Формирование социально-экономической модели занятости в условиях переходной экономики Республики Казахстан
p> Во-вторых, должны создаваться условия для приближения оплаты труда к необходимым затратам на воспроизводство рабочей силы. Причем исключительно важно, чтобы это происходило на основе распределительных механизмов, обеспечивающих стимулирование работников к повышению эффективности труда.

Достижение оптимально высокой, структурно рациональной, экономически эффективной и социально обоснованной занятости - неотъемлемая и, в конечном счете, важнейшая составная часть процесса восстановления и дальнейшего подъема казахстанской экономики. Модернизация занятости - это, с одной стороны, активный элемент, рычаг этого процесса. С другой стороны, она может быть достигнута лишь вследствие совокупных рыночных преобразований экономики и прогрессивных изменений ее структурных и технико- технологических характеристик. Эти изменения должны стимулироваться рыночными отношениями и целенаправленными мерами хозяйственной политики на всех уровнях. Если в развитых странах проблемы занятости могут решаться зачастую относительно обособленно, с помощью мероприятий, сконцентрированных именно на них самих, без кардинальных изменений экономической стратегии, а тем более - социально-экономических основ общества, то в Казахстане в данном случае (как и во многих других) для этого требуется коренное преобразование экономики. Поэтому задачи формирования условий для их решения по своей сложности не сравнимы с проблемами западных стран в этой сфере.

Новая модель занятости может быть реализована лишь при финансовой стабилизации, возобновлении экономического роста, увеличении ресурсов для инвестиционной активности и решения социальных проблем. С целью создания таких предпосылок необходимо продолжать рыночные преобразования экономики, уменьшать нанесенный ими социальный ущерб. К сожалению, возможности, масштабы, темпы, формы этих преобразований часто определяются не естественным протеканием переходных процессов, требованиями экономической и социальной рациональности, а во многом - позицией руководителей, их пониманием сути народнохозяйственных проблем и путей их решения, ходом политической борьбы, перспективы которой пока не позволяют с уверенностью прогнозировать благоприятные варианты ближайшего будущего.

Несомненно, что необходимо эффективное взаимодействие работников, работодателей и государственных органов для уяснения существа проблемы занятости и согласования путей их решения. В основе этого лежит Генеральное соглашение между Правительством Республики Казахстан, объединением профсоюзов и объединением производителей (трипартизм). Мероприятия по реализации Генерального соглашения позволят придать трипартизму системный характер (на этот год соглашение было заключено 8 октября 1998 года). На основе этого взаимодействия с учетом опыта развитых и развивающихся стран построена модель социально-экономическая занятости в условиях переходной экономики Республики Казахстан (см. Приложение 5). При этом следует учитывать следующие положения, которые представляются аксиоматичными:

- нельзя и дальше сохранять высокую занятость населения без повышения экономической эффективности труда, для чего необходима оптимизация численности работников на предприятиях. Это во многих случаях означает сокращение их численности, так как на предприятиях существуют значительные скрытые резервы рабочей силы и, кроме того, требуется повышение производительности труда за счет модернизации производства.
Административные меры, препятствующие высвобождению работников предприятий, должны быть исключением, а не правилом;

- перспективы занятости населения определяются динамикой и уровнем экономической эффективности производства, поэтому более рациональное использование работников является приоритетным направлением по сравнению с сохранением существующих рабочих мест. Последнее должно обеспечиваться за счет усиления их экономической целесообразности, а не быть самоцелью.
Сокращение излишних работников и увеличение за счет этого числа безработных
(при их достаточно материальной поддержке) во многих отношениях эффективней, чем сохранение на предприятиях скрытого резерва рабочей силы; предприятия не должны нести ответственность за уровень занятости населения в стране;

- забота об обеспечении занятости населения (достаточно высокого ее уровня занятости и повышения эффективности общественного труда) должна быть функцией государства и всего общества;

- занятость - не только экономическая, но и социальная проблема, и пути их решения могут противоречить друг другу. В таком случае необходимо искать компромисс, не забывая, однако, что от степени реализации экономических критериев зависит и возможность отступления от них ради достижения социальных целей.

Для решения всех этих задач государство должно прогнозировать ситуацию на рынке труда, находить и поддерживать либо формировать "точки роста" в народном хозяйстве, проводить соответствующую структурную, региональную и инвестиционную политику, регулировать внешнеэкономические связи, способствовать адаптации работников к требованиям рынка труда и т.д. Следует также учитывать, что возможности государства в области создания новых рабочих мест меньше возможностей частного капитала, уровень занятости населения во многом зависит от частнопредпринимательской активности. Это, однако, не снижает роли государства как гаранта занятости, оно должно стимулировать такую активность. В то же время государству необходимо ограничивать определенными рамками поведение предпринимателей на рынке труда, обеспечивая защиту социально уязвимых групп населения и регулируя в сложных ситуациях высвобождение рабочей силы.

Очень важно избежать такого положения, при каком возобновление экономического роста будет происходить при высокой и застойной безработице.
В Казахстане, где есть все условия для сочетания производств различного технологического уровня и эффективности, существуют огромные неудовлетворенные потребности и т.д.; предотвратить такую ситуацию вполне возможно.

В настоящее время ситуация на рынке труда приобретает новые черты. Все более острее становятся проблемы, связанные со скрытой безработицей. Кроме того, экономический кризис приводит к остановке многих неперспективных предприятий, а это в свою очередь вызывает новое количество безработных, которые высокопрофессиональны в своем деле. Для их занятости требуются средства для переквалификации. Кроме того, возникали сбои в воспроизводстве профессионально-квалификационной структуры занятых, необходимой народному хозяйству. На данный момент подрывается материально- техническая база занятости и ее рационализации.

Для обеспечения экономического роста, сопровождаемого увеличением занятости, необходимо:

- появление рыночно ориентированного, защищенного государством и социально ответственного собственника производственных и финансовых ресурсов, поощрение его предпринимательской активности при условии эффективности хозяйствования;

- внутреннее накопление и привлечение из-за границы средств для капитальных вложений, приемлемые для производителя условия кредитования;

- расширение платежеспособного спроса;

- стабилизация денежного хозяйства и финансовой системы;

- создание макроэкономических пропорций, благоприятствующих расширенному воспроизводству товаров, капитала, рабочей силы;

- обеспечение условий для материальной заинтересованности работников, развития их потребностей, расширения инфраструктуры для удовлетворения последних, а также соответствия профессионального уровня и профессионально- квалификационной структуры трудящихся требованиям модернизируемого производства: гибкая внешнеэкономическая политика, позволяющая участвовать в международном разделении труда, использовать внешнеэкономические связи для привлечения ресурсов и удовлетворения других внутренних потребностей, для стимулирования отечественных производителей повышать конкурентоспособность, и в то же время исключающая монополизацию иностранными фирмами казахстанского рынка, благоприятствующая продвижению казахстанских товаров на внешние рынки.

Реализация этих требований возможна лишь на основе использования развитого рыночного хозяйственного механизма в сочетании с регулирующей деятельностью государства. Механизм реализации модели показан в Приложении
6. Однако в финансовом отношении страна находится только на начальном этапе. Многие рыночные преобразования не завершены, либо только декларированы (хотя бы в законах). Правительственная политика последних лет в основном соответствовала реформаторской ориентации, хотя необходимые решения принимались зачастую с опозданием, было немало противоречивых шагов, сказалось и негативное влияние различных отраслевых и региональных экономических сообществ и политических группировок. Нередко она формировалась не в соответствии с концептуальными замыслами, а под воздействием экономической необходимости, игнорирование которой могло бы привести к последствиям, подрывающим социально-политическую стабильность.

Для обеспечения занятости населения весьма велико значение сферы услуг. Однако до сих пор она развивается однобоко, главным образом - торговля, а не производственные услуги. Происходит это из-за отсутствия действенной системы поддержки малого бизнеса, падения платежеспособного спроса населения, отсутствия необходимых традиций и навыков, ограниченных возможностей получения соответствующей профессии, квалификации и пр.

Особая проблема - неформальный сектор в экономике. Его распространение чрезвычайно обширно. В неформальную хозяйственную деятельность вовлечены многие легальные предприятия всех форм собственности, всех размеров, а также нелегальные фирмы и нелегально действующие физические лица. Все это связано с крупными правонарушениями, уклонениями от уплаты налогов, перекачкой средств государства и предприятий в частные руки и т.д. Масштабы такого перераспределения ресурсов очень велики.

Что касается традиционно понимаемого неформального сектора
-незарегистрированной хозяйственной деятельности преимущественно по удовлетворению спроса населения на товары и услуги, то он выполняет - хотя и противозаконно - существенные общественные функции. Он может быть в значительной мере легализован при льготном налогообложении, пресечении чиновничьего рэкета, создании необходимых условий для нормально развития.
Сама сфера удовлетворения таких потребностей - при условии ее приведения в соответствие с законами, а самих законов - в соответствие с интересами лучшего удовлетворения потребностей населения - должна расширяться.

Понятие рациональной занятости необходимо дополнить более глубоким социальным содержанием. Гуманизация труда не может противопоставляться экономической экономической рациональности. Напротив, она позволяет реализовать новые резервы трудовой деятельности, становится настоятельным требованием развития экономики. Однако это предполагает также осуществления государственного и общественного контроля за использованием труда работников и введения системы страхования от социальных рисков. Такая политика должна активнее проводиться в Казахстане.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать