Экономика 90 вопросов
p> - Увеличение числа рабочих мест, повышение экономической заинтересованности предприятий, учреждений в продуктивных и гибких формах занятости населения;

- Меры содействия занятости населения в сельской местности;

- Обеспечение занятости нуждающихся в социальной защите граждан пенсионного возраста;

- Совершенствование системы воспроизводства рабочей силы в увязке с развитием рабочих мест, подготовкой и переподготовкой, повышением квалификации, профессиональной переориентацией населения, повышением эффективности использования трудовых ресурсов;

- Создание условий для направления высвобождаемых работников в первую очередь в развивающиеся отрасли народного хозяйства;

- Совершенствование организац-й структуры госуд-й службы занятости, формирование ее материальной, кадровой, информац-й, статистич-й, финансовой и научно-методической базы;

- Содействие добровольному перенаселению граждан с выделением соответствующих материальных и финансовых средств.
Государственная политика в области занятости населения направлена также на поощрение работодателей, создающих новые рабочие места, на координацию деятельности государственных органов занятости, профессиональных союзов, ассоциаций предпринимателей в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспечению занятости населения, международное сотрудничество в решении проблем занятости населения.
Для реализации политики занятости населения в РФ созданы служба занятости.
В республиках в составе РФ также созданы службы занятости населения: в краях, областях, автономных округах, городах. Существуют и коммерческие бюро, агентства, оказывающие платные услуги в трудоустройстве граждан за рубежом, допускается только по лицензиям. Лицензии выдаются при наличии сертификата, полученного от Федеральной госуд-й службы занятости. В обязанности службы занятости входят: анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу; информация о состоянии рынка труда; учет свободных мест, регистрация безработных; выплата пособий и т.д.


83. Государственное регулирование в различных макроэкономических школах
Во все времена не существовало единого рецепта успешного функционирования экономики и единого мнения по поводу государственного регулирования среди представителей различных школ.
В процессе развития экономической теории сформировались два принципиально разные подходы к проблеме государственного регулирования в экономике.

1.Первый обстоятельно изложил Адам Смит в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов». Согласно его трактовке, рыночная система способна к саморегуляции, в ее основе — личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главный побудительный мотив экономического развития. Лучший вариант для государства — это придерживаться принципа невмешательства государства. Эта идея была развита последователями Смита — Рикардо, Миллем, Маршаллом и получила название
«экономического либерализма». На ранней стадии развития либерализма считалось, что самым главным условием процветания государства является невмешательство его в экономику. Суть идеологии либеральной экономической политики сформулировал в свое время Адам Смит: «Для того чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении, все остальное сделает естественный ход вещей».
С этой же точки зрения исходил традиционный либерализма 18-19 веков, его идеология во многом основывалась на смешанной экономике с весомым государственным участием. Либеральная экономическая политика второй половины 20 века исходит из необходимости минимизировать государственное участие, ориентироваться не на смешанную экономику, а на экономику, основанную на частной собственности. Либерализм – это, прежде всего экономическая свобода. Экономическая свобода означает свободу предпринимательства, освобождение от любых феодальных, корпоративно-цеховых и административно-командных ограничений. Это свобода, прежде всего от государственного диктата. Государственный диктат может осуществляться по- разному, и фискальная его форма (повышение налогового бремени и бюджетного перераспределения для финансирования государственных обязательств) наиболее безобидная. Но есть формы государственного диктата гораздо более опасные для экономической свободы. Это различные формы государственной монополии
(на внешнюю торговлю, валютные операции, собственность и др.). Также на лицензирование и регламентацию различных видов деятельности, искажение основных рыночных критериев и параметров (цены, курс валюты, критерии эффективности и др.). Важно обратить внимание на терпимость в управлении.
То есть государство должно быть нейтрально относительно бизнеса и иных форм частной жизни, если только одна форма частной жизни не начинает подавлять другую. В этом случае государство должно вмешиваться для обеспечения равенства правил игры для всех. Смит в своих работах показал, что во главу угла надо поставить индивидуальные интересы, т.е. «естественное стремление каждого человека к улучшению своего положения». Рост общественного богатства и приоритет общественных ценностей установится тогда сам собой
(рыночная саморегуляция экономики).
Неолиберальная концепция базируется на принципе саморегулирования рыночной экономики, свободного от излишней регламентации государства. Неолибералы следуют двум традиционным положениям. Во-первых, они исходят из того, что рынок как наиболее эффективная система хозяйства создает наилучшие условия для экономического роста; во-вторых, отстаивают приоритетное значение свободы субъектов экономической деятельности. Государство должно обеспечить условия для конкуренции и осуществлять контроль там, где эти условия отсутствуют. Неолиберальная экономическая концепция начала формироваться в
30-е годы одновременно с кейнсианством. В рамках неолиберального экономического направления существовало несколько центров в Германии, США,
Англии: Фрейбурская школа, ярким представителем которой является Л. Эрхард;
Чикагская школа (или монетарная школа) - М. Фридман; Лондонская школа - Ф.
Хайек. [10, с.293]

