80. Измерение результата экономической активности (ВНП и его производные
Экономическая теория и статистика для измерения объема национального производства используют ряд показателей, среди которых важное место занимает показатель валового национального продукта (ВНП). ВНП определяется как рыночная стоимость всей произведенной конечной продукции и услуг в экономике за год. При этом учитывается годовой объем конечных товаров и услуг, созданных гражданами данной страны, как в рамках национальной территории, так и за рубежом. Другое определение ВНП представляет сумму доходов предприятий, организаций и населения в материальном и нематериальном производстве Валовой национальный продукт учитывает и амортизационные отчисления, которые образуются в результате включения части стоимости используемых инвестиционных то варов (станки, машины и т.п.) в готовую продукцию. Для правильного расчета ВНП необходимо учесть все продукты и услуги, произведенные в данном году, всего один раз. Это позволит избежать двойного счета и завышения стоимости ВНП, поскольку многие продукты продаются несколько раз, прежде чем они будут переработаны и войдут в конечный продукт. Исключить двойной счет позволяет показатель добавленной стоимости, который представляет разницу между продажами фирм и покупками фирмами материалов, инструментов, топлива, энергии и услуг у других предприятий. Иными словами, добавленная стоимость — это рыночная цена продукции фирмы, за вычетом стоимости потребленных сырья и материалов, купленных у поставщиков. Суммируя добавленные стоимости, произведенные всеми предприятиями, можно определить ВНП, который представляет рыночную стоимость всех выпущенных товаров и услуг. Валовой национальный продукт вычисляется в текущих рыночных ценах, что представляет номинальное его значение. Для получения истинной величины этого показателя необходимо очистить цены от влияния инфляции, взвесить их, т.е. применить индекс цен, что дает реальное значение валового национального продукта. Метод расчета
ВНП по расходам. ВНП определяется как сумма благ и услуг в распоряжении общества в определенный период времени. Величина ВНП — это денежная оценка конечных продуктов и услуг, произведенных за год. Иными словами, необходимо суммировать все расходы на приобретение (потребление) конечного продукта. В показатель ВНП входят:
1. Потребительские расходы населения (С).
2. Валовые частные инвестиции в национальную экономику (Ig).
3. Государственные закупки товаров и услуг (G).
4. Чистый экспорт (Хn), который представляет разность между экспортом и импортом данной страны.
Таким образом, перечисленные здесь расходы составляют ВНП и показывают рыночную стоимость годового производства. С + Ig + G + Хn = BHП Метод расчета ВНП но доходам. ВНП, с другой стороны, составляет сумму доходов отдельных лиц и предприятий, (заработная плата, процент, прибыль и рента) g определяется в общем как сумма вознаграждений владельцев факторов производства. В этот показатель также включены косвенные налоги на предприятия, амортизация, доходы от ВВП (валовой внутренний продукт) как и
ВНП, отражает результаты деятельности в двух сферах народного хозяйства: материального производства и услуг. Оба определяются как стоимость всего объема конечного производства товаров и услуг в экономике за один год
(квартал, месяц). Эти показатели подсчитываются в ценах как текущих
(действующих), так и постоянных (ценах какого-либо базового года). Различия между ВНП и ВВП:
- ВВП подсчитывается по так называемому территориальному признаку. Это совокупная стоимость продукции сферы материального производства и сферы услуг независимо от национальной принадлежности предприятий, расположенных на территории данной страны;
- ВНП - это совокупная стоимость всего объема продукции и услуг в обеих сферах национальной экономики независимо от местонахождения национальных предприятий (в своей стране или за рубежом).
Таким образом, ВНП отличается от ВВП на сумму так называемых факторных
доходов (доходы наемных рабочих, рентный доход, ссудный %, прибыль
предприятий) от использования ресурсов данной страны за рубежом за минусом
аналогичных вывезенных из страны доходов иностранцев. Обычно, чтобы
рассчитать ВНП, к показателю ВВП добавляют разность между прибылями и
доходами, полученными предприятиями и физическими лицами данной страны за
рубежом, с одной стороны и прибылями и доходами, полученными иностранными
инвесторами и иностранными работниками в данной стране, с другой стороны.
Эта разность для ведущих стран Запада - +- 1% от ВВП. В нашей стране ВНП и
ВВП -начался с 1988г.
Произведенная продукция включает промежуточный и конечный продукт (двойной
учет). Промежуточный продукт - та часть ВОП (валовой общественный продукт),
который используется на протяжении года на текущие материальные затраты
(сырье, материалы, топливо, энергия, п/фабрикаты и т.д.), т.е. такие
предметы труда, которые не выходят из производственного цикла. Конечный
продукт - это товары и услуги, которые покупаются потребителями для
конечного использования, а не для перепродажи.
Методы подсчета: Каждая страна решает по расчетам и методам СНС.
ВВП может быть определен одним из трех методов, путем суммирования:
- добавленной стоимости по всем отраслям, национальной экономики (ВВП по производству, отраслям);
- всех расходов на покупку общего объема произведенной в данном году продукции (ВВП по расходам);
- всех доходов, полученных в стране от производства продукции в данном году (ВВП по доходам).
На основе ВВП можно определить другие важные показатели: чистый
национальный продукт (ЧНП) и национальный доход (НД). ЧНП представляет
собой ВНП за вычетом амортизации. НД рассчитывается путем вычета из ЧНП
косвенных налогов. ВНП рассчитывается путем суммирования продукции (благи и
услуги), приносящие доход, затем из этой величины вычитаем текущие
материальные затраты и вычитаем разницу между импортом и экспортом.
ВНПр=ВНПн/Упц, где ВНПн - номинальный (в текущих ценах), ВНПр - реальный (в
фиксированных ценах), Упц - индекс цен.
Национальный доход (НД) - это вновь созданная за год стоимость,
характеризующая, что прибавило производство в данном году к благосостоянию
общества. При его подсчете не включается сумма амортизации, косвенных
налогов, государственных субсидий.
НД - это чистый «Заработный доход» общества (з/плата, доходы населения,
прибыль).
Различают произведенный и использованный НД.
Произведенный НД - это весь объем вновь созданной стоимости товаров и
услуг.
Использованный НД - это произведенный НД за минусом потерь (от стихийных
потерь, ущерба и т.д.) и внешнеторгового сальдо.
Фонд потребления - это часть НД, обеспечивающая удовлетворение материальных
и культурных потребностей людей и потребностей общества в целом (на
образование, оборону и т.д.).
Фонд накопления - это часть НД, обеспечивающая развитие производства.
В развитых странах ФП - 90% от НД; ФН - 10%. В 90 гг. Россия ФП - 80%
ФП>ФН.
81. Сущность, причины, виды и социально-экономические последствия инфляции.
Измерение инфляции. Антиинфляционная политика
С лат. Инфляция – вздутие (т.е. вздувается денежная масса и цены). Инфляция
— это переполнение денежного обращения избыточным количеством денег,
покупательная способность которых падает. Формы проявления инфляции:
1. неравномерный рост цен на товары и услуги, что приводит к обесцениванию денег, снижению их покупательной способности.
2. понижение курса национальной денежной единицы по отношению к иностранным.
3. увеличение цены золота, выраженной в национальной денежной единице.
Существует три основных направления в теории инфляции:
1. Кейнсианская теория (теории инфляции спроса) утверждает, что она вызвана избыточным спросом, и исходит из анализа расходов и доходов со стороны государства. Кейнс считал, что увеличение спроса со стороны государства и предпринимателей ведет к росту производства и занятости, тогда как увеличение спроса населения — ведет к инфляции. Поэтому необходимо стимулировать инвестиции в производство, но ограничивать заработную плату. На основе этой теории инфляции спроса возникла «кривая Филипса» — график зависимости между ростом цен и занятостью. По которой с помощью инфляции можно преодолеть спад производства и увеличить занятость
(инфляция не должна превышать 5%). Однако экономические кризисы 70-80-х гг. опровергли эти выводы из кривых Филипса. Они выявили новый феномен — стагфляцию — инфляция, при которой возможен не только рост цен, но и сокращение производства и занятости.
2. Теория инфляции (теория инфляции издержек), связывающая рост цен с увеличением издержек производства. Когда растут материальные и трудовые издержки производства, но при этом снижается производительность труда, рост заработной платы приводит к раскручиванию «инфляционной спирали».
Приверженцы этой теории — Торн, Самуэлссон.
3. Монетаристская теория инфляции. Фридмен рассматривал инфляцию как денежный феномен, т.е. как результат избыточных денег в обращении.
Инфляция возникает за счет чрезмерной эмиссии денег, используемой для покрытия бюджетного дефицита. Монетаристы считают, что деньги играют активную роль, т.е. денежная масса порождает спрос. Отсюда вывод — поскольку инфляция вызывает подъем производства, ее следует поддерживать в умеренных размерах. Согласно правилу Фридмена, увеличение денежной массы М2 необходимо проводить систематически, но постепенно, исходя из роста ВНП и скорости обращения денег. Оптимальная величина прироста денежной массы (при 3% росте ВНП в год) составляет 4%
Инфляция связана с «заболеванием» денег, но причины инфляции очень
глубинные. Внешними причинами инфляции могут явиться: рост цен на мировом
рынке на топливо и благородные металлы, неблагоприятная конъюнктура на
зерновом рынке в условиях значительного импорта зерновых и т.д. Внутренними
причинами могут быть: деформация народнохозяйственной структуры, дефицит
бюджета, эмиссия и увеличение скорости обращения денег, ошибочный курс
экономической политики гос-ва.
С теоретической точки зрения инфляцию можно определить как дисбаланс между
спросом и предложением, поэтому можно выделить типы инфляции:
1)."инфляция покупателей" (инфляция спроса) Избыточный спрос приводит к
взлету цен.
2)."инфляция продавцов" (инфляция предложения, инфляция издержек. В этом
случае механизм инфляции начинает раскручиваться в силу того, что растут
издержки (в силу повышения заработков, удорожания сырья и топлива и др.). В
реальном мире ситуация гораздо сложнее, и разделить два вида инфляцию
весьма сложно. Инфляцию можно подразделить на: скрытая – предполагает
ухудшение качества продукции, услуг, но цена остается на прежнем уровне;
открытая – резкий рост цен. По темпам инфляции различают:
- Ползучая– постепенное обесценение дензнаков, для которой характерны относительно невысокие темпы роста цен, примерно от 5% до 10% в год.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40