Особенности затрат находят своё проявление в калькуляции себестоимости услуг ЖКХ. Целью учёта затрат и калькулирования себестоимости услуг является своевременное и полное отражение фактически осуществляемых затрат на производство и реализацию услуг и осуществление контроля за эффективным использованием материальных, энергетических, трудовых и финансовых ресурсов. Кроме того, калькулирование себестоимости единицы услуг необходимо для обоснования уровня тарифов на предоставляемые услуги, величины доходов и исчисления налогов. [5.С.231]
Объектом калькулирования себестоимости является услуги по каждому виду деятельности жилищно-коммунального хозяйства, а калькуляционной единицей – единица услуги.
Организации жилищно-коммунального хозяйства составляют отчёт по себестоимости услуг по формам калькуляций, утверждённым по каждому виду деятельности жилищно-коммунального хозяйства с учётом его специфики.
Плановая калькуляция коммунальных предприятий состоит из двух частей. В состав первой части включается ряд показателей производственной программ, называемых натуральными. Вторая часть калькуляции содержит затраты по статьям калькуляции.
По всем статьям и группировкам составляются сметы затрат и расчёты, итоги которых сводятся в плановую калькуляцию производства продукции и оказания услуг. В калькуляции плановые показатели рассматриваются в сопоставлении с отчётными данными предшествующего года и ожидаемым выполнением за текущий год.
Определение затрат по статьям калькуляции. [7.С.109] Расходы по статье «Материалы» определяются на предприятиях коммунального хозяйства прямым счётом путём умножения объёма продукции (услуг) на удельный расход материала на его стоимость. При определении затрат на материалы должны использоваться прогрессивные нормы расхода на единицу продукции (услуг) и установленные цены. Затраты определяют по каждому виду материалов. Цены на материалы принимают по соответствующим прейскурантам оптовых цен.
В статье «Заработная плата» включаются все виды основной и дополнительной заработной платы всех категорий работающих, непосредственно участвующих в основной производственной деятельности.
Заработная плата определяется исходя из действующих тарифных ставок или сдельных расценок, с учётом всех видов доплат.
В составе административно-управленческих расходов большая их часть приходится на заработную плату с начислениями. Численность аппарата управления устанавливается по штатному расписанию, по нормам, установленным в зависимости от категории хозяйства.
Общая величина затрат планируется исходя из численности и ставок заработной платы и лимитируется с учётом доходов и поступлений дотаций из бюджета.
Затраты на силовую электроэнергию, используемую на двигательные и технологические цели, определяются исходя их норм расхода электроэнергии, объёма выполненных работ и оказываемых услуг, установленной мощности электродвигателей и действующих тарифов.
Электроэнергия, используемая для освещения, для работы вычислительной техники, вентиляции, относится на соответствующие статьи цеховых или общеэксплуатационных расходов.
По статье «Топливо» панируются затраты на топливо для различных операций технологического процесса. Расходы на топливо рассчитываются на основании норм расхода условного топлива, цены за единицу топлива. Расход топлива в натуральном выражении определяется исходя из вида топлива путём перевода условного топлива по соответствующим коэффициентам в натуральное. Цена на топливо принимается франко-предприятие. В состав расходов предприятия на топливо также включается затраты по транспортировке, хранению и подготовке топлива к производственному использованию.
Расход топлива на отопление планируется в зависимости от объёма отапливаемых помещений, норм расхода топлива и продолжительности отопительного сезона.
Амортизационные отчисления на полное восстановление основных производственных фондов определяются на основе действующих норм амортизационных расходов и среднегодовой стоимости основных средств. Начисление амортизационных отчислений производят как организации ЖКХ, так и службы заказчика – в зависимости от того, кому переданы в хозяйственное ведение эти фонды.
Отчисления в ремонтный фонд производится по нормативам отчислений, которые утверждаются по согласованию с собственником объектов ЖКХ – органом местного самоуправления или уполномоченной службой заказчика.
В тех случаях, когда в организациях не создаётся резерв на ремонт основных средств или создаётся только по основным средствам объектов инженерной инфраструктуры, на статье «Ремонт и техническое обслуживание или резерв расходов на оплату всех видов ремонта» отражаются расходы на все виды ремонта и технического обслуживания. Суммы начисленного, но не использованного ремонтного фонда не изымаются, а накапливаются и используются в последующие периоды.
В состав статьи «Цеховые расходы» включаются расходы на содержание аппарата управления подразделения; аварийно-диспечерской службы; обслуживание производственного оборудования; охрану труда; инвентаря, содержание производственных зданий.
На некоторых коммунальных предприятиях цеховые расходы как отдельная статья могут не выделяться, а все затраты по обслуживанию производства и управлению включаются в состав общеэксплуатационных расходов.
В общеэксплуатационные расходы включаются затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды (в виде социального налога), на командировки и перемещения, на оплату консультационных, информационных и аудиторских услуг, на представительские расходы и другое.
В общеэксплуатационные расходы включаются затраты на оплату труда и резерв на отпуска, отчисления на социальные нужды, на содержание зданий, сооружений и инвентаря, отчисления на амортизацию основных средств, на ремонт и обслуживание основных средств общехозяйственного назначения, на охрану труда, транспортные расходы, на подготовку кадров, на содержание и эксплуатацию фондов, природоохранного назначения, оплату процентов по кредитам, ссудам, другим услугам банков, на содержание пожарной, военизированной охраны и др.
Прочие расходы возникают в связи с необходимостью осуществления инвентаризации и переучёта средств, арендной помещений, оплатой лекторов и других расходов.
Планируемые показатели доходной части бюджета предприятия – объём реализации товаров и услуг, выручка от реализации – является фундаментом для большей части стратегических и тактических финансовых планов. [8.С.24]
В процессе финансово-хозяйственной деятельности финансовые службы коммунального предприятия могут осуществлять планирование выручки реализации продукции на предстоящий год, квартал.
Годовое планирование выручки эффективно при стабильности экономической ситуации. В условиях нестабильности, когда соотношение спроса и предложения подвержено трудно прогнозируемым изменениям и законодательно установленные правила поведения юридических лиц в налоговой, кредитной и финансовой сферах постоянно меняются, годовое планирование затруднено и не является объективным ориентиром для предприятия.
Поэтому для определения прибыли, возможно, и необходимо квартальное планирование.
Оперативное планирование выручки используется для контроля за своевременностью поступления денег за отгруженную продукцию на денежные счета предприятия.
Общая сумма выручки от основной деятельности включает в себя выручку от реализации продукции, выполненных работ и оказанных услуг промышленного характера.
Для определения выручки от реализации продукции необходимо знать объём реализации продукции в действующих ценах без налога на добавленную стоимость.
Выручка от выполненных работ и оказанных услуг определяется исходя из объёма выполненных работ и соответствующих расценок и тарифов.
Образование тарифов на жилищно-коммунальные услуги, как правило, осуществляется пока ещё на базе издержек с начислением на них доли прибыли. Такая затратная ориентация не стимулирует предприятия к снижению себестоимости, в конечном счёте уменьшает прибыль, включаемую в тариф.
Задача планирования является достаточно сложной, поскольку учесть всё многообразие объективных и субъективных факторов, влияющих на результат, практически невозможно. Однако с достаточной степенью точности можно предсказать развитие событий, основываясь, например, на предположении о неизменности внешних условий и в будущем. В этом случае можно использовать популярное в недавнем прошлом так называемое планирование «от достигнутого».
В коммунальном хозяйстве применяется метод прямого счёта при определении плановой выручки. Он основан на гарантированном спросе. Предполагается, что весь объём произведённой продукции приходится на предварительно оформленный пакет заказов. Это наиболее достоверный метод планирования выручки, когда план выпуска и объём реализации продукции заранее увязаны с потребительским спросом, известны необходимый ассортимент и структура выпуска, установлены соответствующие цены. Тогда выручку от реализации можно определить по следующей формуле:[9.С.326]
В = Р х Ц, (1)
где В – выручка реализации продукции;
Р – объём сопоставимой реализованной продукции;
Ц – цена единицы реализованной продукции.
На величину выручки от реализации продукции, услуг влияет следующие факторы, непосредственно зависящие от деятельности предприятия:
- в сфере производства объём производства, его структура, асмсортимент выпускаемой продукции, качество и конкурентоспособность продукции, ритмичность производства; в сфере обращения: уровень применяемых цен, ритмичность отгрузки, своевременное оформление платёжных документов, соблюдение договорных условий, применяемые формы расчётов.
К числу факторов, не зависящих от деятельности предприятия, можно отнести нарушения договорных условий поставки предприятию материально-технических ресурсов, перебои в работе транспорта, несвоевременную оплату продукции, вследствие неплатёжеспособности покупателя.
Также при планирование выручки должны учитываться платёжеспособность разных групп плательщиков, прежде всего населения, требования к качеству услуг, взаимозависимость хозяйствующих организаций.
Концепция ценообразования должна, наконец:
- реализовать намечаемую производственную и инвестиционную программу коммунальных предприятий и быть обоснованными со стороны потребителей услуг ЖКХ;
- стимулировать коммунальные предприятия к снижению издержек, повышению качества оказываемых услуг;
- способствовать привлечению инвестиций в сферу услуг и внедрению конкурентных начал в подотраслях ЖКХ;
- формировать достаточные объёмы финансовых ресурсов, необходимых для нормального уровня хозяйственной деятельности;
- сбалансировать интересы муниципалитета как собственника имущества, производителя услуг, потребителя и инвестора.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23