период
Отчетный 2006г.
период
Отклонения
Сумма
Сумма
Сумма
% к итогу
1
2
3
4 (гр.3-гр.2)
5 (гр.3 : гр.2)*100%
1.Прибыль (убыток) от реализаци (стр.050)
-63 916
-26 622
37 924
41,7
2.Прочие операц. Доходы (стр.090)
529 746
382 754
-146 992
72,3
3.Прочие операц. Расходы (стр.100)
553 743
405 108
-148 635
73,2
4.Прибыль (убыток) от фин-хоз. деят-ти (стр.110)
-87 913
-48 976
38 937
55,7
5.Прочие внереализа-
ционные доходы (стр.120)
1 259
1 345
86
106,8
6.Прочие внереализа-
ционные расходы (стр.130)
1 814
6 803
4 989
375,0
Прибыль (убыток) до налогообложения (Σ110, 120, 130 )
-88 468
-54 434
34 034
61,5
Как видно из таблицы 18, предприятие достигло более высоких результатов хозяйственной деятельности в отчетном году по сравнению с прошлым, о чем свидетельствует уменьшение общей суммы убытков на 34 034 тыс.руб., или на 38,5%. Такое уменьшение убытка явилось результатом увеличения всех его составляющих. В большей степени произошло увеличение такого показателя, как прибыль (убыток) от реализации на 37 294 тыс.руб. Он же и составил большую долю от валовой прибыли. Так доля прибыли (убытков) от реализации в отчетном году составляет 48,9%, а в предшествующем 72,2%.
Если бы не увеличение внереализационных расходов, убыток в отчетном периоде уменьшился на 4 989 тыс.руб.
Более глубокий анализ предполагает исследование состава каждого элемента валовой прибыли и факторов, повлиявших на нее.
Все многообразие факторов можно разделить на две группы: внешние и внутренние.
К внешним факторам относятся:
- природные условия,
- транспортные условия,
- социально-экономические условия,
- уровень развития внешнеэкономических связей,
- цена на производственные ресурсы и др.
Внутренние факторы по степени их соподчиненности делятся на факторы первого и второго порядка. К факторам первого порядка относятся изменения
- прибыли от реализации,
- процентов к получению (уплате),
- прочих операционных доходов (расходов),
- прочих внереализационных доходов (расходов).
Факторами второго порядка является изменения:
- объема реализованной продукции,
- структуры реализованной продукции,
- себестоимость продукции,
- цены продукции.
Кроме того, к внутренним факторам относятся факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины: неправильное установление цен, нарушений условий труда и качества продукции, ведущие к штрафам и экономическим санкциям и др.
Взаимосвязь факторов первого и второго порядка с валовой прибылью прямая, за исключением изменений себестоимости, снижение которой приводит к увеличению прибыли. Факторы первого порядка являются составляющими элементами валовой прибыли. Факторы второго порядка оказывают непосредственное влияние на прибыль от реализации и соответственно на общую сумму прибыли (убытка).
При разработке мероприятий по дальнейшему увеличению прибыли принимают во внимание не только результаты анализа, но и такие элементы учетной политики, как:
- своевременное списание безнадежных долгов,
- использование метода ЛИФО в оценке запасов,
- формирование нормативов износа нематериальных активов, самим предприятием,
- снижение налогов за счет использования льготного налогообложения,
- оптимизация издержек производства,
- направление дивидендов акционеров на развитие предприятия,
- эффективная ценовая политика и др.
Факторный анализ прибыли от реализации. Прибыль отчетного периода отражает общий финансовый результат производственно-хозяйственной деятельности предприятия с учетом всех ее сторон. Важнейшая составляющая этого показателя – прибыль от реализации продукции – связана с факторами производства и реализации продукции. Поэтому основное внимание аналитика должно быть сконцентрировано на исследовании причин и факторов изменений данного показателя.
Как уже отмечалось, важнейшая составляющая валовой прибыли это прибыль от реализации, связанная с факторами производства и реализации. Поэтому в первую очередь проанализируем общие изменения прибыли от реализации в таблице 18.
Таблица 18 - Оценка прибыли от реализации, тыс. руб.
Показатели
Базисный период 2005г.
Отчетный период 2006г.
Отклонения
(+, -)
Отчетный период в % к базисному
1
2
3
4
5
1.Выручка (нетто) от реализации продукции
185 823
392 847
+207 024
211,4
2.Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг
244 404
416 209
+171 805
170,3
3.Коммерческие расходы
5 335
3 260
-2 075
61,1
4.Прибыль(убыток) от продаж
-63 916
-26 622
+37 294
41,7
Из таблицы 18 видно, уменьшение убытков от реализации продукции на 37 294 тыс. руб., или на 58,3 %, обусловлено ростом выручки от реализации продукции на 111,4 % и уменьшением коммерческих расходов на 38,9 %. Однако произошло и увеличение себестоимости реализованной продукции на 70,3 %. Следовательно, дальнейшее сокращение затрат является резервом снижения убытков от реализации продукции на анализируемом предприятии. Общая сумма резерва составит 376 754 тыс.руб.
Дальнейший анализ прибыли от реализации состоит в исследовании факторов, влияющих на ее объем. Для этого необходимо оценить изменения:
- отпускных цен на продукцию,
- объема продукции,
- структуры реализованной продукции,
- себестоимости продукции,
- себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции,
- цен на материалы и тарифов на услуги,
- затрат на 1 рубль продукции.
Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции приведены в таблице 19.
Таблица 19 - Факторный анализ прибыли от реализации, тыс.руб.
Показатели
Базисный
период 2005 г.
Отчетный 2006г.
период
По базису на фактически реализованную продукцию
В фактических ценах
А
1
2
3
1.Выручка от реализации продукции
185 823
154 454
392 847
2.Себестоимость проданной продукции
244 404
163 630
416 209
3.Прибыль (убыток) от продаж
-63 916
-9 185
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23