Экономика 90 вопросов
p> (например, обычаи, нормы поведения различных социальных групп, привычки, инстинкты и т.д.).
4. В последние годы экономисты все больше приходят к выводу о необходимости сочетания государственного регулирования и свободного стимулирования производства. Была выдвинута концепция неоклассического синтеза (Д.Р.

Хакс, П. Самуэльсон и др.). Суть этой концепции состоит в сочетании государственного и рыночного регулирования экономики. Сочетание государственного производства и частного предпринимательства дает смешанную экономику.
5. Неолиберализм - направление в экономической науке и практике управления хозяйственной деятельностью, сторонники которого отстаивают принцип саморегулирования, свободного от излишней регламентации. Неолибералы следуют двум традиционным положениям. Во-первых, они исходят из того, что рынок как наиболее эффективная система хозяйства создает наилучшие условия для экономического роста; Во-вторых, отстаивают приоритетное значение свободы субъектов экономической деятельности. Государство должно обеспечить условия для конкуренции и осуществлять контроль там, где эти условия отсутствуют.
6. Монетаризм — экономическая теория (в рамках неолиберального направления), приписывающая денежной массе, находящейся в обращении, роль определяющего фактора в процессе формирований хозяйственной конъюнктуры и устанавливающая причинную связь между изменениями количества денег и величиной валового конечного продукта. Лидер этой школы профессор

Чикагского университета М. Фридмен выступил с опровержением идей Дж. М.

Кейнса и попытался доказать, что рыночному хозяйству присуща особая устойчивость, делающая ненужным вмешательство государства в хозяйственный процесс.


84. Макроэкономическая стабилизация в переходной экономике
Перехода к рыночной экономике она не возможен без макроэкономической стабилизации. Под ней обычно понимается государственная политика по поддержанию объема производства и занятости на естественном уровне.
Правительство должно по возможности нейтрализовать колебания совокупного спроса и предложения, не допускать глубокого спада экономики или перегрева
(перепроизводства). Но все это относится к сложившейся рыночной экономике.
В странах же с переходной экономикой под макроэкономической стабилизацией понимают, прежде всего, преодоление кредитно-денежной и налогово-бюджетной диспропорциональности. Самое яркое проявление этой диспропорции -–высокая инфляция (галопирующая или гиперинфляция) во всех без исключения странах с переходной экономикой наблюдалось сильнейшее расстройство финансовой системы, обесценивание национальной валюты и катастрофическое бегство от нее. Инфляция может проявляться не только в открытом виде, но и в подавленном (Россия). В последнем случае она проявляется в дефиците товаров, очередях и ухудшении качества. Вследствие этого актуальной является финансовая стабилизация. Что требует сбалансированного государственного бюджета в ходе макроэкономической стабилизации.
Существуют различные сценарии макроэкономической стабилизации. Наиболее распространенные — ортодоксальный и гетеродоксальный (неортодоксальный).
Ортодоксальный сценарий стабилизации — совокупность макроэкономических мероприятий, включающая ликвидацию (или сведение к минимуму) дефицита государственного бюджета, проведение жесткой кредитно-денежной политики и фиксирование номинальной денежной массы (как в России) или обменного курса валюты в качестве «якоря» для уровня цен. Если эти мероприятия проводят быстро и жестко, то они называются «шоковая терапия». Т.е. проведение их требует короткого промежутка времени для успешного проведения макроэкономической стабилизации. В данном случае имеется в виду теоретическая концепция, когда борьба с инфляцией продолжается 1-2 года, а не постепенно шаг за шагом в течение многих лет. Это объясняется тем, что растянутая борьба может сформировать устойчивые инфляционные ожидания. В качестве номинального «якоря» — это экономический показатель, который фиксируется на определенном уровне, может выступать денежная масса или обменный курс валют. Эти показатели удерживают на определенном уровне цены, не давая им сорваться в гиперинфляцию. Все страны переходной экономики страдали от подавленной инфляции, что порождало «денежный навес». Или избыточную массу денег. Макроэкономическая стабилизация требовала ликвидацию этого навеса, как источника инфляции. Это можно сделать по- разному:

- Сокращением номинального предложения денег

- Либерализацией цен

- Увеличением реального объема производства

- Снижением скорости обращения денег.
Итак, ортодоксальный сценарий устраняет денежный навес, но дальше необходима жесткая финансовая политика. Необходимо свести до минимума дефицит государственного бюджета. Это возможно сделать с помощью реформы налоговой системы. Важнейший принцип реформирования ее должно быть следующее:

- Нейтральность налоговой системы. Это означает конец произвольным освобождениям от налогов отдельных групп производителей или потребителей товаров

- Налоговые ставки должны стимулировать производство, а не загонять его в подпольную экономику

- Система исчисления должна быть технически простой

- Налоги должны уплачиваться неукоснительно.
Кроме того необходима жесткая кредитно-денежная политика, т.е. политика
«дорогих денег»
Другой сценарий стабилизации характерен деиндексацией заработной платы — мероприятие , помогающее преодолеть инфляцию. Гетеродоксальный сценарий — это жесткая кредитно-денежная политика и налогово-бюджетная политика в сочетании с регулированием цен и доходов. В сущности, он предполагает и сведение к минимуму бюджетного дефицита и ограничение предложения денег, и фиксацию обменного курса. — все что есть в ортодоксальном сценарии, но дополняется контролем за заработной платой и ценами, т.е. используется в качестве «якоря» зарплата. Важным условием успеха такого сценария является социальный договор между правительством, трудом и капиталом в области контроля над ценами и зарплатой.. необходимо доверие основных социальных групп по отношению к правительству и проводимой экономической политике.
Ортодоксальный сценарий реализовывался в России, Казахстане, Украине.
Неортодоксальный — в Латвии, Литве, Болгарии, Румынии, Словении.
Макроэкономическая стабилизация считается достигнутой, когда достигнуты условия для возобновления устойчивого экономического роста. Для этого необходимо: инфляция не выше 4,5%; дефицит государственного бюджета менее
3% от ВНП; совокупный государственный долг не выше 60% от ВНП; колебания обменного курса до 15%.
Макроэкономическая стабилизация в переходной экономике — это преодоление кредитно-денежной и бюджетно-налоговой разбалансированности, выражающейся в высокой инфляции, т.е. предусматривает снижение темпов инфляции до низкого предсказуемого уровня.


74. Общественный товар и его особенности. Политический товар

Любое общество представляет собой социальное пространство, в котором имеется распределение власти, капитала и прибыли, т.е. распределение экономической, политической и административной власти и капитала. Кроме экономического капитала (в традиционном понимании) существует культурный капитал, социальный или общественный капитал, политический капитал. В качестве социального капитала можно рассматривать официальный социальный статус: например, статус дипломата или высокий административный пост, которые имеют свою ценность. Общественный капитал может выражаться в таких формах признания, как «известность», «популярность», т.е. носитель этого капитала обладает определенными специфическими качествами, представляющими ценность и которые могут выступать в качестве товара. В качестве политического капитала можно рассматривать положение в иерархии властных структур, или причастность к политическим партиям. Политический капитал — это капитал, основанный на признании. Оно может внешне проявляться в символах власти: королевский трон, корона, атрибуты президентской власти и т.д. Участие в выборах, вступление в партию можно рассматривать как частные случаи встречи спроса и предложения политического товара.

Существует даже концепция «политического делового цикла». Ее сторонники полагают, что экономическое положение в стране существенным образом зависит от фазы «политического делового цикла» и влияет на популярность правящей партии. В качестве главных показателей, на которые реагирует население, выделяются темпы инфляции и безработица: чем ниже их уровень, тем при прочих равных условиях больше голосов будет подано на выборах за президента и правящую партию, т.е. их политический товар имеет спрос.

В советском обществе ценностями (т.е. товаром) считались определенные должности в иерархии, а поскольку не все могли достичь их путем добросовестного труда, места добивались другим путем — путем вступления в партию, взяток и подкупов. Сложился бюрократический или административный рынок. За счет использования субъектом своего иерархического статуса он мог извлекать прибыль — так называемую административную ренту. Это было связано с административным регулированием. Стремление к получению административной ренты порождало торговлю административными правами и привилегиями, которые выступали в качестве товара. В советской экономике существовал по сути дела рынок такого товара, причем существовал вертикальный и горизонтальный рынок. Так осуществлялись торги по «вертикали», т.е. торги между вышестоящими и нижестоящими звеньями. Это было обусловлено командно- административными способами регулирования экономики. Торги по горизонтали осуществлялись между звеньями одного уровня. В условиях нормированного распределения ресурсов часто складывалась ситуация таких горизонтальных торгов или «серого рынка». Вертикальные и горизонтальные торги определялись тем положением, которое занимали партнеры в системе иерархии.

Но если по определению общественный продукт— это конечный продукт
(это товары и услуги), которые произведены в общественном производстве для конечного использования, для продажи потребителю. Он учитывается в основных показателях измерения объема национального производства. Для этого существует ряд показателей, среди которых важное место занимает показатель валового национального продукта (ВНП). То общественный и политический товар не учитывался и не отражался в официальных показателях.


85. Мировое хозяйство. Место России в мировом хоз.
Единого понимания среди исследователей нет. Существуют 3 основных подхода к определению понятия мировой экономики или мирового хозяйства.
1. Мировое хозяйство - совокупность национальных хозяйств, истоки в австро- венгерской школе 19 в. Совокупность национальных хозяйств, связанных политическими и экономическими отношениями.
2. Мировая экономика - система международных экономических отношений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать