- Галопирующая – резкое, быстрое, скачкообразный рост цен и обесценение денежных знаков. Галопирующая инфляция в отличие от ползучей становится трудноуправляемой. Темп ее роста 10-15%
- Гиперинфляция - ежегодный темп прироста цен свыше 50%. Особенность гиперинфляции в том, что она оказывается практически неуправляемой; обычные функциональные взаимосвязи и привычные рычаги управления ценами не действуют. На полную мощность работает печатный станок, развивается невероятная спекуляция. Производство дезорганизуется. Чтобы остановить или притормозить гиперинфляцию, приходится прибегать к чрезвычайным мерам. Но однозначных методов борьбы с гиперинфляцией нет.
Измеряется инфляция с помощью показателя среднегодового прироста цен в процентах — темп инфляции. Темп инфляции за год находится как частное от деления среднего значения цен в этом году на значение в предыдущем году и умноженное на 100%. Кроме того, в результате инфляции население как бы платит инфляционный налог — потери реальных доходов, рассчитывающиеся по формуле: t = (С х p) + D х (i - p), где С - наличность, D - депозиты, i - номинальная ставка процента, p -темп инфляции.
Инфляция - кризисное состояние денежной системы, обусловленное диспропорциональностью развития общественного производства, проявляющееся, прежде всего в общем и неравномерном росте цен на товары и услуги, что ведет к перераспределению национального дохода в пользу определенных социальных групп. Социально-экономические последствия инфляции охватывают все аспекты: темпы и пропорции эк. роста, денежно-кредитный, финансовый и валютный механизм, и т.д.
1. Ухудшается экономическое положение:
- снижается объем производства, поскольку колебание и рост цен делают неуверенными перспективы его развития;
- перелив капитала из производства в торговлю и посреднические операции, где быстрее его оборот, больше прибыль и легче уклоняться от налогообложения;
- рост спекуляции в результате резкого изменения цен;
- уменьшение кредитных операций;
- обесценивание финансовых ресурсов государства.
2. Возникает социальная напряженность:
- снижаются реальные доходы (количество товаров и услуг, которые можно купить на сумму номинального дохода).
- перераспределение национального дохода в ущерб наименее обеспеченных слоев;
- особенно страдают от инфляции люди, живущие на фиксированные доходы: пенсии, зарплата госслужащих, пособия. Для их защиты необходима система индексации пособий; люди, живущие на нефиксированные доходы, могут и выиграть от инфляции;
- обесценивание сбережений.
- непредвиденная инфляция приносит выгоду дебиторам за счет кредиторов.
Получатель ссуды берет в долг «дорогие» рубли, а возвращает -
«дешевые».
последствия инфляции в сфере распределения были бы не такими тяжелыми, если
бы люди могли предвидеть инфляцию и имели бы возможность корректировать
свои номинальные доходы.
Государственная антиинфляционная политика: Антиинфляционная политика: Это
комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на
борьбу с инфляцией. В ответ на взаимодействие факторов инфляции спроса и
инфляции издержек оформились две основные линии антиинфляционной политики –
дефляционная политика (или регулирование спроса) и политика доходов.
Дефляционная политика – это методы ограничения денежного спроса через
денежно-кредитный и налоговый механизмы путем снижения государственных
расходов, повышения процентной ставки за кредит, усиления налогового
пресса, ограничения денежной массы и т.п. Особенность действия дефляционной
политики заключается в том, что она, как правило, вызывает замедление
экономического роста и даже кризисные явления. Политика доходов
предполагает параллельный контроль над ценами и заработной платой путем
полного их замораживания или установления пределов их роста. По социальным
мотивам этот вид антиинфляционной политики применяется редко
Варианты антиинфляционной политики выбирались в зависимости от приоритетов.
Если ставилась цель сдерживания экономического роста, то проводилась
дефляционная политика, если целью было стимулирование экономического роста,
то предпочтение отдавалось политике доходов. В случае, когда ставилась цель
обуздать инфляцию любой ценой, то параллельно использовались оба метода
антиинфляционной политики.
82. Безработица, ее причины, виды и последствия. Государственная политика
занятости
Безработица - социально-экономическое явление, при котором часть активного
населения не может приложить свою рабочую силу. Безработным в Российской
Федерации признаются граждане, которые не имеют работы и заработка
зарегистрированы в службе занятости в целях подходящей работы и готовы
приступить к ней. Уровень безработицы определяется отношением численности
безработных к численности экономически активного населения в процентах.
Экономически активное население (рабочая сила)— часть населения
трудоспособного возраста. Порождается безработица в условиях рыночной
экономики под действием конкуренции на рынке труда, усиливается в период
экономических кризисов и последующего резкого сокращения спроса на рабочую
силу. Основной контингент безработных в России - люди пожилого возраста,
женщины, молодежь. Различают три вида безработицы: фрикционную,
структурную, циклическую. Фрикционная безработица существовала всегда, так
как связана с переменой места работы, и граждане в поисках лучшей работы
идут на это добровольно. Структурная безработица связана с изменением
структуры производства и, как результат, несовпадением предложения рабочей
силы и спроса на нее. Циклическая безработица возникает в определенные
моменты в жизни общества: во время спада производства, депрессии и т.д.,
когда спрос на рабочую силу очень низок. Безработица принимает самые
разнообразные формы: временную, сезонную (например, связанную с пищевой
промышленностью и с/х), региональную (например, высокая безработица в связи
с отсутствием рабочих мест для мужчин), молодежную, скрытая (официально не
признанная, искусственно создаваемая занятость — сокращенный рабочий день
или неделя, вынужденный отпуск) и т.д. Ожидается, что к 2000г. проблемы
безработицы еще более обострятся, поэтому государство, стремясь не
допустить или минимизировать безработицу, должно активно выполнять
социально-защитные, регулирующие функции. Причины безработицы в России:
- структурная перестройка экономики, диспропорции ее развития;
- закрытие неконкурентоспособных, убыточных и потерпевших банкротство предприятий;
- высвобождение работников в результате внесения прогрессивных методов хозяйствования (аренда, кооперация и т.д.) и приватизация предприятия;
- внедрение в производство новой техники и технологии;
- структурная перестройка предприятий, отсутствие работы по специальности;
- ликвидация экологически вредных производств под влиянием общественного мнения.
Уровень безработицы минимален в странах политически стабильных,
экономически развитых, с отлаженной системой социальной защиты. Важным для
ликвидации безработицы, специфическим для состояния в России является
снятие административных, правовых и экономических ограничений,
препятствующей свободной продаже рабочей силы, а именно: отмена института
прописки, развитие рынка жилья, преодоление монополизма государственной
собственности, развитие механизма государственного регулирования занятости
населения, открытых дверей и т.д.
Особенности безработицы на современном этапе:
- Большой удел. вес в ней квалифицир. рабочих, в том числе и управляющих.
- Большой уд. вес молодежи
- Длительность ее превышает период, в течение которого выплачивается пособие.
- Главная причина - это НТР.
Меры по сокращению безработицы следующие:
- Трудоустройство непосредственно на предприятии путем создания новых рабочих мест (расширение или создание подразделений, переквалификация на др. специальности и т.д.);
- Организация общественных работ (благоустройство территорий, лесных массивов и городских улиц, работа на овощных базах, по уборке сел./хоз. продукции);
- Поощрение частного предпринимательства и стимулирование самозанятости населения, развитие малого бизнеса (товарищества, кооперативы, фермерские хозяйства);
- Переподготовка и профессиональная подготовка по дефицитным специальностям и профессиям
- Использование гибких форм занятости (надомный труд, неполный рабочий день, неделя);
- Широкая информация населения о возможности трудоустройства, проведение ярмарок вакансий, дней
Каждая страна заинтересована в полной занятости. Если материальн. ресурсов
не достает, то часть трудовых ресурсов не занято в эк-ке, что влечет
безработицу => при централизованном управлении эк-кой всегда кол-во
дополнит мест учитывалось в зависимости от прироста населения, =>
обеспечивалась полная занятость, то она относительна (около 7% лишних
рабочих по предприятиям на 3 млн. свободных мест). Предприятия строились
там, где не было недостатка в раб. силе. За рубежом полная занятость -
занятость, при естественном % безработицы. Потери трудовых ресурсов
невосполнимы, т.к. они связаны с потерей потенциальн. объема ВНП. Если
безработица увелич на 1%, страна недополучает 69 млрд. $ => каждая страна
старается сократить число незанятого населения.
В Законе РФ «О занятости населения в РФ» определена политика госуд-ва в
области занятости населения, права граждан в области занятости, а также
вопросы регулирования, организации занятости и создания государственной
службы занятости населения.
Закон определяет организационные, правовые и соц.-экономические гарантии
реализации прав человека на получение работы в условиях рыночной экономики,
равноправия форм собственности. Он создает условия, обеспечивающие
занятость населения с учетом норм Конституции России и международного
права. В международную организацию труда наша страна вступила в 1954г. МОТ
осуществляет Всемирную программу занятости, в соответствии с которой
оказывает странам мира практическую помощь в выборе политики, призванной
привести к созданию большего числа мест в промышленности, в сел/хоз., на
общественных работах и в других секторах, а также в выборе технологий и
программ подготовки, которые будут полностью использовать трудовые ресурсы
в целях экономического и социального прогресса.
Для содействия занятости населения, удовлетворения потребности граждан в
работе, предотвращения безработицы и социальной защиты от ее последствий на
республиканском и местном уровнях разработана Государственная программа
содействия занятости. Государственные республиканская и региональная
программы занятости предусматривают:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40