого и среднего бизнеса: унитарных предприятий, малых, совместных предприятий и других. Каждый субъект хозяйствования самостоятельно разрабатывает свою учетную политику, определяет конкретную методику, форму, технику ведения и организацию бухгалтерского учета исходя из действующих правил и особенностей хозяйствования.
В учебно-практическом пособии «Бухгалтерский учет» под редакцией Н.И. Ладутько на разработанном сквозном примере с заполненными учетными регистрами по трем формам учета (упрощенная, полная и сокращенная журнально-ордерная), изложен порядок ведения бухгалтерского учета с выходом на баланс организации.
В последние годы в периодических изданиях нашей республики, а также в журналах, издаваемых в Российской Федерации, освещаются вопросы относительно учета реализации готовой продукции в системах оптовой и розничной торговли, а также проблемам определения финансовых результатов от реализации продукции, как в сельском хозяйстве, так и в других отраслях.
Власенко И. в статье «Порядок заполнения, применения, учета и хранения бланков товарно-транспортных и товарных накладных, приемных квитанций на предприятиях и организациях Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь» подробно описала особенности документального оформления операций по реализации продукции в сельскохозяйственных организациях.
Ряд статей Федоркевич А.С. посвящены реализации. Она раскрывает порядок учета, описывает регистры синтетического и аналитического учета, дает определение понятию «договор контрактации», излагает учет возмещаемых и невозмещаемых расходов.
Проблема анализа использования продукции, реализации и финансовых результатов изучалась и изучается многими учеными в различных литературных источниках.
Особое внимание следует уделить учебнику Савицкой Г.В. «Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК», где изложена методика комплексного анализа результатов хозяйственной деятельности предприятий АПК с учетом достижений науки, практики и международных стандартов. Здесь предложены новейшие методики анализа, которые характерны для рыночной экономики, в частности методике анализа себестоимости продукции, прибыли и рентабельности с выделением постоянных и переменных затрат и другие.
Савицкая Г.В. в книге «Резервы повышения эффективности сельскохозяйственного производства: методика выявления и подсчета» на примере конкретных ситуаций из практики колхозов и совхозов в форме вопросов и ответов изложила методику выявления, подсчета и освоения внутрихозяйственных резервов увеличения объема реализации продукции и прибыли. Также здесь отражен опыт вовлечения выявленных резервов в производство.
Основным документом, регулирующим учет и отчетность в Республике Беларусь, является Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 18.10.1994г. №3321-X׀׀, действующий в редакции Закона Республики Беларусь от 25.06.2001г. № 42-3. Он определяет основы организации и ведения бухгалтерского учета, содержит общие требования, предъявляемые к составлению и предъявлению отчетности.
Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» от 08.11.1994г. №3373-X׀׀, действующий в редакции Закона Республики Беларусь от 18.12.2002г. № 164-3, определяет правовые основы осуществления аудиторской деятельности на территории республики; основные правила и порядок ее проведения; регулирование отношений, возникающих между организациями, осуществляющими самостоятельную финансово-хозяйственную деятельность, независимо от форм собственности и видов деятельности государственными органами, отдельными гражданами, аудиторами и аудиторскими организациями.
Дипломная работа выполнена на основе документальных материалов Минского районного унитарного предприятия «Агрокомбинат «Ждановичи».
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ
1.1. Товарная продукция и каналы ее реализации
Сбыт готовой продукции является завершающей стадией процесса кругооборота средств, на которой готовый продукт превращается в деньги и происходит удовлетворение производственных потребностей и потребностей населения в тех или иных материальных благах. Сельскохозяйственные организации реализуют основную массу произведенной продукции, а также выполненные на сторону услуги и работы своих вспомогательных, обслуживающих и промышленных производств.
Согласно Типовому плану счетов бухгалтерского учета готовая продукция – это изделия и полуфабрикаты, полностью законченные обработкой, соответствующие действующим стандартам или утвержденным техническим условиям, принятые на склад или заказчиком и снабженные сертификатом или другим документом, удостоверяющим их качество.
Готовая продукция составляет основную часть объема товарной продукции организации.
В состав объема товарной продукции (работ, услуг) за отчетный период включаются:
- готовая продукция и полуфабрикаты собственного производства;
- работы и услуги промышленного характера;
- работы и услуги непромышленного характера;
- покупные изделия (приобретенные для комплектации);
- стоимость продукции вспомогательных и подсобных производств (ремонтных, тарных участков, производство электроэнергии, теплоэнергии, пара, газа, воды, инструментов, приспособлений и т.п.), отпущенной на сторону или непромышленным хозяйствам своей организации;
- стоимость работ по освоению и внедрению новой техники, выполненных организацией, затраты по которым возмещаются в установленном порядке и отражаются в себестоимости товарной продукции. [21, с. 4-5]
Следовательно, к товарной продукции относят и выполненные работы, предоставленные услуги, если они оказаны сторонним организациям, своему капитальному строительству, своим непромышленным производствам и хозяйствам при условии их сдачи заказчикам.
Основными задачами бухгалтерского учета готовой продукции являются:
1) правильный и своевременный учет наличия и движения готовой продукции на складах, холодильниках и других местах хранения продукции;
2) контроль за выполнением планов по объему, ассортименту, качеству выпущенной продукции и обязательств по ее поставкам;
3) контроль за сохранностью готовой продукции и соблюдением установленных лимитов;
4) контроль за выполнением плана по реализации продукции и своевременностью оплаты за реализованную продукцию;
5) выявление рентабельности всей продукции и ее отдельных видов. [21, с. 11-12]
Для успешного выполнения этих задач необходимы ритмичная работа организации, правильное ведение складского хозяйства и сбыта, своевременное документальное оформление хозяйственных операций.
Канал реализации – это возможное сочетание звеньев и предприятий, через которые может осуществляться доставка товара от производителя до последнего звена через сеть различных сбытовых предприятий. [24, с. 9]
Существует два основных типа каналов товародвижения – прямые и косвенные. Прямые связаны с перемещением продукции от производителя к потребителю без использования независимых посредников. Этот тип сельскохозяйственная организация использует через свои торговые точки. Ведущая роль в системе сбыта сельскохозяйственной продукции должна принадлежать прямым связям между товаропроизводителями и потребителями, развитие которых требует постоянных деловых контактов между партнерами. Косвенные связаны с перемещением продукции от производителя к независимому участнику товародвижения, а затем – к потребителю. Участие в сбыте и продвижении продукции принимают посредники-оптовики, закупщики и т.д.
Первая форма сбыта имеет место на товарном рынке организаций. Этот канал характерен для реализации продукции на рынке, детским и лечебным учреждениям, колхозникам, рабочим и служащим сельскохозяйственных предприятий, а также как предложение производителями продуктов земледелия населению в порядке «самоуборки». В основном прямой канал распределения предусматривает реализацию мелких партий, что дорого и нерационально. Вторая форма сбыта вводит звено розничного торговца. В его задачи входит содержание товарного запаса на складе и осуществление продажной деятельности. Данный канал также предусматривает реализацию малых партий товара производителем в государственную торговую сеть, а также через свои фирменные магазины. Потребитель, прежде чем купить товар может ознакомиться с ним в магазине. [24, с. 9]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24