Экономика 90 вопросов

Экономика 90 вопросов

смотреть на рефераты похожие на "Экономика 90 вопросов"

1. Зарождение экономических знаний. Основные этапы развития экономического учения
Донаучные элементы отрывочных экономических знаний встречаем в мифах, легендах, религиозных верованиях. Первые научные проблемы встречаем также в древности в рамках единой философской науки.
Еще до нашей эры Ксенофонт ввел понятие «экономика» – правила ведения домашнего хозяйства.
Всю историю развития экономической науки можно разделить на 3 этапа:
1. Экономическое учение дорыночной эпохи. Этот период включает экономические учения Древнего мира и средневековья. В это время экономическое мысли выражали философы и религиозные деятели. Уровень систематизации знаний не обеспечивал достаточных предпосылок для выделения экономической теории в отдельную науку. Первая школа экономической науки – меркантилизм. Этот период завершили меркантилисты.
2. Период с конца 17 века до 30-х гг. 20 века в этот период сформировалась классическая экономическая наука, начало которой было положено трудами

Смита, а завершено трудами Милля. В экономической теории доминировал принцип либерализма (полное невмешательство государства в экономику).
3. Современный этап.
1 этап. Экономическая мысль Древнего мира и средневековья.
Экономическая теория — одна из самых древних наук. Отдельные элементы экономических знаний появились в древнем мире. Еще когда человек стал задумываться над тем, как рационально использовать природные ресурсы.
Однако древние мыслители не создали законченных систем экономических взглядов.
Сам термин «экономика» происходит от греческого «ведения домашнего хозяйства». Отрывочные экономические воззрения встречаются с древних времен у: Ксенофонта, Платона, Аристотеля.

В средние века экономические воззрения встречаются у: Фомы Аквинского,
Кальвина
Первая школа экономической науки – меркантилизм. В то время широкое распространение получает «венецианский счет», т.е. бухгалтерия, регулярно сопоставляющая доходы и расходы. Все это способствовало развитию кредита и банковского дела. Появилось много трактатов о деньгах. Постепенно возникла школа меркантилистов (от слова купец), что явилось началом появления первых систематизированных экономических воззрений. У. Петти (1623-1687) представить первой школы экономической науки – меркантилизма. Источником богатства меркантилисты считали торговлю. Был первым профессиональным экономистом. Протестантская вера стала гарантией точного выполнения контрактов и способствовала моральному оправданию проценту.

3атем появляются физиократы во главе с Ф. Кенэ, которые источником общественного богатства признавали производство, причем только в сельском хозяйстве. Физиократы – это французские экономисты второй половины 18 века.
Источник богатства – земля и труд, а не внешняя торговля. Наиболее выдающиеся физиократы : Кенэ, Кантильон, Тюрго, Венсиан де Гурне (ему приписывают выражение «пусть все идет так, как идет» – это первая историческая формулировка принципа экономического либерализма.) Главная их заслуга - первая попытка провести анализ общественного воспроизводства.
2 этап (конец 17в до 30-х гг. 20)
Накопление больших объемов экономических знаний приводит к их расчленению и обособлению. Возникновение специальных исследований относится еще к началу
17 в. (зарождение капитализма и формирование национальных рынков).
Классическая наука возникла в связи с проникновением капитала в сферу производства. Представители: Вильям Петти, Адам Смитт, Давид Рикардо. Они обосновали то, что источником общественного богатства является все общественное производство, предприняли попытку объяснить законы, управляющие экономическими явлениями, выступали за ограничение вмешательства государства в экономику, за свободу торговли.
Адам Смит (1723-1790) – родоначальник классической экономической науки. Он отстаивал принцип естественной свободы, но в отличие от физиократов считал промышленный и торговый капитал производительным. Рост богатства достигается развитием обмена, разделением труда и накоплением капиталов в условиях экономической свободы.

Рассуждения Платона часто называют социалистическими, т.к. он считал, что правители и воины не должны иметь частной собственности, чтобы ничего не отвлекало их от обязанностей и забот о благе общества, крестьяне и ремесленники могут быть собственниками, все имущество которых учтено и излишек отбирается государством. Развитие этих идей нашло отражение в марксистском экономическом учении, которое вышло на арену экон. теории с середины 19в. как одна из вершин теорет. мысли того времени. В главном своем произведении "Капитале" Марксом дано достаточно глубокое теорет. отражение условий развития капитализма свободной конкуренции к. 18в. н.
19в. Однако некоторые положения или устарели, или изначально были ошибочными.
3 этап
Современная экономическая теория характеризуется большим кол-вом направлений, школ, течений. Основные: 1) Неоклассическое; 2) кейнсианское;
3) монетаризм; 4) институционально-социологическое. Они различаются трактовкой роли рынка и государства, их соотношения и взаимодействия в экономическом развитии.
1) Неоклассическое исходит из коренного положения классической школы о рынке и конкуренции, как о естественных условиях функционирования и развития экономики. Рыночный механизм саморегулирования считается единственно эффективным способом функционирования экономики.
Государственное вмешательство может привести к нарушению экономического равновесия, к снижению эффективности. Основывается на теориях предельной полезности и производительности.
2) Кейнсианство возникло в 30-е годы, в связи с необходимостью вывода буржуазной экономики из мирового кризиса 29-33 гг. Кейнс выпустил в 1936 г. работу "Общая теория занятости, процента и денег".
Основные положения: рыночный механизм не способен полностью устранить кризисы и безработицу, необходимо государственное регулирующее вмешательство, с использованием налогов, субсидий, ссудного процента.
3) Монетаристские теории интенсивно развиваются. В центре их внимания - антикризисные мероприятия: стимулирование экономической активности с использованием финансово-кредитной системы, денежного обращения, инфляций для повышения спроса и подстегивания производства.
4) Институционально-социологическое. Объектом исследования являются такие общественные институты как корпорации, профсоюзы, государства. При этом в центре внимания - общечеловеческие ценности. Выступают против чрезмерной идеологизации общественной жизни, против милитаризации экономики, за индикативное государственное планирование экономики, за гарантированные доходы, за расширение государственных социальных программ, за организацию государством переквалификацию работников в связи с технологической безработицей.
Характерной чертой является технологический детерминизм. Различаются теории: индустриального, постиндустриального, технотронного, информационного общества.
Экономическая теория состоит из политэкономии, макроэкономики, микроэкономики, истории экономических учений.
Макро- и микроэкономика конкретизируют общетеоретические положения политэкономии. Макроэкономика на уровне страны, микроэкономика на уровне отдельных отраслей.

2. Производительные силы общества. Ресурсная (факторная) эффективность и ее показатели
Производительные силы общества представляют собой целостный, динамичный комплекс, в который входят: а) средства производства (предмет труда и средства труда); б) люди, приводящих их в движение; в) технология, г) инфраструктура и т.д. а) Средства труда - это то, что человек помещает между собой и предметом труда, и чем воздействует на предмет труда. Предмет труда - это то, на что человек воздействует своим трудом и изменяет его. Средства труда: производственные здания, сооружения, станки, машины, оборудование, инструменты. б) При этом ведущим элементом произв. сил является работник — человек с известным опытом и навыками к труду. в) Технология - совокупность способов воздействия человека на предмет труда с исп-ем соотв. средств труда, а также различных режимов протекания произв. процессов. г) В структуру произв. сил входят также производственная и социальная инфраструктуры. Инфраструктурой называют вспомогательные составные части, обеспечивающие нормальное функционирование всей системы производительных сил. Производственную инфраструктуру образуют транспорт, связь, энергетика, особое место занимает маркетинговая деятельность, научно- техническая. К социальной инфраструктуре относятся: образование, здравоохранение, жилищно- коммунальное хоз-во, и т.д.
Производство всегда предполагает взаимодействие 3 основных факторов: рабочей силы, предметов труда и средств труда. Соизмерение результатов производства с используемыми затратами факторов производства (т.е. трудовыми и материальными ресурсами) характеризует ресурсную эффективность производства. В общей форме — Эффективность = Результат производства:
Затраты факторов производства. Эффективность — важнейшая характеристика производства. Общество всегда стремится определить оптимальный вариант экономического развития, т.е. такой, при котором не только будут отсутствовать потери (прямые и косвенные), но и наилучшим образом использоваться факторы производства (средства производства и рабочая сила).

Показатели эффективности. Для характеристики ресурсной (факторной) эффективности применяется система показателей, таких как, производительность труда, фондоемкость и материалоемкость.
Производительность труда выражается в количестве продукции, произведенных в единицу времени, или величиной времени, затрачиваемого на единицу продукции. Фондоемкость — стоимость основных производственных фондов на единицу объема производства продукции. Снижение фондоемкости означает рост эффективности использования основных производственных фондов.
Материалоемкость — один из важных показателей эффективности использования материальных ресурсов — сырья, материалов, топлива, энергии и т.д. Она определяется отношением стоимости материальных затрат к величине произведенной продукции. Обобщающими показателями экономической эффективности являются норма прибыли и уровень рентабельности. Прибыль в рыночных условиях — главная цель предпринимательства и критерий эффективности производства. Показателем эффективности здесь выступает норма прибыли как отношение полученной прибыли к затратам на производство.
Рентабельность характеризует результативность использования средств производства и трудовых ресурсов. Она определяется как отношение полученной предприятием прибыли к сумме основных и оборотных фондов. В условиях перехода к рыночной экономике изменяются содержание и показатели эффективности производства. Поскольку основой рыночной экономики и предпринимательства является прибыль, в качестве первичного хозрасчетного показателя экономической рентабельности выступает величина прибыли на единицу затрат и ресурсов на единицу затрат. В новых условиях сохраняется и общенациональный показатель эффективности: величина национального дохода, валового национального продукта на единицу затрат и ресурсов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать