- обеспечивает распределение труда между различными сферами производства.
Через механизм колебаний рыночных цен вокруг стоимости происходят перелив и перемещение факторов производства из одних отраслей национальной экономики в другие, регулируется соотношение между выпуском различных товаров;
- стимулирующая. Закон стоимости стимулирует снижение производственных затрат. Если индивидуальные затраты труда превышают общественно необходимые, то для того, чтобы не разориться, товаропроизводитель обязан снижать величину этих затрат. Предприниматели стремятся производить продукцию с меньшими индивидуальными затратами труда, что при данных ценах обеспечивает больший доход и прибыль.
- распределительная, когда с помощью цен осуществляется распределение и перераспределение общественного продукта между регионами, предприятиями;
- на его основе происходит дифференциация товаропроизводителей.
Индивидуальные затраты труда у товаропроизводителей неодинаковы. При продаже товаров товаропроизводители, у которых они ниже общественно необходимых, окажутся в выгодном положении - получат дополнительный доход. И наоборот, те из них, у кого индивидуальные затраты выше общественно необходимых и они не в состоянии возместить свои затраты труда, несут убытки, нередко подвержены банкротству, разоряются.
По мере формирования мирового рынка действие закона стоимости
распространяется и на мирохозяйственные связи. Здесь национальные стоимости
выступают как индивидуальные, из которых образуются интернациональные.
Страна с высокой производительностью труда имеет низкие индивидуальные
затраты труда и при продаже товаров по интернациональной стоимости получает
дополнительную прибыль, а с высокой индивидуальной стоимостью —
проигрывает. Однако это не означает, что стране с низкой
производительностью труда внешнеторговые связи невыгодны. Они
целесообразны, если она получает товары дешевле, чем могла бы сама их
производить. Здесь важна не столько сама по себе величина стоимости
товаров, сколько соотношение национальной и интернациональной стоимостей
экспортируемых и импортируемых товаров.
49. Понятие спроса и его детерминанты. Закон Госсена. Феномен Гимффена.
Смещение кривой спроса
Рыночный механизм – это механизм формирования и распределения ресурсов,
механизм взаимодействия продавцов и покупателей товаров по поводу
установления цен и качества, объема производства. Основой механизма
рыночной саморегуляции являются спрос и предложение. Рыночное равновесие
устанавливается, когда планы покупателей (спрос) и продавцов (предложение)
совпадают так, что при данной цене величина предложения равна величине
спроса. Спрос - это форма выражения потребности, представленной на рынке и
обеспеченной соответствующими денежными средствами. Спрос - количество
продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене
из возможных, в течение определенного периода. На спрос влияют следующие
факторы: уровень доходов в обществе; размеры рынка данного товара; наличие
взаимозаменяемых товаров; объективные вкусы покупателей. На рынке действует
объективный закон спроса. Если цены на товар растут, то спрос уменьшается.
Соотношение цены и количества, реализованных на рынке товаров отражает
кривая спроса и количества продаж:
Изобразим эту зависимость между ценой и величиной спроса графически. Если
на абсциссе обозначить количество товара Q, покупаемого на рынке, а на
ординате — движение цены Р, то получится следующий результат. график
Эту кривую в экономической литературе называют кривой спроса. С ее помощью
можно определить, как изменится величина спроса при изменении цены.
Полученная кривая иллюстрирует закон постепенного убывания спроса, который
можно сформулировать следующим образом: если цена какого-либо товара
повышается (и при этом все другие условия остаются неизменными), то спрос
будет предъявляться на меньшее количество этого товара, т.е. спрос
уменьшиться.
Покупатель приобретает товар ради его потребительной стоимости, потому
что этот товар обладает полезностью и необходим ему для удовлетворения его
потребностей. Спрос и потребительский выбор связываются теорией предельной
полезности. Основные положения: во-первых, большая часть потребностей
человека рано или поздно насыщается, т.е. постепенно удовлетворяется по
мере того, как используется благо; во-вторых, переход от неполного
удовлетворения потребности к ее полному удовлетворению происходит не
внезапно, а через более или менее многочисленные ступени. Но если
напряженность потребности убывает по мере того, как потребность
удовлетворяется, то и полезность блага для потребителя тоже должна убывать
по мере роста количества этого блага. Так, если для голодного человека
первая небольшая порция еды будет иметь наибольшую полезность, то по мере
утоления голода каждая последующая порция еды будет иметь все меньшую
полезность, Для более точного описания процесса убывания полезности в
экономической науке используется понятие предельная полезность, т.е.
добавочная полезность, прибавляемая каждой последней порцией товара.
Используя это понятие, сформулируем закон убывающей предельной полезности:
по мере увеличения количества потребляемого товара его предельная
полезность имеет тенденцию к сокращению.
Первый закон Госсена: желаемость данного блага убывает по мере увеличения
его потребления. В точке полного удовлетворения она равна нулю. Если
классическое понимание обмена – «равное на равное», то Госсен понимал обмен
как источник прироста полезности, каждый меняет то, что ему менее полезно
на то, что более полезно. Отсюда второй закон.
Второй закон Госсена: Лицо максимимизирует свою полезность, когда
распределяет имеющиеся у него денежные средства между различными благами
так, что достигает равного удовлетворения от последней единицы денег,
потраченных на каждый из товаров.
Детерминантами спроса называются неценовые факторы влияния на спрос.
