2.1. Краткая характеристика деятельности предприятия
Предприятие «Дирекция по обслуживанию пассажиров » - Калининградской железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги» зарегистрировано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 585 от 18 сентября 2003 года.
Установленный капитал 203000 рублей. Место нахождения: г. Калининград, ул. Киевская, 3.
Исследуемое предприятие имеет два вида деятельности: эксплутационная и подсобная.
Эксплутационная деятельность – обеспечение, организация перевозок пассажиров и деловой ремонт вагонов. Доходом по основной деятельности является право по эксплуатации, получаемое централизованно от управления железной дороги.
К подсобной деятельности относится база обслуживания пассажиров, зарядка огнетушителей, реализация товарно–материальных ценностей бывших в употреблении и непригодных для эксплуатации в пассажирских вагонах и других цехах депо, реализация излишних и неиспользуемых товарно – материальных ценностей по договорным ценам и другое. По подсобной деятельности выручка от реализации работ, услуг определяется по моменту поступлению оплаты.
Организационная структура ДОП представляет собой иерархическую схему. Организационная структура в целом соответствует масштабам и специфике деятельности предприятия, ориентирована на рыночные условия. Соблюдается разделение между различными служащими таких функций, как:
- непосредственный доступ к активам предприятия
- разрешение на осуществление операций с активами
- непосредственное осуществление хозяйственных операций
- отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учете.
Применяемый на предприятии стиль работы руководства не соответствует желаемому, является слабым местом в системе внутреннего контроля. Система внутреннего контроля включает в себя:
- систему бухгалтерского учета
- контрольную среду
- отдельные средства контроля
Под контрольной средой понимают осведомленность и практические действия руководства экономического субъекта, направленные на установление и поддержание системы внутреннего контроля.
Кадровая политика ДОП направлена на создание постоянных квалифицированных кадров. При найме на работу определяют испытательный срок – 3 месяца. При несоответствии работника занимаемой должности, нарушения трудовой дисциплины, руководство принимает соответствующие меры, вплоть до увольнения.
На предприятии ежегодно проводится инвентаризация остатков материальных ценностей. Недостача списывается на финансовый результат, либо удерживается из заработной платы материально-ответственного лица.
Ежегодно, перед составлением годовой отчетности, проводится инвентаризация основных средств.
С работниками предприятие в лице директора заключило двухсторонний «договор о материальной ответственности». В случае причинения ущерба виновная сторона обязана возместить его стоимость.
Анализ хозяйственной деятельности организации состоит из управленческого анализа и финансового анализа.
К управленческому анализу можно отнести внутрихозяйственный производственный анализ и внутрихозяйственный финансовый анализ, которые заключаются в исследовании следующих аспектов деятельности организаций:
- обоснованность и реализация бизнес-планов;
- маркетинг;
- эффективность деятельности организации;
- условия производства;
- использование производственных ресурсов;
- производство продукции;
- экономическая эффективность производства и реализации прибыли.
К финансовому анализу относятся внутрихозяйственный финансовый анализ и внешний финансовый анализ, которые заключаются в исследовании следующих аспектов деятельности организаций:
- абсолютные показатели по прибыли;
- рентабельность производства и реализации;
- ликвидность, платежеспособность и финансовая устойчивость;
- использование собственного капитала;
- эффективность использования заемных средств.
Вышеуказанный перечень не является исчерпывающим при проведении организацией анализа финансово-хозяйственной деятельности.
Необходимо иметь в виду, что на финансовые показатели организации оказывают влияние не только технические, организационные и природные условия самого процесса производства, но и те социальные условия производственного коллектива, финансово-экономические условия организации, так как от степени этих условий зависит степень использования производственных ресурсов, средств и предметов труда, то есть фондоотдача, материалоемкость продукции, производительность труда.
Реализация задач организации осуществляется посредством совместной деятельности людей. Чтобы она достигла своей цели, ее нужно координировать, направлять в нужную сторону, обеспечивать необходимый уровень взаимодействия между участниками.
