По данным литературных источников, в настоящее время в развитых странах выпускается более 1200 моделей дорожных мототранспортных средств.
Наибольшее разнообразие типов и модификаций приходится на класс 50см.куб. (примерно 30% от общего числа моделей). Такое развитие типажа связано с благоприятной для этого класса конъюнктурной ситуацией, сложившейся в большинстве стран:
- законодательные льготы по налогообложению,
- необязательность наличия водительского удостоверения и ношения шлема,
- низкий возрастной предел,
- нетребовательность к хранению,
- динамические свойства, достаточные для движения в насыщенном городском транспортном потоке,
- возможность использовать в качестве дополнительного транспорта.
В России практически не осталось заводов выпускающих мототехнику с малыми объемами двигателя, а именно этот класс мототехники является наиболее популярным в мире и эта популярность растет.
На ООО “Иж-Мото” давно ведутся разработки мотоциклов с объемом двигателя 50 и 150см.куб. Предприятию необходимо как можно скорее занять этот сегмент рынка, иначе он будет занят конкурентами (Ковровский завод уже приступил к выпуску мопеда, другие предприятия могут последовать его примеру). Привлекательность данных разработок вызвана наличием ниши на внутреннем рынке и растущим спросом на зарубежном рынке.
Сложившаяся социально-экономическая обстановка внутри страны и особые требования зарубежных потребителей настоятельно диктуют производителю переход на более гибкую техническую политику, на резкое расширение модельного ряда, на быструю смену моделей, на привлечение потенциальных покупателей с различной степенью достатка. Особое место в этой политике занимает повышение качества выпускаемых изделий. Специалистами ООО “Иж-Мото” принято решение о занятии ниши 125-250см. куб., как наиболее продаваемой, с использованием 4-х-тактных двигателей, на первых этапах, зарубежного производства.
Выпуск возможно большего числа моделей малыми партиями, безусловно, повышает шанс достижения поставленных задач в расширении рынков сбыта, в своевременном реагировании на все колебания конъюнктуры и соответственном увеличении объемов производства той или иной модели. Однако малым тиражам, как известно, сопутствует увеличение доли ручного труда и соответственно себестоимости продукции, что в совокупности с невозможностью резкого увеличения цен на мотоизделия, по ряду причин, в значительной степени, снижает уровень рентабельности производства.
В результате маркетинговых исследований проведенных в 9 регионах Российской Федерации были получены следующие данные:
-Наибольшее распространение мототехника получила в районах с субтропическим и умеренным климатом, что обусловлено условиями эксплуатации (продолжительный летний период) техническими характеристиками мотоциклов (экономичность, простота управления),
-Более высокий процент использования мотоциклов в районах с развитым сельским хозяйством. На основании этого можно сделать вывод о том, что основным потребителем мототехники является сельский житель:
- городское население – 30 %,
- сельское население - 70 %.
ООО “Иж-Мото” выпускает 2 базовые модели мотоциклов среднего объема двигателя в 350 куб.см. «Иж-Планета» и «Иж-Юпитер» и несколько ихмодификаций. По данным ГИБДД проведены исследования потребителей мотопродукции на внутреннем рынке в таблице 12.
- Таблица 12 - Возрастной состав владельцев мотоциклов «ИЖ»
Возраст, лет
Количество мотоциклов, %
20-30
30-40
40-50
более 50
41
30
18
4
Итого:
100 %
Таким образом, возрастной состав владельцев мотоциклов «ИЖ» – это наиболее работоспособная и репродуктивная часть населения. Именно эта категория жителей страны является самой экономически состоятельной и платежеспособной. Данные о социальном составе владельцев мотоциклов марки «ИЖ» мы можем увидеть из таблицы 13.
Таблица 13 - Социальное положение владельцев мотоциклов “ИЖ”
Социальный состав
% к итогу
Рабочие и колхозники
61,5
Служащие
25,8
Учащиеся
4,8
Прочие
7,9
Итого:
100 %
Таким образом, на основе анализа можно сделать выводы:
обеспеченность населения мотоциклами составляет 53 единицы на 1000 жителей или 16 мотоциклов на 100 семей.
Следовательно, интерес покупателей к мотоциклу определяется тем, что его рассматривают как индивидуальное транспортное средство, как семейное транспортное средство или как второе транспортное средство в семье. Основные потребители мотопродукции это сельские жители в возрасте от 20-30 лет.
Продукция, ижевских мотоциклостроителей, традиционно была ориентирована на людей со средними доходами и ниже средних. Основные потребители – работники сельского хозяйства, рабочие, служащие. До конца 80-х годов при объемах выпуска в пределах 360-380 тыс. шт. в СССР наблюдался постоянный дефицит мотопродукции.
На мировом рынке мототехники в настоящее время сложилась следующая ситуация: число фирм, способных производить все типы мотоциклов четыре – это японские промышленные гиганты. Наибольшее же число фирм производит один (47% фирм) или два типа мотоциклов (30% фирм).
Таким образом, можно сделать вывод, что ООО «Иж-Мото» является крупнейшим производителем мотопродукции, и спектр ее очень многообразен. Но в сложившейся на сегодняшний день ситуации, как на отечественном, так и на мировом рынке, реализация мотоциклов осложнена сильной конкуренцией со стороны аналогичных фирм мотопроизводителей и другого товара – автомобилей.
2. Экономический анализ деятельности предприятия
2.1 Анализ динамики экономических показателей
При планировании и учете издержек производства на предприятии возникает достаточно большое количество обстоятельств как внешних, так и внутренних, которые определяют их поведение в этой области.
В экономике России остается доминирующим синонимом издержек – понятие себестоимости продукции.
Себестоимость продукции представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции природных ресурсов и сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов. А также других затрат на ее производство и реализацию. Состав затрат, как правило, регламентируется нормативными документами правительства Р.Ф.
Таблица 14 - Прогноз экономических показателей по ООО «Иж-Мото»
Показатели
Текущие затраты
Тыс.руб.
Прогнозируемые
тыс.руб.
Отклонения
1. Объем производства
228939,000
234649,467
5710,467
2. Себестоимость
273730,000
273730,000
-
3. Затраты на 1руб.ТП
1,19
1,16
0,03
Рентабельность (прибыль/с.с)
-0,196
-0,167
-0,29
Данные технико-экономических показателей за 2005-2006г.г. показаны в таблице 15.
Таблица 15 - Технико-экономические показатели по производству продукции.
№ п/п
Показатели
Ед. изм.
2005 год
2006 год
1.
Объем товарной продукции в действующих оптовых ценах
Тыс. руб.
186635
228939
2.
Индекс физического объема
3.
Выпуск мотоциклов
Шт.
20944
24514
4.
Реализованная товарная продукция в оптовых ценах
Тыс. руб.
185823
392847
5.
Балансовая прибыль (убыток)
Тыс. руб.
-63916
-26623
6.
Среднесписочная численность
Чел.
4067
3518
7.
Среднемесячная заработная плата
Руб.
977
1600
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23