Факторы, которые связаны с ценой, изменяют спрос в соответствии с
вышеприведенным графиком. Неценовые факторы действуют при данном
фиксированном уровне цен. Влияние детерминантами спроса сказывается в
смещении графика вправо, когда спрос увеличивается и влево, когда убывает
(при прочих неизменных условиях). К детерминантам спроса относятся:
- изменение доходов потребителя. В отношении большинства товаров рост благосостояния ведет к увеличению спроса и, наоборот, в то же время достижение более высокого благосостояния сокращает спрос на одни товары
(боле дешевые) и увеличивает спрос на другие (более дорогие),
- изменение различных форм инвестиционных расходов (процентных ставок, изменение налогового бремени – увеличение налогов снижает спрос, новые технологии – увеличивают спрос и т.д.)
- изменение вкусов. Так пропаганда здорового образа жизни снижает потребление сигарет,
- изменение числа покупателей. Уменьшение этого числа сокращает спрос.
Так происходит с понижением рождаемости – снижается спрос на детские товары.
- государственные расходы. Их увеличение приводит к росту совокупного спроса
- валютный курс и т.д.
Существует эффект замещения – изменение величины спроса на товар в результате замещения более дорогих товаров менее дорогими. Так при уменьшении запасов нефти побуждает замещать ее потреблением газом, запасы которого более велики. Закон Энгеля (дохода) заключается в том, что по мере роста доходов потребителей, увеличиваются расходы на покупку более дорогих товаров
50. Понятие предложение и его детерминанты. Смещение кривой предложения
Предложение – это совокупность товаров находящихся на рынке или способных
быть произведенными и представленными к продаже по соответствующим
удовлетворяющим производителя товара ценам. На предложение влияют следующие
факторы: цена на выпускаемую продукцию, уровень прибыли; снижение издержек
производства. В свою очередь сказываются и такие факторы как: а) достижения
научно-технического прогресса; б) степень монополизации рынка; в) движением
цен на другие товары, т.е. влияет взаимозаменяемость товаров. Предложения
определяют закономерную взаимосвязь между рыночными ценами и количеством
производимого и предлагаемого к продаже. Соотношение цены и количества,
поставляемых на рынок и предлагаемых к продаже товаров в течение
фиксированной единицы времени — кривая предложения товаров в зависимости от
их цены:
Закон предложения: с повышением цен соответственно вырастает и величина
предложения с понижением цен сокращается так же и предложение. Все продавцы
будут стремиться получить на рынке самую высокую цену, и чем выше будет
цена, тем активнее они будут пытаться продать большее количество товара,
т.е. увеличить предложение. Иными словами, у каждого продавца объем
предложения будет меняться в зависимости от цены: чем выше цена, тем, при
прочих равных условиях, выше размер предложения на рынке данного товара.
Графически данная зависимость –изображена на рис. 2 (абсцисса служит для
обозначения количества товара Q, доставленного на рынок; ордината
обозначает движение цены Р). Кривую S называют кривой предложения. график
Главный фактор, воздействующий на предложение, — издержки производства.
Детерминантами предложения называются неценовые факторы влияния на
предложение. Факторы, которые связаны с ценой, изменяют предложение в
соответствии с вышеприведенным графиком. Неценовые факторы действуют при
данном фиксированном уровне цен. Особенностью неценовых факторов является
то, что они все определяются, в конечном счете, издержками на единицу
продукции. Влияние детерминант предложения сказывается в смещении графика
вправо, когда издержки уменьшаются и влево, когда увеличиваются (при прочих
неизменных условиях). К детерминантам предложение относятся:
- цена на ресурсы (земельные, капитальные, трудовые). С увеличением ее увеличиваются производственные издержки, а в результате совокупное предложение понижается.. кривая предложения смещается влево.
- производительность труда. С увеличением производительности можно получить больший объем продукции, т.е. предложение возрастет. График сместиться вправо
51. Понятие эластичности в экономической науке. Общее экономическое понятие
эластичности спроса
Под термином эластичности в экономической науке понимают изменение одного
фактора под воздействием другого фактора. Спрос и предложение испытывают на
себе влияние многочисленных факторов и по-разному на них реагируют.
Например, рост цены сопровождается ростом уменьшением спроса и, наоборот,
снижение цены приводит к его увеличению. Степень изменения спроса и
предложения под воздействием того или иного фактора характеризует их
эластичность. Эластичность спроса - это степень реакции покупаемого
количества товара на колебание его рыночной цены. Поскольку речь идет об
общем количестве товаров, или общей выручке, то она определяется путем
умножения цены на количество (РхG). Эластичность спроса выражает, как
изменяется общая выручка РхG в зависимости от цены. Если снижение цены Р
вызывает такое увеличение количества G, что общая выручка РхG возрастает,
то принято говорить об эластичном спросе. Если снижение цены Р приводит к
такому незначительному увеличению G, что общая выручка падает, то спрос
определяется как неэластичный. Третий вариант - изменение цены оставляет
выручку неизменной. Для количественной оценки вводиться коэффициент
эластичности.
Коэффициент эластичности - это процентное отношение изменения количества
товара к проценту изменения цены товара. Количественно и качественно
эластичность спроса может быть представлена тремя моментами:
1. Когда процентное снижение цены вызывает такое процентное увеличение количества продаж товара, что общая выручка возрастает. Эластичность спроса при этом > 1. Т.е. коэффициент эластичности больше 1.
2. Процентное снижение цены в точности компенсируется соответствующим ростом количества продаж, так что общая выручка остается абсолютно неизменной. Эластичность спроса равна 1
3. Снижение цены вызывает настолько незначительный рост количества продаж, что общая выручка снижается. Это неэластичный спрос. Эластичность < 1, но > 0.
Факторы, влияющие на эластичность: наличие хороших заменителей товаров,
удельный вес этой цены в бюджете потребителя, размер дохода, качество
товаров, размеры запаса.
Эластичность предложения характеризует изменения между ценой и предлагаемым
к реализации товаром, а так же относительное изменение объема производства
и предложения товара в связи с изменением его цены на рынке.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40