Определим финансовый результат от продаж по плану, используя формулу (5). Предварительно рассчитаем удельные веса маржинального дохода в отпускной цене за изделие для каждого вида продукции:
Вид изделия
Результат
П 5-10
0,38
П 5-012
0,75
П 5-040
0,85
Ю 5-20-01
-
Ю 5-20-03
0,1
Мотокомплект
0,75
Грузовой мотоцикл
-
Средний удельный вес маржинального дохода в выручке (Dy) для всего объема продаж по плану равен 0,511.
Подставив полученные результаты в формулу (5), определим финансовый результат от продаж по плану – он равен – 15480 тыс.руб.
Аналогично определим фактический финансовый результат от продаж. Удельные веса маржинального дохода в цене за изделия для каждого вида фактически проданной продукции составит:
Вид изделия
Результат
П 5-10
0,38
П 5-012
0,75
П 5-040
0,85
Ю 5-20-01
0,50
Ю 5-20-03
-
мотокомплект
0,75
Грузовой мотоцикл
0,70
Средний удельный вес маржинального дохода Dy для всего объема фактических продаж равен 0,392 .
Фактический финансовый результат от продаж при неизмененных ценах и постоянных расходах равен – 2404 тыс.руб.
Сравнение фактического финансового результата с плановым показывает ее превышение на 13076 тыс.руб.
Определим влияние на снижение убытков количества проданного и структуры, используя формулу (4).
За счет увеличения количества проданных изделий, безусловно, вырастает сумма финансового результата. И это позволяет считать, что при постоянной структуре проданного не будет меняться средний удельный вес маржинального дохода в выручке от продаж. Сумма прироста маржинального дохода при увеличении выручки от продаж составила 47187 тыс.руб.
Структурные сдвиги в объеме продаж приводят к изменению удельного веса маржинального дохода, как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. По ООО «Иж-Мото» наблюдается снижение абсолютной суммы маржинального дохода на 34112 тыс.руб. На такую же величину произошло снижение финансового результата от продаж за счет изменения структуры проданного. Проверим, как соответствует влияние обоих факторов общему изменению финансового результата:
13076 = 47187 – 34112 тыс. руб.
При выборе вариантов структуры продаж решается вопрос об установлении цен по каждому виду продукции. При этом во внимание принимается рыночный спрос, цены, по которым аналогичные товары продаются конкурентам, общая сумма постоянных расходов, складывается для данных условий продаж. В зависимости от целого ряда причин цены на фактически проданную продукцию могут отклоняться от плановых как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, что в свою очередь оказывает влияние на финансовый результат от продаж.
На нашем предприятии за анализируемый период отклонений плановых цен от цен фактических не наблюдалось.
Еще одна переменная рассматриваемой выше формулой (5) – постоянные расходы, которые так же влияют на сумму прибыли (убытка) от продаж. Постоянные расходы не изменены лишь условно и в отдельных случаях их фактический уровень может отклоняться от планового. Увеличение постоянных расходов снижает сумму прибыли от продаж, и наоборот, уменьшение постоянных расходов увеличивает прибыль.
На ООО «Иж-Мото» сумма постоянных расходов увеличилась на 2393 тыс.руб., что в такой же степени ухудшило финансовый результат. Фактически постоянные расходы с учетом увеличения составят 117167 тыс.руб.
Рассчитаем окончательную сумму финансовых результатов от продаж с учетом всех факторов, получим - 4798 тыс.руб.
Обобщим результаты анализа отдельных факторов на изменения финансового результата от продаж в виде таблицы 22.
Таблица 22 - Влияние отдельных факторов на изменение прибыли от продаж
Показатели
Сумма
Отклонение прибыли (убытка) от плана – всего
+10682
В том числе за счет:
Увеличения количества проданного
+47187
Изменения структуры проданного
-34112
Увеличение постоянных расходов
-2393
Экономическая характеристика показателей рентабельности. Результативность и экономическая целесообразность функционирования предприятия оценивается не только абсолютными, но и относительными показателями. К последним, в частности относится система показателей рентабельности.
В широком смысле слова понятие рентабельности означает прибыльность, доходность. Предприятие считается рентабельным, если доходы от реализации продукции (работ, услуг) показывают издержки производства (обращения) и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования предприятия.
Экономическая сущность рентабельности может быть раскрыта только через характеристику системы показателей. Общий их смысл – определение суммы прибыли с одного рубля вложенного капитала.
Рассмотрим основные показатели рентабельности таблица 23.
Таблица 23 - Основные показатели деятельности предприятия
Показатели
Прошлый 2005г.
Отчетный 2006г.
Отклонения
1. Общая величина имущества (средняя величина)
727 360
807 938
+80 578
2. Капитал и резервы (средняя величина)
490 854
531 160
+40 306
3. Долгосрочные обязательства (средняя величина)
-
-
4. Средняя величина текущих активов
256 002
230 507
-25 495
5. Выручка от реализации товаров, работ, услуг
185 823
392 847
207 024
6. Прибыль (убыток) отчетного периода
-88 468
-54 434
+34 034
7. Прибыль (убыток) остающиеся в распоряжении предприятия
-125 199
-70 209
+54 990
Рентабельность активов (стр.7 : стр. 1) х 100 %
-17,2
-8,7
+8,5
Рентабельность текущих активов (стр.7 : стр. 4) х 100 %
-48,9
-30,5
+18,4
Рентабельность инвестиций [стр. 6(стр.2 : стр. 3)] х 100 %
-18,0
-10,2
+7,8
Рентабельность собственного капитала (стр.7 : стр. 2) х 100 %
-25,5
-13,2
+12,3
Рентабельность продукции (стр.7 : стр. 5) х 100 %
-67,4
-17,9
+49,5
- рентабельность активов (имущества) Ра – показывает, какую прибыль получает предприятия с каждого рубля, вложенного в активы:
Ра = П4: А (9)
Где, А – средняя величина активов (валюта баланса),
П4 – прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (чистая прибыль).
- рентабельность текущих активов Рта – показывает, сколько прибыли предприятие с одного рубля, вложенного в текущие активы:
Рта = П4: Та (10)
Где, Та – средняя величина текущих активов.
- рентабельность инвестиций – показатель, отражающий эффективность использования средств, инвестированных в предприятие. В странах с развитой рыночной экономикой этот показатель выражает оценку мастерства управления инвестициями:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23