Коуз в своей работе «Природа фирмы» дал подробный анализ деятельности фирмы. Все фирмы действуют в рамках рыночной экономики, где преобладают горизонтальные связи и нет ни приказов из единого центра, ни централизованного планирования. Тем не менее, любой фирма имеет вертикальную структуру управления, действующую на основе прямых приказов.
Возникает вопрос, почему часть экономической деятельности фирмы протекает в рамках централизованного управления (внутри фирмы), а вторая часть — в условиях рынка, где роль приказов исполняют свободно устанавливаемые цены?
Почему экономика не может существовать в виде «сплошного» рынка? Ответ
Коуза прост: сплошной рынок требует чрезмерно высоких трансакционных издержек (затрат на заключение сделок). Механизм прямого директивного управления позволяет экономить трансакционные издержки, поэтому фирмы вытесняют рынок. Тогда возникает вопрос, почему вся экономика не может функционировать как одна гигантская фирма?. Коуз отвечает на это так — координация экономической деятельности с помощью приказов из одного центра также сопряжено с трансакционными издержками, которые возрастают в геометрической прогрессии с увеличением размера фирмы. Тем самым возникает проблема оптимальных размеров фирмы. Оптимум определяется границей, где издержки рыночной кооперации равны издержкам централизованного контроля. До этой границы выгодна централизация, после — рынок. Оптимум зависит также от структуры отрасли, применяемых технологий и характера конкуренции.
Существует правило максимизации дохода фирмы: следует производить
любую единицу продукции, для которой предельный доход все еще больше
предельных издержек. Судьба фирмы зависит от величины средних издержек.
Если они чересчур велики, то фирма вынуждена закрываться. Если же фирма
получает дополнительную прибыль, то это привлекает в отрасль новые фирмы,
которые будут конкурировать между собой. Фирмы, которые используют наиболее
эффективную технологию, назначают самую низкую цену и производят наибольший
объем продукции, соответствующий ее издержкам.
Важным элементом в деятельности фирмы является маркетинг. Маркетинг в
широком смысле - это концепция развития бизнеса, ориентированная на
приоритет потребителя, т.е. концепция приоритетности рыночного спроса.
Маркетинг- непрерывный, всесторонний анализ, способ генерирования идей и
решений.
Определение М. Эванса-Бермана: Маркетинг — это ориентированная на
потребителя целевая философия фирмы. Производить то, что продается, а не
наоборот - основа маркетингового подхода. М. подход: маркетинговые
исследования, создание продукта, процесс ценообразования, сбыт, продвижение
товара. В зависимости от ситуации на рынке фирма выбирает одну из стратегий
маркетинга: концентрированный (ориентация на один узкий сектор рынка,
например, продажа велосипедов) или дифференцированный (ориентация фирмы на
широкий или несколько широких секторов).
В маркетинге существует стратегия роста фирм. Стратегия роста крупных фирм
состоит в следующем: 1)стратегия массового стандартизированного
производства; 2) стратегия расширения сферы своей деятельности
(диверсификация). Диверсификация - расширение номенклатуры товаров,
производимых отдельными предприятиями, фирмами. Связана с использованием
предприятиями накоплений не только на увеличение производства основной
продукции, но и обеспечение новых видов производства, проникновение в
другие отрасли и сферы хозяйствования. Во внешнеэкономической практике
диверсификация затрагивает экспорт, что означает увеличение количества
товаров и услуг, предназначенных для экспортирования, что создает лучшие
условия для преодоления неблагоприятных последствий изменения рыночной
конъюнктуры, расширяет возможности хозяйственного маневрирования.
58. Сравнительный анализ функционирования административного и коммерческого
предприятия
Административное предприятие - обособленная хозяйственная единица, которая
функционирует, как правило, на основе общегосударственной собственности
(федеральной или субъектов федерации) или на основе собственности
административно-территориальных единиц (государственное коммунальное
предприятие). Оно для своего существования должно иметь: самостоятельный
баланс; расчетный счет и другие счета в банках; печать со своим
наименованием; товарный знак (если выпускает продукцию). Функционируют на
основе устава, который утверждается собственником при участии трудового
коллектива. Административное предприятие хозяйствует на основе
централизованного управления, что влечет ряд негативных явлений, связанных
с недостатками централизованного планирования. Административное предприятие
может функционировать на основе хозяйственного расчета. Хозрасчет как
метод хозяйствования основан на следующих принципах:
- хозяйственная самостоятельность, то есть предприятие само авансирует деньги на средства производства и рабочую силу, рационально их использует, само решает вопрос о производственных товарах (или на основе государственного заказа);
- самоокупаемость, то есть за счет прибыли (выручки) покрывает свои затраты по производству и рассчитывается по налогам и кредитам;
- самофинансирование, то есть обеспечение за счет прибыли расширения, совершенствования производства и решение социальных вопросов;
- материальная заинтересованность предприятия в целом и каждого его члена;
экономическая ответственность, то есть предприятие само расплачивается за
убытки и за невыполнение обязательств и договоров с партнерами. Но на
практике этот механизм часто не работает, т.к. для административных
предприятий работают по директивам, принятым каким-либо центром
(федеральным или республиканским). Функционируют такие предприятия по
плану, спущенному сверху и зачастую с низкой эффективностью.
