Отклонения фактических затрат от установленных норм по отдельным расходам определяют методом документирования или инвентарным методом.
Текущий учет затрат по нормам и отклонений от них ведут, как правило, только по прямым расходам (сырье и материалы, заработная плата). Отклонения по косвенным расходам распределяют между видами продукции по истечении месяца. Аналитический учет затрат на производство продукции осуществляют в карточках или особого рода оборотных ведомостях, составляемых по отдельным видам или группам продукции.
1.3.2. Действие системы нормативного учета затрат
Система нормативного определения затрат больше всего подходит организации, чья деятельность состоит из ряда одинаковых или повторяющихся операций. Поэтому ее использование уместно в промышленных фирмах, так как операции часто имеют циклический характер. Систему нормативного учета затрат можно применить и к непромышленным видам деятельности, для которых свойственны повторяющиеся операции. Гораздо труднее ее использовать в деятельности, где операции не цикличны, так как не существует базы для наблюдения и нельзя установить нормативы. Система нормативного учета затрат может быть применена организацией, которая производит разнообразные товары и производственный цикл которой состоит из ряда последовательных операций. К примеру, если на фабрике применяются пять видов операций, то на их основе можно производить широкий ассортимент различных товаров. Иными словами, можно произвести много разнообразных товаров, применяя небольшое количество операций. Поэтому нормативные издержки следует применять к повторяющимся операциям. Нормативные издержки продукта вычисляются простым сложением нормативных затрат на все операции, необходимые для производства товара.[7] Приведем пример в таблице 1.1:
Таблица 1.1 Нормативные затраты операций, необходимые для производства товара
Нормативные издержки, анализируемые по операциям и по продуктам
Центры ответственности
№ операции
Нормативные
издержки на операцию (руб)
Продукция
Общие нормативные
издержки, руб.
Фактические издержки, руб
500
501
502
503
504
505
506
А
1
50
*
*
*
*
*
*
300
В
2
60
*
*
*
180
С
3
70
*
*
*
210
D
4
80
*
*
*
*
320
Нормативные издержки на единицу продукции, руб.
200
190
150
110
120
110
130
1010
Предположим, что нормативные затраты по четырем операциям 50 , 60, 70 и 80 руб. соответственно. Нормативная себестоимость продукции 500 (200) вычисляется путем сложения 50 на операцию 1; 70 и 80 на операции 3 и 4. Нормативные издержки других продуктов вычисляются подобным способом. Кроме того, рассчитываются нормативные затраты общего выпуска продукции по каждой операции. Например, операция 1 применяется при производстве шести видов продукции, что в сумме дает 300 (6 х50); операция 2 используется при изготовлении трех товаров, что составляет 180 (3 х 60) и т.д.
Из таблицы 1.1 видно, что каждый центр ответственности отвечает за определенную операцию. Нет смысла с точки зрения контроля за себестоимостью сравнивать фактические затраты на производство продукта 500 с нормативными издержками в 200, так как три разных центра (А, С и D) несут ответственность за отклонения. Ни один из центров не является единственным ответчиком за отклонения. Эффективный контроль за издержками предполагает передачу информации о нормативных и фактических издержках за период менеджеру, который отвечает за операцию. Следовательно, если фактические затраты центра А сравниваются с нормативными затратами в 300 на выпуск шести видов продукции, менеджер этого подразделения будет отвечать за всю сумму отклонений. Заметьте, что термин "отклонения" используется для обозначения разницы между нормативными и фактическими издержками. Эффективный контроль может быть достигнут только путем сравнения общих фактических издержек с нормативными затратами за период по каждому центру ответственности. Сравнение нормативных и фактических затрат на единицу продукции не способно установить, на каком этапе производства были допущены отклонения. Анализ отклонений затрат на производство единицы продукции не подходит для эффективного контроля за издержками.
На рис. 1.1 изображена общая схема действия системы нормативного учета затрат. Видно, что нормативные затраты на фактически выпущенный объем продукции за определенный период рассматриваются по каждому центру ответственности (Центр ответственности — это подразделение организации, которое управляется менеджером, отвечающим за результат работ) отдельно. Фактические затраты за тот же период также записываются на счет центра ответственности. Путем сравнения нормативных и фактических издержек выявляются отклонения. К примеру если фактические затраты на выпуск шести видов продукции, производимых в центре А за период составляют 450, а нормативные затраты 300 (см. таблицу 1.1), то отклонение составит 150 руб.
Рис. 1.1 . Схема действия системы нормативного учета затрат
Действие системы нормативного учета затрат дает возможность детально проанализировать отклонения. К примеру, отклонения для каждого центра ответственности можно выявить по элементам затрат (материалы, труд, накладные расходы), а затем каждый элемент затрат проанализировать с позиции нормативного расходования ресурсов и нормативных цен на ресурсы. Бухгалтер помогает менеджерам, указывая на возникающие отклонения, а менеджер может принять необходимые меры для выявления их причин. Например, бухгалтер мог бы определить причину отклонения по использованию материалов как излишнее потребление материала в определенной операции, в то время как менеджер подразделения должен исследовать весь процесс и выявить реальные причины, вызвавшие перерасход. Результатом такого расследования будут корректирующие мероприятия. Если обнаружится, что причиной отклонения является постоянное изменение внешней среды, то норматив следует пересмотреть.
Можно поспорить о том, что нет смысла сравнивать фактические издержки с нормативными, потому что такое сравнение возможно только после завершения какой-либо операции. Однако, если человек заранее знает, что результаты его работы будут сравниваться с нормативами, он будет работать по другому, чем если бы он знал, что его работа не будет оцениваться вовсе. Даже если для менеджера не представляется возможным изменить результаты работы после окончания операции, показатель, насколько хорошо человек справился с работой в прошлом, подскажет как работнику, так и его начальнику пути получения лучших результатов в будущем.[7]
1.3.3. Установление нормативных затрат
Контроль над затратами наиболее эффективен в момент возникновения этих затрат. Поэтому нормативы по количеству потребляемых материалов, труда и услуг следует устанавливать на единицу продукции, а не заранее определять общие нормативные затраты на весь объем производства. Отклонения должны показывать причину своего возникновения. Нормативные затраты на производство продукции рассчитываются путем суммирования нормативных издержек всех операций, необходимых для производства определенного продукта. Если снова обратиться к таблице 1.1, будет видно, что нормативные издержки продукта 500 — 200 руб. Это число получается путем сложения нормативных издержек по операциям 1, 3 и 4. Существует 2 подхода, которые можно применить для расчета нормативных затрат. Во-первых, для оценки потребности в труде и материалах можно использовать записи прошлых лет. Во-вторых, нормативы можно установить, основываясь на инженерном исследовании. При инженерном исследовании на основе спецификации материалов, труда и оборудования осуществляется пристальное наблюдение за ходом каждой операции. Если для установления нормативов используются записи прошлых лет, существует опасность, что нормативы будут отражать прошлую неэффективность производства. Нормативы устанавливаются на основе опыта прошлых лет по одинаковым или подобным операциям. Излишнее потребление труда или материалов следует сократить, можно также ужесточить нормативы произвольным процентным уменьшением требуемого количества ресурсов. Недостатком этого метода является то, что в отличие от инженерного исследования он не ищет наилучшую комбинацию ресурсов, производственных методов и качества продукта.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28