Некоторые из основных расходов являются специфическими для тех или иных отраслевых хозяйств (пассажирского, локомотивного, вагонного, грузовой и коммерческой работы, перевозок и т.д.). Например, расходы по деповскому и капитальному ремонту грузовых вагонов характерны для предприятий вагонного хозяйства (грузовых вагонных депо), расходы по ремонту локомотивов - для предприятий локомотивного хозяйства (локомотивных депо), а отчисления в резерв на капитальный ремонт основных средств и в резерв по подготовительным ремонтно-путевым работам в связи с сезонным характером производства осуществляют только предприятия хозяйства пути (дистанции пути, путевые машинные станции и рельсосварочные поезда). Такие расходы, специфические для соответствующих отраслевых хозяйств, называются основными прямыми расходами.
Кроме основных прямых расходов существуют расходы, основные общие для всех отраслевых хозяйств (в Номенклатуре расходов для них сохранено традиционное название "Расходы, основные общие для всех отраслей хозяйства железных дорог"). Как следует из названия, указанные расходы непосредственно связаны с производственным процессом, но могут иметь место во всех отраслевых хозяйствах (поэтому и называются основными общими расходами). В составе таких расходов, в частности, традиционно учитываются затраты на оплату труда производственного персонала за неотработанное время, отчисления в государственные внебюджетные фонды (кроме соответствующих расходов, относящихся к работникам, затраты на оплату труда которых учитываются в составе общехозяйственных расходов) и др.
Общехозяйственные расходы подразделяются на общехозяйственные без расходов по содержанию аппарата управления и расходы по содержанию аппарата управления. Отдельно в составе общехозяйственных расходов выделяются непроизводительные расходы. Непроизводительными являются расходы, обусловленные технологическими, организационными и другими нарушениями, бесхозяйственностью или естественными свойствами предметов и средств труда (средств производства). Они не образуют новых потребительных стоимостей и с точки зрения предприятий и общества представляют собой потери ресурсов (материальных, денежных, трудовых и т.д.). Величина непроизводительных расходов характеризует качество работы предприятий железнодорожного транспорта.
Непроизводительные расходы учитываются по следующим статьям Номенклатуры расходов:
513 "Потери от простоев по внутрипроизводственным причинам";
514 "Внеплановый ремонт локомотивов";
515 "Ликвидация последствий аварий и крушений";
516 "Ликвидация последствий брака в работе, вызванного нарушением Правил технической эксплуатации";
517 "Перегрузка вагонов по технической и коммерческой неисправности";
518 "Уплата за недостающие и ненормально изношенные запасные части при ремонте подвижного состава";
519 "Недостачи и потери от порчи ценностей";
520 "Прочие непроизводительные расходы".
Из приведенного перечня видно, что под непроизводительными расходами понимаются такие расходы, которые образуются при выполнении незапланированных, заранее не предусмотренных действий, вызывающих нарушение нормального производственного процесса.
В Номенклатуре расходов для эксплуатационной деятельности приведен исчерпывающий (закрытый) перечень статей основных прямых расходов. Указанные статьи группируются в разрезе предприятий и отраслевых хозяйств по разделам:
I "Пассажирское хозяйство";
II "Хозяйство грузовой и коммерческой работы";
III "Хозяйство перевозок";
IV "Локомотивное хозяйство";
V "Вагонное хозяйство";
VI "Хозяйство пути";
VII "Хозяйства гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения";
VIII "Хозяйство сигнализации, связи и вычислительной техники" (в настоящее время разделилось на два самостоятельных хозяйства);
IX "Хозяйство электрификации и электроснабжения";
X "Технологические центры железных дорог по обработке перевозочных документов (ТехПД) и восстановительные поезда";
XI "Расходы по обслуживанию перевозок иностранными железными дорогами".
Внутри каждого раздела статьи расходов группируются по местам их возникновения (т.е. по предприятиям).
Если на железных дорогах отдельные эксплуатационные работы выполняются не теми предприятиями, в числе основных прямых расходов которых Номенклатурой предусмотрены соответствующие статьи учета расходов по таким работам, а другими предприятиями, то для планирования и учета таких расходов этих предприятий применяются те же статьи, что и для планирования и учета аналогичных расходов предприятий, предусмотренных Номенклатурой.
В отдельные разделы выделены расходы, основные общие для всех отраслевых хозяйств (разделы XII Номенклатуры расходов), и общехозяйственные расходы (раздел XIII).
В отличие от расходов по эксплуатационной деятельности по подсобно-вспомогательной деятельности в Номенклатуре расходов приведен лишь перечень статей наиболее типичных для железных дорог основных прямых расходов. Аналитический учет расходов, по которым в Номенклатуре не предусмотрены специальные статьи, связанных с выполнением работ, ведется по свободным статьям Номенклатуры расходов.
Как и статьи основных прямых расходов по эксплуатационной деятельности, статьи основных прямых расходов по подсобно-вспомогательной деятельности в Номенклатуре расходов сгруппированы в разрезе предприятий и отраслевых хозяйств по разделам:
XIV "Хозяйство грузовой и коммерческой работы";
XV "Локомотивное хозяйство";
XVI "Пассажирское и вагонное хозяйства";
XVII "Хозяйство пути";
XVIII "Хозяйство электрификации и электроснабжения";
XIX "Хозяйство материально-технического снабжения";
ХХ "Оказание услуг по международным перевозкам";
ХХI "Хозяйства гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения";
ХХI "Автотранспортное хозяйство";
ХХII "Хозяйство рабочего снабжения".
Внутри каждого раздела статьи расходов сгруппированы по соответствующим местам их возникновения (т.е. по предприятиям).
Учет расходов, основных общих для всех отраслевых хозяйств, и общехозяйственных расходов ведется по соответствующим статьям разделов XII и XIII Номенклатуры расходов, если иное не предусмотрено Указаниями к Номенклатуре расходов, Методическими указаниями по применению Плана счетов бухгалтерского учета основной деятельности железных дорог и отраслевыми инструкциями по бухгалтерскому учету.
Для отражения в бухгалтерском учете эксплуатационных расходов используется субсчет 1 "Перевозки", открытый к счету 20 "Основное производство". Для учета расходов по подсобно-вспомогательной деятельности в зависимости от видов производств, хозяйств и услуг используются следующие счета (субсчета) бухгалтерского учета:
20-2 "Погрузочно-разгрузочные работы";
20-3 "Транспортно-экспедиционные операции";
23 "Вспомогательные производства";
29 "Обслуживающие производства и хозяйства".
Помимо указанных счетов (субсчетов) для учета расходов по подсобно-вспомогательной деятельности могут применяться счета 28 "Брак в производстве" и 44 "Издержки обращения", однако для предприятий основной деятельности железных дорог применение этих счетов нехарактерно. Счет 44, в частности, используется только предприятиями хозяйства рабочего снабжения. Предприятия-застройщики, осуществляющие работы некапитального характера, для учета расходов, связанных с выполнением этих работ, используют счет 30 "Некапитальные работы".
Коммерческих расходов, учитываемых на счете 43 "Коммерческие расходы", предприятия основной деятельности железных дорог практически не имеют. На железных дорогах этот счет используется для учета расходов по начислению фонда НИОКР. При этом сам фонд НИОКР формируется централизованно в МПС России, а в финансовых службах железных дорог на счете 43 отражаются расходы по его начислению.
Если работы, выполняемые одними и теми же работниками, относятся частично к эксплуатационной, частично к подсобно-вспомогательной деятельности и основные прямые расходы нельзя сразу отнести на соответствующие счета, их в течение месяца собирают по превалирующему признаку затрат или в соответствии с порядком планирования на счетах 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства", а затем распределяют между эксплуатационной и подсобно-вспомогательной деятельностью и в определенной доле по элементам затрат относят на соответствующие счета (субсчета) учета затрат.
Расходы, основные общие для всех отраслевых хозяйств, на предприятиях, у которых имеются только расходы по перевозкам, учитываются в составе эксплуатационных расходов на субсчете 20-1 "Перевозки".
На предприятиях, у которых кроме расходов по перевозкам имеются расходы по подсобно-вспомогательной деятельности, возникает необходимость в распределении основных общих расходов между эксплуатационной и подсобно-вспомогательной деятельностью, часть основных общих расходов, которая не может быть по первичным документам сразу отнесена на соответствующие счета (субсчета) учета затрат (например, расходы по статьям 456 "Транспортные расходы", 457 "Затраты по оплате труда производственного персонала за неотработанное время", 459 "Отчисления на социальные нужды производственного персонала", 461 "Техника безопасности, производственная санитария и охрана труда" и т.д.), предварительно собирается на счете 25 "Общепроизводственные расходы". Учтенные на счете 25 суммы ежемесячно распределяются между эксплуатационной и подсобно-вспомогательной деятельностью и в определенной доле по элементам затрат списываются на соответствующие счета (субсчета) учета затрат.
Другая часть основных общих расходов на счете 25 не учитывается, а по первичным документам относится на соответствующие счета (субсчета) бухгалтерского учета.
Особенности учета расходов, основных общих для всех отраслевых хозяйств, на конкретных предприятиях (в механизированных дистанциях погрузочно-разгрузочных работ, в автотранспортных предприятиях, находящихся на самостоятельном балансе, и в некоторых других) определяются Указаниями к Номенклатуре расходов, Методическими указаниями по применению Плана счетов бухгалтерского учета основной деятельности железных дорог и отраслевыми инструкциями по бухгалтерскому учету.
Общехозяйственные расходы планируются и учитываются отдельно по эксплуатационной и подсобно-вспомогательной деятельности.
На предприятиях, выполняющих перевозки, общехозяйственные расходы в том случае, если они не могут быть учтены раздельно по эксплуатационной и подсобно-вспомогательной деятельности, планируются и учитываются в составе расходов по перевозкам.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28