Так, ни одна задача не будет решена с должным качеством и минимальными затратами, если работники-руководители и исполнители- не будут в этом заинтересованы. От сюда вытекает важнейшая функция менеджмента – мотивационная. Она заключается в определении потребностей людей, выборе наиболее подходящего и действенного в данной ситуации способа их удовлетворения с тем, чтобы обеспечить их максимальную активность в процессе достижения целей, стоящих перед организацией.
Результаты деятельности организации и ее сотрудников необходимо время от времени проверять, оценивать и корректировать. Это составляет содержание контрольной функции менеджмента, которой в «Дирекции по обслуживанию пассажиров» уделяется большое внимание.
Организационная структура управления ДОП определяется назначением предприятия, его местоположением, спецификой работы и другими факторами. Она является отражением полномочий и обязанностей, возложенных на каждого работника. Обязанности руководителя «Дирекции по обслуживанию пассажиров» исполняет начальник ДОП как высший менеджер. В его подчинении находятся основные производственные структуры, как видно на рис 2.1
Рис. 2.1 Организационная структура управления ДОП
Эта структура позволяет быстро и оперативно принимать решения и обеспечивать их выполнение, не прибегая к системе стимулов. Вместе с тем эта структура имеет ряд минусов: недостаточная компетентность отдельных руководителей, келейность при принятии решения, кастовый подбор кадров. В практике нынешнего российского менеджмента это чаще всего выражается в чрезвычайной семейственности как производства, так и государственного строительства.
Среди методов, применяемых в менеджменте, различают массу узконаправленных: методы постановки целей, принятия решений, прогноза, планирования и т.д. В месте с тем и достаточно общие, связанные с ведущей функцией менеджмента, управления. Функции управления реализуются с помощью определенных методов: организационных, административных, экономических и социально-психологических.
В условиях необходимости оперативно решать самые разнообразные проблемы «Дирекции по обслуживанию пассажиров», административные методы, сковывающие инициативу исполнителей, перестали соответствовать реальным потребностям управления. Нужны методы, позволяющие рядовым работникам на основе материальной заинтересованности самим проявлять инициативу и отвечать за результаты принимаемых ими решений. И такие методы, получившие название экономических, начали внедряться в 2001 году в ДОП. В отличие от административных, экономические методы предполагают не прямое, а косвенное воздействие на объект управления. Непосредственным исполнителем устанавливаются только цели, ограничения и общая линия поведения, в рамках которых они сами ищут оптимальные способы решения проблем. Своевременное и качественное выполнение заданий вознаграждается различного рода денежными выплатами, которые являются не только заслуженными, а заработанными, например, за счет экономии или дополнительной прибыли, полученной вследствие проявления личной инициативы. Поскольку размер выплат напрямую зависит от достигнутого результата, работник непосредственно экономически заинтересован в его улучшении.
Доходами предприятия являются: комиссионный сбор, получаемый от продажи билетов пассажирам, доходы от временного хранения багажа, от реализации газет, журналов, канцелярских товаров, платный туалетов, реализации постельных принадлежностей и кондитерских изделий, доходы от продажи бывших в употреблении и неходовых товарно- материальных ценностей по договорным ценам, реализация металлолома, перевозки корреспонденции, сдачи имущества в аренду: комнаты отдыха, услуги носильщика.
Доходы от услуг предоставляемых пассажирам на вокзале, доходы от подсобно – вспомогательной деятельности вокзала ст. Пассажирская, доходы от услуг предоставляемых пассажирам в поездах за 2002 год можно проанализировать к 2001 году.
Таблица 2.1 Доходы от услуг, предоставляемых пассажирам на вокзале
Наименование
2001г.
2002г.
к 2001г
Камера хранения
186,3
272,6
146%
Багажное отделение
194,1
518,5
276%
Услуги носильщика
11,2
25,7
22,9%
Комната отдыха
219,7
396,7
181%
В т.ч. проживания
261,7
401,9
185%
Справочное бюро
11,9
51,3
431%
Сервис центр
315,6
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28