Применение нормативного метода планирования, учета и калькуляции себестоимости продукции (работ, усл...

Субсчет 79-9 предназначен для учета расчетов управления железной дороги с отделениями и предприятиями дорожного подчинения, отделения дороги с линейными предприятиями, которые не могут быть учтены на других субсчетах к счету 79.

Аналогично внутриведомственным расчетам при составлении сводной отчетности по основной деятельности внутрихозяйственные расчеты, учтенные на счете 79, взаимоисключаются:

на уровне сводной отчетности отделения дороги - между отделением дороги и линейными предприятиями;

на уровне сводной отчетности железной дороги - между управлением и отделениями железной дороги, управлением железной дороги и предприятиями дорожного подчинения.

Объективной причиной использования в учете внутренних расчетов являются технологические и организационные особенности работы железных дорог, связанные с особенностями формирования транспортной продукции.

Транспортная продукция - услуга по перевозке грузов, пассажиров, почты и багажа - формируется на уровне сети железных дорог в целом. Каждая железная дорога имеет продукцию в форме законченной транспортной услуги только при осуществлении перевозок в местном сообщении. При перевозках в прямом сообщении каждая железная дорога выполняет определенные технологические операции, которые складываются в законченную транспортную услугу в целом по сети железных дорог после того, как груз, погруженный на дороге отправления, проследовавший через транзитные железные дороги, будет выгружен на дороге назначения или после того, как пассажир, вошедший в вагон, проследовавший через транзитные железные дороги, выйдет на дороге назначения. По существу это означает, что являющиеся коммерческими организациями железные дороги сами по себе, рассматриваемые по отдельности, изолированно от других железных дорог, не имеют законченной продукции, которую могли бы реализовать. В этом принципиальное отличие железных дорог от предприятий других отраслей народного хозяйства (например, от промышленных предприятий).

Любое промышленное предприятие имеет законченную продукцию, может реализовать ее на внутреннем или внешнем рынке и в связи с этим может существовать автономно и независимо от других подобных ему предприятий. Любое другое предприятие, изготавливающее аналогичную продукцию, может рассматриваться промышленным предприятием только в качестве конкурента. Но именно такой подход не может быть применен к осуществляющим перевозки железным дорогам.

Пассажир, приобретая билет от Москвы до Владивостока, покупает не отдельные технологические операции железных дорог отправления, назначения и транзитных железных дорог, через которые он будет следовать, а возможность проехать от Москвы до Владивостока. То же самое делает, оплачивая перевозку груза, грузоотправитель. Таким образом, покупая на какой-либо железной дороге услугу по перевозке, клиент оплачивает не совокупность технологических операций данной железной дороги, а работу всех железных дорог, которые обеспечивают его проезд или перевозку груза от станции отправления до станции назначения.

Линейные предприятия в составе железной дороги, таким образом, тоже не имеют законченной продукции. Каждое линейное предприятие выполняет лишь определенные технологические операции перевозочного процесса. Продукция линейного предприятия не имеет формы законченной транспортной услуги и у нее только один потребитель - железная дорога или ее отделение. Других потребителей продукция линейных предприятий не имеет.

Оплатить продукцию линейного предприятия отделение дороги может только после того, как получит средства от управления железной дороги за работу, выполненную отделением дороги в целом, а управление железной дороги в свою очередь должно получить средства от МПС России.

Совокупность технологических операций, выполняемых линейными предприятиями и (или) отделениями дорог, оплачивается вышестоящей организацией (отделением или управлением железной дороги) по расчетным ценам. Грузоотправители, грузополучатели и пассажиры в свою очередь оплачивают услуги по перевозкам по регулируемым государством ценам (тарифам).

Особенности формирования транспортной продукции определяют и специфический для железных дорог механизм формирования выручки, доходных поступлений и доходов от перевозок.

Для предприятий других отраслей народного хозяйства существует только одно понятие - выручка, т.е. доходы от обычных видов деятельности. В бухгалтерском учете выручка таких предприятий отражается в общеустановленном порядке по кредиту счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)". Определение величины выручки и ее признание в бухгалтерском учете осуществляются в соответствии с положением по бухгалтерскому учету "Доходы организации" (ПБУ 9/99).

На железнодорожном транспорте при сохранении установленных ПБУ 9/99 общих методологических принципов определения величины доходов и их признания в бухгалтерском учете, учитывая специфику формирования транспортной продукции, вместо одного понятия "выручка" применяется несколько понятий: "выручка", "доходные поступления" и "доходы от перевозок".

Доходы железных дорог формируются МПС России посредством распределения между железными дорогами доходных поступлений. При этом доходные поступления в прямом сообщении (т.е. когда в перевозке участвуют несколько железных дорог) распределяются между железными дорогами, участвующими в перевозке, и включаются в их доходы.

Доходные поступления в местном сообщении (т.е. при осуществлении перевозки в рамках одной железной дороги) между железными дорогами не распределяются, а включаются в доходы железной дороги, осуществляющей перевозку.

Отражение в бухгалтерском учете железных дорог выручки и доходных поступлений осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке бухгалтерского учета выручки, доходных поступлений и доходов на железных дорогах.

Для учета сумм доходных поступлений используется балансовый счет 77 "Внутриведомственные расчеты", к которому открывается субсчет 3 "По доходным поступлениям". При этом начисление провозных платежей отражается бухгалтерской записью по дебету счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" в корреспонденции с кредитом субсчета 77-3 "По доходным поступлениям". Субсчет 77-3 имеет подробную аналитику, позволяющую детализировать в учете движение сумм по этому субсчету с выделением важнейших позиций.

Полученные железной дорогой по выписке взаимных расчетов от МПС России суммы доходов от перевозок учитываются по дебету субсчета 77-2 "По доходам от перевозок и прочим операциям железной дороги" в корреспонденции с кредитом субсчета 46-1 "Доходы железной дороги от перевозок". По дебету субсчета 46-1 в корреспонденции с кредитом субсчета 79-3 "По доходам от перевозок предприятий железной дороги" учитываются суммы доходов от перевозок, причитающиеся отделениям дорог и предприятиям дорожного подчинения, которые финансовая служба железной дороги передает этим предприятиям по авизо.

Отделения железных дорог, линейные предприятия и предприятия дорожного подчинения причитающиеся им доходы от перевозок учитывают по дебету субсчета 79-3 в корреспонденции с кредитом субсчета 46-2 "Доходы предприятий железной дороги от перевозок".

Приведенный выше порядок бухгалтерского учета выручки, доходных поступлений и доходов от перевозок грузов, пассажиров, почты и багажа ориентирован на действующее законодательство, в том числе налоговое. При изменении законодательства этот порядок может уточняться (изменяться).

Помимо доходов от перевозок предприятия основной деятельности железных дорог имеют доходы от подсобно-вспомогательной деятельности, получаемые в основном за счет реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) предприятиям, не входящим в состав основной деятельности железных дорог, и населению. Перечень таких работ и услуг чрезвычайно разнообразен и включает, в частности, погрузочно-разгрузочные работы, ремонт подвижного состава и контейнеров, транспортно-экспедиторские операции, реализацию населению товаров народного потребления и т.д.

Железные дороги заинтересованы в расширении ассортимента, повышении качества и доходности работ и услуг, связанных с подсобно-вспомогательной деятельностью. С целью стимулирования развития этой деятельности МПС России утверждает перечень наиболее типичных работ и услуг, по которым железным дорогам устанавливаются плановые задания по получению доходов и сбору выручки денежными средствами. МПС России и железные дороги контролируют выполнение этих заданий.

Помимо доходов от подсобно-вспомогательной деятельности МПС России планирует получение железными дорогами некоторых видов операционных доходов.

Учет расходов, связанных с осуществлением перевозочной (эксплуатационной) и подсобно-вспомогательной деятельности, осуществляется в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5.08.92 г. N 552 (с последующими дополнениями и изменениями), отраслевыми особенностями состава затрат, согласованными с Минфином России и Минэкономики России, положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99) и Номенклатурой расходов по основной деятельности железных дорог Российской Федерации. Номенклатура расходов разработана во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 18.02.98 г. N 215, согласована с Минфином России, Минэкономики России и ФСЕМТ России (в настоящее время - МАП России) и утверждена МПС России.

Все расходы предприятий основной деятельности железных дорог подразделяются на расходы по эксплуатационной и по подсобно-вспомогательной деятельности. В соответствии с этим Номенклатура расходов разделена на две части: часть А "Эксплуатационная деятельность железных дорог" и часть Б "Подсобно-вспомогательная деятельность". Далее расходы (как по эксплуатационной, так и по подсобно-вспомогательной деятельности) подразделяются на расходы, непосредственно связанные с перевозочной или подсобно-вспомогательной деятельностью (основные расходы), и на расходы, связанные с обслуживанием производства и содержанием аппарата управления (общехозяйственные расходы).

К основным расходам относятся, например, расходы по начислению амортизации, деповскому и капитальному ремонту грузовых вагонов, пассажирских и багажных вагонов, локомотивов, по текущему содержанию пути и постоянных устройств, защитных лесонасаждений и т.д. В качестве примера общехозяйственных расходов можно привести затраты на оплату труда работников аппарата управления, расходы по содержанию служебных легковых автомобилей, используемых для обслуживания работников аппарата управления, затраты на оплату труда работников, занятых обслуживанием и текущим ремонтом зданий, сооружений и инвентаря общехозяйственного назначения, расходы по содержанию военизированной, пожарной и сторожевой охраны, амортизацию нематериальных активов и т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать