Формирование социально-экономической модели занятости в условиях переходной экономики Республики Казахстан
p> В Приложении 2 показан метод выбора технического решения. Предположим, что фирма, фермер или другая экономическая единица имеют возможность выбора лишь между двумя видами технических процессов: процесса ОА, при котором требуется больше затрат на капитал по сравнению с рабочей силой, и более трудоемким процессом 0В. Точки F и G показывают объемы выпуска для соответствующего варианта, проходящая через них линия Q1FGQ’ - различные сочетания труда и капитала для каждой из ее точек (Традиционная неоклассическая модель предполагает неограниченное предложение множества технических процессов, и тогда эта линия примет форму выпуклой кривой).

Согласно рассматриваемому методу, оптимальное (с наименьшими затратами) сочетание капитала и рабочей силы (эффективная или подходящая технология) определяется соотношением цен на факторы производства.
Допустим, что рыночные цены капитала и рабочей силы отражают их дефицитность (теневую стоимость), а желаемый объем производства Q1. Если капитал дешевле по сравнению с рабочей силой (ценовая линия KL), будет выбран вариант производства в точке F c применением капиталоемкого процесса ОА. При более дешевой рабочей силе (избыточное предложение) — ценовая линия К’L’', оптимальные условия для производства возникают в точке
G с применением трудоемкого процесса 0В. Таким образом, в любом из применяемых в данное время производственных процессов снижение цены рабочей силы при неизменности других условий неизбежно ведет к замене капитала трудом для достижения оптимального результата. (Если же капиталоемкий процесс ОА "доминирует" над трудоемким ОВ, т.е. используемая в ОА технология требует меньше затрат и труда и капитала, чем в 0В на всех уровнях производства предпочтение отдается капиталоемкой технике при любом соотношении цен факторов производства).

По логике избыточное предложение рабочей силы, дефицит финансовых и материальных ресурсов в странах Третьего мира должны поощрять применение более трудоемких технологий, но в реальной жизни картина иная: часто и в сельском хозяйстве, и в промышленности используются высокомеханизированные капиталоемкие процессы. Можно видеть картину, когда могучие тракторы утюжат поля, а на обочинах сидят безработные крестьяне. В городах работают оснащенные совершеннейшей техникой предприятия, а у их ворот толпятся люди в поисках работы. Не надо думать, что подобное положение возникает из-за недостаточного рационализма фермеров и рабочих в развивающихся странах.

Объяснение дает модель стимулирующей роли цены. Под воздействием ряда структурных, институциональных и политических факторов фактическая рыночная цена рабочей силы выше, а капитала - ниже по сравнению с их реальной дефицитностью (теневой ценой). В Приложении 2 теневая цена представлена линией K’L’ в отличие от искаженной фактической цены KL. Относительно высокий уровень заработной платы вызван давлением профсоюзов, установлением политически мотивированного уровня оплаты труда, борьбой служащих за различные привилегии и политикой высоких окладов на предприятиях транснациональных корпораций. В бывших колониях завышение уровня заработной платы представляет собой пережиток тарифных сеток колониального периода, учитывающих трудности жизни европейцев в тропиках. Другая картина в отношении дефицитного капитала, цена которого искусственно занижена в результате совокупного действия таких факторов, как либеральные амортизационные нормативы, низкие или отрицательные процентные ставки, низкий уровень импортных пошлин на капитальное оборудование и поощрение его импорта, налоговые льготы и завышение валютных курсов.

Следствием подобных ценовых деформаций становится поощрение капиталоемких технологий в сельском хозяйстве и промышленности, не отвечающих местным условиям. Следует заметить, что с позиций индивидуальных фермеров и предпринимателей выбор капиталоемкой техники оправдан и представляет собой нормальную реакцию на сигналы рынка. Но с позиций интересов общества в целом социальные потери из-за недоиспользования капитала и особенно рабочей силы весьма существенны. Государственная политика, направленная на устранение этих ценовых искажений, вносит вклад не только в повышение занятости, но и в более эффективное использование дефицитного капитала в результате применения более подходящих технологических процессов.

Границы замещения капитала трудом. Эффективность политики устранения ценовых диспропорций зависит от того, в каких масштабах возможна замена капитала трудом в различных производствах. Экономисты называют это эластичностью замещения факторов производства.

Ее ориентировочно определяют как изменение в процентах доли труда по отношению к капиталу (соотношение "труд-капитал" или L/K) по сравнению с процентным изменением цены капитала по отношению к цене труда (РK/PL ).
Алгебраически эластичность заменены ( LK выражается формулой:

[pic].

Например, при увеличении относительной цены капитала в обрабатывающей промышленности на 1%, что повысит соотношение "труд-капитал", скажем, на
1,5%, эластичность замещения будет равной 1,5. Если же соотношение РK/PL упадет на 10%, а L/K-только на 6%, то эластичность замены составит 0,6.
Относительно высокие показатели эластичности (выше 0,7) свидетельствуют, что устранение ценовых искажений окажет существенное влияние на уровень использования факторов производства и их комбинацию в производственном процессе и повышении занятости. В подобных случаях изменение ценовых соотношений может стать важным фактором стимулирования занятости.

Большинство практических исследований эластичности замещения факторов производства в развивающихся странах дают показатели в пределах 0,5-1,016.
Это означает, что относительное снижение заработной платы на 10% (путем прямого ее снижения или замораживания на прежнем уровне при росте цен на капитал) вызывает увеличение занятости на 5-10%. Небольшая доля рабочей силы в обрабатывающей промышленности этих стран в ее обшей численности намного уменьшает воздействие даже 10%-ного увеличения рабочих мест в данном промышленном секторе на общую картину занятости. И все же политика устранения искаженных цен на факторы производства вносит вклад в решение этой актуальной проблемы, и поэтому она должна быть неотъемлемой частью любой стратегии развития, ориентированной на расширение занятости.

Анализ трех моделей занятости показывает огромную сложность проблем занятости в развивающихся странах. На его основе можно сделать следующие выводы: 1) цены факторов производства оказывают влияние на распределение ресурсов и состояние занятости; 2) государственная политика индустриализации, проводимая часто в ущерб росту сельского хозяйства, обычно осложняет проблему использования рабочей силы как в городах, так и в сельских местностях; 3) применение эффективных трудоемких технологий отнюдь не означает снижения темпов экономического роста. Все это является причиной всплеска миграционных потоков из деревень в города и городской безработицы.

2. Государственное регулирование занятости в промышленноразвитых странах

Теперь рассмотрим государственное регулирование занятости в промышленноразвитых странах, их накопленный опыт. При всех различиях между странами, касающихся не только конкретных методов государственного вмешательства, но и ключевых принципов, на которых оно строится, было бы неразумно игнорировать накопленный ими - нередко ценой проб и ошибок - опыт, тем более что по мере перехода Казахстана к рыночной экономике спектр сходных со странами Запада проблем становится все более шире. Это можно проследить на основе развития системы занятости в ПРС с 60-х годов.

С начала 60-х и до середины 70-х годов в обстановке общего экономического подъема и обнаружившейся нехватки рабочей силы в ряде отраслей главной задачей государственной политики стран Запада стало развитие "человеческих ресурсов", стимулирование приспособления совокупной рабочей силы к структурным сдвигам в экономике, смягчение социальных последствий циклических колебаний производства и расширение возможностей для трудоустройства тех категорий трудящихся, которые испытали наибольшие трудности на рынке труда. При этом брался курс на относительно постоянную занятость не на одном и том же предприятии, а в пределах всей экономики, при повышении отраслевой, профессионально-квалификационной и региональной мобильности и способности адаптироваться к техническим и структурным изменениям.

В это время происходило расширение инструментария государственного peгулирования, создавались научные центры по изучению проблем рынка труда и министерства, ведомства и службы, ответственные за практическую реализацию политики занятости. Одновременно укреплялась ее финансовая база за счет формирования специальных фондов, которые могли бы использоваться в нужное время и в нужном месте для выборочного регулирования уровня и структуры спроса и предложения рабочей силы. Вмешательство государства приобретало разветвленный и постоянный характер.

После глубокого экономического кризиса середины 70-х годов и последующего взлета массовой и длительной безработицы, когда на первый план выдвигались различные меры по поддержанию занятости, заметно увеличились государственные ассигнования на их осуществление, начала проводиться линия на децентрализацию и повышение роли местных органов власти в регулировании занятости. В ряде стран правительствами были приняты программы компенсации потерь заработка трудящихся из-за перевода их на сокращенную рабочую неделю. Широкое распространение получило государственное субсидирование найма, в первую очередь молодежи, "длительно не работающих и лиц с пониженными шансами на трудоустройство". Программы занятости разрабатывались для отдельных регионов, отраслей, категорий безработных.

Значительно расширилось участие государства в обеспечении подготовки и переподготовки кадров, предприятиям возмещается часть расходов на организацию учебного процесса, выплату стипендий, оплату определенного процента заработной платы лицам, соглашающимся пройти переквалификацию. При этом профессиональное обучение и переобучение оценивалось двояко: как средство повышения качества рабочей силы, ее конкурентоспособности на рынке труда, с одной стороны, и средство повышения гибкости рабочей силы, ее адаптивности в условиях возросшего динамизма рынка труда, с другой стороны.

Немаловажное значение в создании рабочих мест приобретали общественные работы для безработных, особенно в таких странах, как США, Дания, Норвегия,
Нидерланды.

С начала 80-х годов в русле неоконсервативного поворота и перенесения акцентов на повышение прибыльности и конкурентоспособности производства осуществлялся курс на "либерализацию" правил найма и увольнения, повышения гибкости рабочей силы. Важное значение в регулировании занятости отводилось мерам по ограничению предложения рабочей силы путем поощрения частичной и временной занятости, досрочного перевода на пенсию, сокращения или перекрытия притока иностранной рабочей силы, содействия их репатриации и других подобных мер.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать