-26 622
Используя данные таблицы 19, определим влияние на прибыль от реализации основных факторов:
- изменение отпускных цен на продукцию. Разница между ними в 238 402 тыс.руб. свидетельствует об изменении убытков за счет отпускных цен на продукцию,
- изменение объема продукции (умножим величину прибыли базисного периода стр.3 гр.1 на коэффициент изменения объема реализации продукции в оценке по базисной себестоимости стр.2 гр2 : стр.2 гр.1) получим –42 792. Теперь сравним эту величину с прибылью базисного периода,
- изменения в структуре реализованной продукции. Влияние этого фактора определим с помощью следующего расчета: базисная величина прибыли корректируется на разницу коэффициента изменения объема реализации продукции в оценке по отпускным ценам и коэффициента изменения объема реализации продукции по базисной себестоимости. По данным таблицы 20 это выглядит так: стр.3 гр.1 х (стр.1 гр.2 : стр.1 гр.1 – стр.2 гр.2 : стр.2 гр.1), Получим –10 227 тыс. руб.
Таким образом, изменения в структуре реализации (0,16) увеличили сумму убытков от реализации на 10 227 тыс. руб.
- изменение себестоимости продукции. Сравним стр.2 гр.3 и стр.2 гр.2, таблица 20. Полученный результат, равный 252579 тыс. руб., свидетельствует об изменения прибыли за счет изменения себестоимости продукции,
- изменения себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции. Определим их влияние путем сравнений базисной себестоимости, скорректированной на коэффициент роста объема продукции, с базисной себестоимостью фактически реализованной продукции в отчетном периоде. В нашем случае этот результат равен 39 504 тыс.руб,
- изменение цен на материалы и тарифы на услуги (энергию, водоснабжение, перевозки и т.п.) определяются по данным аналитического учета и расчетом экономистов. На предприятии ООО «Иж-Мото» рост цен на материалы и тарифы на услуги в общей сумме составили 41 903тыс.руб., что отрицательно повлияло на финансовый результат предприятия,
- изменение затрат на 1 рубль продукции. Их влияние определяем путем сравнения базисной себестоимости проданных товаров отчетного года (стр.2 гр.2) с фактической себестоимостью, исчисленной с учетом изменения цен на материалы и прочие ресурсы. По сведениям экономического отдела по анализируемому предприятию этот показатель составляет 139841.
Таким образом, сокращение на 23789 тыс.руб. затрат на 1 рубль продукции положительно повлияло на финансовый результат, что является результатом режима экономии реализуемого на данном предприятии.
Кроме выше названных факторов исследуется случаи нарушения хозяйственной дисциплины: экономия, образовавшаяся вследствие нарушения стандартов и технических условий, невыполнения плановых мероприятий по охране труда, технике безопасности и др. На нашем предприятии эти факторы уменьшили убытки на 17 109 тыс.руб..
Результаты факторного анализа целесообразно оформить в виде таблицы 20.
Таблица 20 - Результаты расчетов влияния факторов на прибыль от реализации продукции, тыс.руб.
Показатели
Сумме изменений прибыли (+, -)
1
2
Отклонение прибыли – всего
+37 294
В том числе за счет:
Уменьшения коммерческих расходов
+2 075
Увеличения отпускных цен на продукцию
+238 402
Увеличения объема продукции
+21 124
Уменьшения в структуре продукции
-10 227
Увеличения в стоимости продукции
-252 579
Изменения в себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции
+39 504
Рост цен на материалы и тарифов на услуги
-41 903
Сокращение уровня затрат
+23 789
Нарушение хозяйственной дисциплины
+17109
Анализ прибыли в составе маржинального дохода. В современных условиях предприятия имеют возможность организовать управленческий учет по международной системе, основным принципом которого является наличие раздельного учета переменных и постоянных затрат по видам изделий. Основное значение такой системы заключается в высокой степени интеграции учета, анализа и принятия управленческих решений, что в итоге позволяет гибко и оперативно принимать решения по нормализации финансового состояния предприятия.
Рассмотрим методику анализа финансовых результатов, основывался на категории маржинального дохода.
Маржинальный доход представляет собой сумму прибыли и постоянных расходов. Суть этой категории в том, что полное погашение всех постоянных расходов предусматривает списание их полной суммы на текущие результаты деятельности предприятия и приравнивается к одному из направлений распределения прибыли. В формализованном виде маржинального дохода Dm можно представить двумя основными формулами:
Dm = P + Zc (1)
Dm = Q – Zv (2)
Где, P – прибыль,
Zc – постоянные расходы (не зависят от изменения объема производства),
Zv – переменные расходы (изменяются пропорционально изменению
объема производства),
Q – выручка от продаж.
Приступая к анализу влияния на прибыль отдельных факторов, преобразуем формулу (3) следующим образом:
Р = Dm – Zc (3)
В аналитических расчетах прибыли от продаж часто используют показатели выручки от продаж и удельного веса маржинального дохода в выручке продаж вместо показателя общей суммы маржинального дохода. Эти три показателя взаимосвязаны:
Dy = Dm : Q (4)
Где, Dy –удельный вес маржинального дохода в выручке от продаж.
Если, исходя из этой формулы, выразить сумму маржинального дохода, как
Dm = Q х Dy (5)
и преобразовать формулу (3), то получим следующую формулу определения финансового результата от продаж:
Р = Q х Dх – Zс (6)
Формула (5) используется тогда, когда приходится считать общий финансовый результат от продаж при выписке одного вида продукции и от продаж предприятием нескольких видов продукции. Если известны удельные веса маржинального дохода в выручке от продаж по каждому виду продукции и соотношения выручки от продаж каждого вида продукции в общей сумме выручки от продаж, то тогда Dх для общей суммы выручки от продаж подсчитывается как средневзвешенная величина.
В аналитических расчетах используют еще одну модификацию формулы определения финансового результата от продаж, когда известными являются количество проданного в натуральных единицах и ставки маржинального дохода в цене за единицу продукции. Маржинальный доход можно представить как:
Dm = d х Dc (7)
Где d – количество проданного в натуральных единицах,
Dc – ставка маржинального дохода в цене за единицу продукции.
Отсюда формула (3) может быть записана следующим образом:
Р = d х Dc – Zc (8)
На финансовый результат от продаж оказывают влияния изменения:
количества и структура проданного, уровня цен, уровня постоянных расходов.
Для расчета влияния названных факторов используем исходные данные таблицы 21.
Таблица 21 - Исходные данные структуры объема
Вид изделия
Отпускная цена изделия тыс.руб.
Переменные расходы на ед. продукции
Удельный вес к общему итогу
изделия в % продаж
По плану
Фактически
Мотоциклы:
П 5-10
13
8
13
10
П 5-012
12
3
15
11
П 5-040
13
2
10
7
Ю 5-20-01
10
5
-
2
Ю 5-20-03
10
9
2
-
Мотокомплект
8
2
35
25
Грузовой мотоцикл
17
5
-
2
Выручка от продаж по ООО «Иж-Мото» планировалась в объеме 194312 тыс. руб., а фактически она составила 286655 тыс.руб. Постоянные расходы 114773 тыс.руб.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23