Коммерческий тип организации деятельности предприятий является
наиболее эффективной формой организации, (по сравнению с административной
формой). Потому, что наиболее эффективной формой реализации собственности
является предпринимательский бизнес, как производственно- хозяйственная
деятельность приносящая доход. Это обусловлено такими обстоятельствами:
1) бизнес основан на экономической свободе хозяйствования субъектов в рамках действующего законодательства и направлен на получение максимального возможного дохода;
2) каждый хозяйствующий субъект вступает в экономические связи с ему подобными бизнесменами, поэтому все экономические связи между бизнесменами являются взаимовыгодными и содержат в себе взаимную заинтересованность в их наилучшей реализации.
В современном понятии коммерческий тип организации — это такой вид
организации деятельности ради получения прибыли, который отличается
рисковым характером, творческой активностью, инновационной деятельностью.
Стимулом новаторства служит предпринимательская прибыль, ее источник — рост
доходов или уменьшение издержек в результате инноваций. Процесс
производства, по мнению основоположника теории предпринимательства
Шумпетера — «есть осуществление новых комбинаций, охватывающих 5 основных
случаев: создание нового блага, внедрение нового метода производства,
освоение нового рынка сбыта, получение нового источника сырья,
осуществление реорганизации производства. Предприниматель выбирает и
осуществляет новые комбинации, и этот новый вариант представляет собой
конкурентное вытеснение старых предприятий. Стимулом новаторства служит
предпринимательская прибыль, ее источник — рост доходов или уменьшение
издержек в результате инноваций». Основные принципы коммерческой
организации деятельности является:
- хозяйственная самостоятельность, то есть предприятие само авансирует деньги на средства производства и рабочую силу, рационально их использует, само решает вопрос о производственных товарах (или на основе государственного заказа);
- самоокупаемость, то есть за счет прибыли (выручки) покрывает свои затраты по производству и рассчитывается по налогам и кредитам;
- самофинансирование, то есть обеспечение за счет прибыли расширения, совершенствования производства и решение социальных вопросов;
- материальная заинтересованность предприятия в целом и каждого его члена;
- экономическая ответственность, то есть предприятие само расплачивается за убытки и за невыполнение обязательств и договоров с партнерами.
Основным принципом существования коммерческого предприятия является, прежде
всего, самостоятельность хозяйствующего субъекта. Самостоятельно
хозяйствующий субъект называется предприятием, если он создан в порядке,
установленным действующим законодат-вом и осуществляет производство
продукции, выполнение работ, оказание услуг в целях удовлетворения
общественных потребностей и получения прибыли. Предприятие образует
юридическое лицо, имеет название и печать, расчетный счет в банке. Юр.
лицом принято считать орг-цию, представляющую в едином лице входящих в нее
отдельных субъектов. Предприятие может осуществлять коммерческую
деятельность различного типа: производств, посредническую, научно-
исследовательскую, инвестиционную и др. виды деятельности в соответствии с
уставом предприятия, а также решать вопросы, связанные с развитием социал.
сферы (стр-во жилья, содержание д/отдыха, д/лагерей, мед. учр-ний и т.д.) Ф-
ции коммерческого предприятия: организует производств. процесс, ведет бух.
учет, проводит поисковые научно-исслед. и маркетинговые исследования,
платит налоги, заключает договора с др. предприятиями и др. Организационно-
правовые формы коммерческих предприятий (ОПФП) - это определенные,
установленные законом формы организации и структуры упр-ния. Они дают
возможность обрести официальный, правовой статус хозяйствующего субъекта.
ОПФП в целом зависят от форм собств-сти на имущественных комплекс
предприятия. Предприятия делятся на государственные (к ним можно отнести и
муниципальные) и частные. Последние различаются в зависимости от числа
владельцев, от ответственности за деятельность предпр-я, от способов
вкладывания капитала в общий капитал. Индивидуальное частное предприятие
основано на личной собственности граждан (одно лицо владеет и получает весь
доход и несет всю ответственность). Полное товарищество: основано на
долевой собств-сти членов, все члены несут полную ответственность, прибыль
делится пропорц-но вкладам. Смешан. товарищество (коммандитное): основано
на долевой собст-сти действующих членов (комплементариев), к-рые несут
полную ответств-сть, и членов-вкладчиков (коммандистов), несущих ответств-
сть в пределах своего вклада. Тов-во с огр. ответ-стью (ТОО, акционерное
общ-во закр. типа): его уставной капитал образ. только за счет вкладов
учредителей, каждый отвечает в пределах своего вклада, прибыль распред.
пропорционально вкладу; главная особенность - запрет на продажу своих паев
на открытом рынке. Акционерн. общ-во открыта: денежные средства в них
образуется путем выпуска и продажи акций; владельцами акций могут быть юр.
и физические лица; акционеры несут ответств-сть в пределах суммы своих
акций. Объединение предпр-тий создается на основе договора (межфирм-го
соглашения) в формах союза, ассоциации, концерна, межотрасл. или территор.
объединений. Цель - в осуществлении дорогостоящих инвестиционных проектов.
Имущество явл. совместн. для ее членов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40