2.Однако после депрессии 30-х годов в США и Западной Европе такие взгляды находят все меньшее количество сторонников. В эти годы и возникает новая концепция - кейнсианство. Теоретически обосновал необходимость государственного регулирования рыночной экономики английский экономист Джон
Кейнс. Он считает экономику и рынок несаморегулирующимися системами.
Поэтому его теории опираются на вмешательство государства, которое регулирует возникающие во время деловых циклов спады и подъемы, прежде всего с помощью фискальной политики Теория Кейнса «указывает на жизненную необходимость создания централизованного контроля в вопросах, которые ныне в основном представлены частной инициативе... Государство должно будет оказывать свое руководящее влияние на склонность к потреблению частично путем соответствующей системы налогов, частично фиксированием нормы процента и, возможно, другими способами».
Либералам взгляды Кейнса не близки, но со временем и взгляды либералов тоже изменялись. От первоначального отрицания государственного регулирования и вмешательства в экономику либералы, а затем и неолибералы начали переходить к признанию допустимости, даже необходимости вмешательства государства в социально-экономическую сферу. Но неолибералы в отличие от кейнсианцев признают государственное регулирование не в форме госзаказов, регулирования цен, государственного инвестирования и т.д., а в форме мягкого регулирования экономических процессов. Они поддерживают вмешательство правительства в экономику в целях содействия экономической стабильности, сдерживания инфляции, уменьшения безработицы, поддержки национального курса валюты, но они отдают предпочтение избирательному и прагматичному вмешательству. Неолибералы пришли к выводу, что стихийные рыночные силы не всегда в состоянии сами по себе обеспечить нормальный процесс воспроизводства, и наступает необходимость стабилизирующего вмешательства извне. Неолиберализм занял ведущую позицию в либерализме 80-90 гг. Это течение требует рационализации государственного социально-экономического регулирования
На современном этапе развития экономической теории эти два альтернативных направления представлены в различных школах и направлениях:
1. В основу неоклассического направления положен принцип невмешательства государства в экономику. Сторонники этого направления считают, что рыночный механизм способен сам регулировать экономику, устанавливать равновесие между предложением и спросом, между производством и потреблением. Вмешательство государства может вызывать нарушение равновесия, снижение экономической эффективности. Поэтому неоклассики выступают за свободу частного предпринимательства, рыночных сил

(представители А. Мельтцер, Ф. Кейган, А. Лаффер и др.). Маржиналисты

“(Теория общего эк. равновесия”, неоконсерваторы) считают, что эк-ка развивается на основе саморегулирования, отражают идеи А.Смита, что управляющее начало – это рынок и конкуренция => гос. вмешательство в эк- ку не нужно, вмешательство в эк-ку мешает рацион. распределению ресурсов

=> увеличивается дефицит бюджета => инфляция. Вальрас считал, что эк-ка сама через рынок обеспечивает такие пропорции, которые создают общее эк. равновесие. Последние представители считают, что гос-во должно охранять

ОС, концентрировать рын. информацию, регулировать сферу денежного обращения.
2. Неокейнсианство базируется на идеях известного английского экономиста

Дж. М. Кейнса о необходимости воздействия государства на экономические процессы в целях приспособления экономических отношений к новым условиям.

Опирается на то, что рыночная эк-ка не может саморегулироваться, без вмешательства гос-ва, не может быть равновесной при полной занятости, т.к. рын. эк-ка не обеспечивает эффективный спрос. Существует психологический з-н ликвидности (люди не полностью тратить доходы, часть сохраняют как сбережения => на потребление расходуется сумма = (доход – сбережения), на инвестиции в пр-во идет величина = (доход – сбережения), т.е. пр-во не полностью использует возможности, полной занятости.

Результаты: рост безработицы, сокращение выпуска продукции, эк. кризисы.

Выход из кризиса - вмешательство гос-ва в эк-ку. Гос-во может не только увеличить производство, но и уменьшать рост пр-ва, когда это надо для сохранения равновесия в экономике. Принимает меры: повышает на рынке налоги, ставку процента (дорогой кредит). Неокейнсианцы выступают за постоянное, систематическое вмешательство государства в экономику

(представители Н. Калдор, Э. Эйхнер, Дж. Дэвис и др.).
3. Представители институционально-социологического направления (Дж.

Голбрейт, Я. Тинберген) рассматривают экономику в качестве системы, в которой отношения между хозяйствующими агентами складываются под влиянием как экономических, так и социологических, политических и социально- психологических факторов. Объектом их исследования являются "институты", под которыми подразумеваются корпорации, профсоюзы, государство, а также различного рода правовые, морально-этические и психологические явления

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать