Не поддаются количественной оценке на современном этапе изменение моды,
национальные традиции, бытовые особенности и некоторые другие особенности.
Тем не менее, данные факторы оказывают значительное влияние на формирование
текущего спроса населения. Основным источником получения информации о
поведении потребителей при изменении качественных факторов следует считать
социологические обследования населения. Такие исследования позволяют
распределить намерения потребителей, их оценки качественных признаков
обслуживания и на этой основе построить структурные ряды мотивов поведения
населения. Достигается это исчислением удельных весов каждой группы
совпадающих мотивов, намерений в общем числе ответов, по которым в
дальнейшем устанавливаются соответствующие коэффициенты1. Опираясь на такую
информацию, можно рассчитывать объем спроса, который будет предъявлен
населением при условии изменения, например, цвета ткани, фасона изделия и
т.д. Количественная определенность указанных факторов в виде коэффициентов,
баллов и других измерителей позволит включить их в уравнения экономико-
статистической зависимости и, следовательно, учесть их влияние на объем и
структуру спроса конкретного вида бытовых услуг.
Далее рассмотрим наиболее важные факторы, влияющие на процесс изменения спроса на конкретной территории.
Наибольшее влияние на объем и структуру спроса оказывают реальные доходы населения. Методологически более правильно при анализе развития потребления товаров и услуг в целом по стране, отдельным регионам, выявлении связи этого процесса с доходами населения использовать не частные показатели уровня жизни, такие, как заработная плата, а интегральную его характеристику в виде реального дохода в расчете на душу населения или семью. С ростом материального достатка происходит не только количественное изменение в потреблении бытовых услуг, но одновременно усиливается требовательность населения по отношению к качеству обслуживания, стоимости выполнения работ, каналам удовлетворения спроса. В объеме потребления происходит сокращение доли традиционных и повседневных бытовых услуг первой необходимости и увеличение спроса на новые услуги.
Объем и структура спроса существенно зависят от численности,
половозрастной структуры населения и его социального состава. Возраст
населения, состав семьи и ее размер являются сильнодействующими факторами.
В частности, расходы семей на бытовые услуги сокращаются по мере увеличения
числа детей в семьях. Уменьшение абсолютных и относительных расходов на
этот вид услуг в расчете на одного человека в больших семьях является общей
закономерностью, которая отнюдь не должна расцениваться как проявление
низкой материальной обеспеченности и ухудшение удовлетворения
соответствующих потребностей. Причина невысоких затрат на отдельные бытовые
услуги в большой семье по сравнению с малой объясняется тем, что существуют
потребности общесемейного назначения. К ним можно отнести потребности на
ремонт радиоэлектронной аппаратуры, бытовой техники, автомобилей, ремонт и
строительство жилищ и некоторые другие.
Большинство бытовых услуг имеет характерный период пользования,
например, для услуг бани он составляет 1-2 недели. Корректно поставленный
сбор информации должен учитывать его как необходимое условие получения
достоверной информации. Особенность бытовых услуг как товара состоит в том,
что фактический объем предоставляемых услуг определяется не только долей
населения, пользующейся данной услугой, но в значительной мере тем,
насколько часто происходит пользование, т.е. частотным распределением. При
неизменной доле пользователей частотное распределение может значительно
изменяться под влиянием различных факторов – цены услуги, территориальной
доступности, уровня достатка населения в целом и отдельных семей и т.д.
Наиболее существенно влияние частотного фактора на бытовые услуги
каждодневного и повседневного спроса (мелкий и срочный ремонт обуви, услуги
парикмахерских и т.п.).
С целью прогнозирования спроса на бытовые услуги, необходимо оценить
наиболее сильно влияющие на спрос факторы (например, с помощью опроса
потребителей). Собирая и анализируя показатели, характеризующие спрос и
изменение выбранных факторов, выявляют связь между спросом и каждым из
факторов. Далее можно проводить прогнозирование, используя коэффициенты
эластичности или строить более сложные экономико- математические модели.
2.2.5. Оценка предложения и факторов, влияющих на него.
Объем предложения определяется как количество услуг, которое производитель с целью максимизации дохода может оказать населению в течение некоторого периода времени при определенной цене товара. Объем оказываемых населению бытовых услуг и, укрупнено, их структуру можно оценить на основе данных государственной статистики, формируемых по отчетным данным предприятий. Однако надо иметь в виду, что эти данные могут быть весьма недостоверны, к тому же учет ведется по месту регистрации предприятий, а не по месту фактического оказания услуг.
Для формирования массивов данных, связанных с оценкой структуры и объемов оказываемых бытовых услуг и обеспеченностью ими населения территории в целом и в разрезе отдельных групп, особенно социально- уязвимых слоев населения, наиболее целесообразно применять статистические методы исследования конъюнктуры рынка.
Необходимо оценить также факторы, влияющие на предложение, степень их
влияния и возможности регулирования. Данные факторы удобнее всего, а иногда
и единственно возможно, определить с помощью наблюдения и интервью с
производителями бытовых услуг. По каждому виду услуг должна быть
индивидуальная анкета, разрабатываемая с учетом его специфики.
Блоки вопросов не зависят от вида бытовых услуг. Предлагается строить
исследование по следующему принципу:
1. Данные, получаемые на основе общего осмотра предприятия: адрес (оценка месторасположения по доступности, что находится рядом); режим работы; легко ли найти; ассортимент; уровень цен;
2. Собственно интервью с производителями: форма собственности; стаж работы в отрасли; приемный пункт или головной цех; сколько еще приемных пунктов имеется; средняя длительность выполнения услуг по ассортименту и доля данного вида услуг в общем объеме услуг; есть ли другие виды деятельности; численность персонала; сколько клиентов могут обслужить в периоды пика спроса; причины, мешающие расширению деятельности.
Рассмотрим влияние некоторых, наиболее важных, социально- экономических и территориальных факторов на предложение ряда видов бытовых услуг в отдельно взятом муниципальном образовании. Влияние дифференцировано как по весомости каждого фактора, так и по набору самих факторов. К ним относятся: уровень налогообложения; инфляция; доступность получения инвестиций и кредитов; административно- управленческая политика органов власти; порядок лицензирования; наличие специалистов и возможность их обучения; уровень конкуренции; наличие и цена на ресурсы ( включая помещения, мощности и др); стоимость аренды (покупки) помещений; стоимость энергоносителей; возможности и стоимость аренды или лизинга оборудования; стоимость материалов другие.
Необходимо оценить значимость каждого фактора и вида ресурсов для предприятия и уровень их изменения, влияющий на решение.
Для повышения эффективности работы предприятий сферы бытовых услуг
решающее значение имеет рациональность размещения. При оценке размещения
учитываются специфика отрасли и конкретные условия каждого района.
Предприятия должны быть максимально приближены к потребителю, так как
услуги нельзя транспортировать, вырабатывать заранее или перераспределять
между районами. Исходными требованиями к размещению являются – обеспечение
каждого населенного пункта комплексом услуг, минимальные сроки выполнения
заказа при высоком качестве услуг и обслуживания, доступность услуг всему
населению территории, эффективность производства бытовых услуг.
При размещении предприятий сферы бытовых услуг учитываются следующие основные факторы: уровень потребления услуг на одного жителя; нормативные затраты времени на посещение предприятия; нормативные затраты времени или нормативные расстояния для связи специализированных предприятий со своими приемными пунктами; транспортные затраты, затраты времени на перемещение между зонами обслуживания рассматриваемой территории.
Оптимальное размещение предприятий сферы бытовых услуг базируется на
следующих принципах1:
1. Принцип доступности, согласно которому размещение предприятий по каждому
виду услуг должно учитывать затраты времени потребителей на посещение
предприятий. Среднее время, затрачиваемое на один контакт с предприятием,
должно быть меньше или равно нормативному времени, установленному для
каждого типа предприятий. Так при размещении крупных специализированных
предприятий по выполнению определенного вида услуг, норматив времени
транспортной доступности составляет 30-60 мин (в зависимости от величины
города и местных особенностей), для комплексного приемного пункта норматив
доступности составляет 3-7 минут, для салона парикмахерских услуг 15-20
минут.
2. Принцип максимальной концентрации обслуживания, предполагающий
обеспечение возможно большей концентрации производства услуг путем
строительства крупных предприятий с современной техникой и технологией
оказания услуг (где это возможно).
3. Принцип рентабельности, исходя из которого выбирается тип, размер,
специализация предприятий, обеспечивающие наибольшую рентабельность.
4. Считаю целесообразным дополнить их для современной рыночной ситуации
принципом рыночной конкуренции, т.е. наличие конкурирующих производителей,
не допускающее монополию производителя на территории.
При анализе и планировании размещения предприятий сферы бытовых услуг составляется карта территории, на которой отмечаются все предприятия, оказывающие данный вид услуг и их основные характеристики. Полезно указать радиус обслуживания каждого предприятия и выявить места, наиболее подходящие для размещения новых точек обслуживания. На более крупных территориях данная задача решается с помощью математических моделей оптимального размещения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28