Формирование системы управления рынком бытовых услуг на муниципальном уровне
p> В период с июня по декабрь 1999 года по заданию муниципалитета студентами Государственного Института Сервиса и Экономики под руководством автора было проведено исследование, посвященное проблемам бытового обслуживания населения в муниципальном округе N51 города Санкт-Петербурга.
Цель исследования заключалась в оценке рынка бытовых услуг в данном округе и выявлении основных видов услуг, по которым спрос наиболее неудовлетворен.

Данное исследование явилось практической реализацией первого этапа формирования системы мониторинга рынка бытовых услуг в муниципальном округе, проводимого по разработанной автором методике.

Исследование решало следующие основные задачи : оценка территориального размещения предприятий бытового обслуживания в данном округе с точки зрения охвата территории услугами с учетом удобства для населения; изучение частоты пользования отдельными видами бытовых услуг; выявление объема и структуры спроса на основные виды бытовых услуг; выявление причин неудовлетворенности потребностей в конкретных услугах; исследование причин отказа населения от услуг сферы бытового обслуживания; выявление основных факторов, влияющих на спрос и выбор показателей для их оценки; формирование показателей для оценки существующего предложения рынка услуг; прогнозирование спроса на отдельные виды услуг с целью количественной оценки неудовлетворенного спроса и выдача рекомендаций по созданию
(расширению) сети предприятий бытовых услуг; отработка адаптивной методики на практическом примере муниципального округа
(первого этапа формирования мониторинга рынка бытовых услуг); формирование набора показателей, которые должны быть получены при обработке данных периодического сбора информации.

Для решения поставленных задач была сформирована программа исследования, включавшая в себя следующие работы по первому этапу формирования мониторинга рынка бытовых услуг:

1. составление карты территориального размещения предприятий бытовых услуг в муниципальном округе и получение исходных данных по предложению на основании листов наблюдений;

2. анализ предложения и качественная оценка предложения услуг;

3. формирование программы опроса населения с целью оценки удовлетворенности потребностей населения в бытовых услугах, разработка анкет и методики опроса;

4. проведение опроса и анализ результатов; выявление видов услуг, имеющих наибольший неудовлетворенный спрос;

5. формирование программы повторного опроса с целью количественной оценки неудовлетворенного спроса на выявленные виды услуг (см. п. 4), разработка анкет и методики проведения опроса;

6. количественный анализ неудовлетворенного спроса по выбранным видам услуг и разработка рекомендаций по созданию (расширению) предприятий бытовых услуг в муниципальном округе.

Предварительный анализ полученных данных показал, что в исследуемом муниципальном округе потребности населения на бытовые услуги удовлетворены не полностью. Основные причины этого, выявленные при опросе населения – высокая цена, узкий ассортимент оказываемых услуг, неудобное расположение предприятий. Проведенные работы первого этапа формирования мониторинга рынка по отдельным видам услуг позволили прояснить сложившуюся в микрорайоне ситуацию и разработать ряд обоснованных рекомендаций по ее улучшению.

Описание адаптивной методики и пример ее применения изложены в следующих разделах главы.

3.2. Адаптивная методика формирования системы мониторинга рынка бытовых услуг в муниципальном округе

Каждый муниципальный округ имеет свои особенности с точки зрения ситуации в сфере бытовых услуг. Особенности обусловлены историей муниципального округа (старый округ или новостройка), территориальным расположением (центральные районы или окраина, город или село), наличием и количеством промышленных предприятий, отношением районных и муниципальных властей к предпринимателям, имущественным положением жителей и т.д.
Разработка методики построения мониторинга, учитывающей все возможные варианты развития, требует проведения длительных и дорогостоящих исследований, что практически невозможно в условиях ограниченности финансовых ресурсов муниципального округа. По этой причине в данной работе принят адаптивный подход к формированию мониторинга, позволяющий постепенно включать в рассмотрение наиболее важные факторы, определяющие состояние и развитие рынка бытового обслуживания населения.

3.2.1. Основные принципы адаптивной методики мониторинга и ее алгоритм.
Предлагаемая адаптивная методика включает два взаимосвязанных контура:
1) контур формирования системы мониторинга, его первичной информационной базы, системы показателей и методического обеспечения;
2) контур проведения собственно мониторинга, включающий циклически повторяющиеся работы по сбору и накоплению информации, анализу данных, выработку результирующих (прогнозных) рекомендаций, разработку вариантов управляющих решений, корректировку системы показателей и повторный сбор и анализ вновь поступающей информации.

Основой системы является первый контур, закладывающий базовые принципы ее дальнейшей работы. Если в процессе периодического повторения работ второго контура выявляются дополнительные задачи или необходимость изменения числа и/или состава собираемых показателей, то методика предусматривает возврат в первый контур и модификацию программы второго контура. Важной задачей при модификации является обеспечение сопоставимости параметров новой программы с ранее собранными показателями.
Поэтому модификация должна выполняться в основном за счет расширения числа показателей или исключения нецелесообразных. Второй контур является кольцевым контуром с входом в виде изменяющихся задач (показателей) и выходом в виде информации о результатах воздействия на рынок и прогнозных ситуаций. В этом проявляется адаптивность системы мониторинга, ее приспособляемость к изменяющимся условиям рынка и изменяющимся задачам мониторинга.

В основу адаптивной методики легли следующие принципы:
1. Сочетание начальных обзорных исследований с дальнейшим углубленным изучением отдельных видов услуг, наиболее актуальных для муниципального округа в данный момент времени;
2. Выделение ограниченного ряда наиболее важных факторов, включаемых в рассмотрение. На каждом этапе круг факторов, включаемых в рассмотрение, определяется с учетом их важности и доступных финансовых, материальных и других ресурсов;
3. Периодичность исследований определяется возможностями муниципального округа и спецификой собираемых данных;
4. Целенаправленное построение процедур сбора и обработки данных, реализуемое путем отбора наиболее значимых показателей и использования простых методов их оценки или расчета;
5. Учет временного (частотного) характера предоставления услуг.

Как отмечалось выше, основой методики служит первый контур алгоритма
- формирование системы мониторинга. Рассмотрим его более подробно, учитывая тот факт, что второй контур в принципе является неизменной по алгоритму системой действий с изменяющимися входными данными, а суть проводимых в нем операций показана при описании работы первого контура. Кроме того, часть весьма важных с практической точки зрения результатов получаются при проработке именно первого контура, в частности, рекомендации по территориальному размещению предприятий.

3.2.2. Алгоритм методики формирования системы мониторинга рынка

Этап 1. Качественный анализ состава и территориального размещения производителей услуг.

Работы начинаются с обследования муниципального округа с целью изучения территориального размещения предприятий, оказывающих услуги.
Составляется карта муниципального округа с привязкой предприятий, оказывающих услуги, к транспортным потокам, промышленным предприятиям, жилым микрорайонам. Одновременно собирается информация по ассортименту, ценам на услуги, режиму работы предприятий.

Путем анализа полученной информации определяются следующие аспекты территориального размещения: выявляются виды услуг, отсутствующие на территории округа; определяются микрорайоны, в которых отсутствуют услуги постоянного спроса в зоне пешеходной доступности; оценивается наличие (отсутствие) конкуренции производителей услуг; выявляются точки, в которых целесообразно было бы разместить предприятия бытового обслуживания.

Уже на этом этапе возможна подготовка рекомендаций по совершенствованию территориальной структуры предприятий бытового обслуживания населения. Данные этого обследования должны быть учтены при разработке анкет для этапа 2.

Этап 2. Первичный опрос потребителей с целью изучения удовлетворенности спроса на бытовые услуги.
Цели этапа: определение уровня и структуры потребностей населения по видам услуг; качественная и количественная оценка удовлетворенности спроса на услуги, оценка структуры неудовлетворенного спроса на отдельные виды бытовых услуг;

оценка удовлетворенности населения качеством услуг (сбор мнений потребителей о качестве исполнения заказов, формах и методах организации обслуживания, соответствии набора услуг запросам на них, развитии объектов сети бытового обслуживания, удобстве их размещения, режиме работы предприятий); выявление услуг, спрос на которые наиболее неудовлетворен; определение частоты посещения населением предприятий сферы услуг для анализа существующего распределения и расчета средней частоты пользования каждой услугой. оценка относительной значимости причин неудовлетворенного спроса; оценка широты ассортимента предоставляемых услуг.
Работы данного этапа выполняются в соответствии с "Методикой подготовки и проведения опроса населения и анализа его результатов", изложенной ниже.
Разработанная форма анкеты приведена в Приложении 2.

В процессе анализа данных первичного обследования необходимо выполнить следующие действия: количественную оценку неудовлетворенного спроса населения по конкретным видам услуг. Оценка делается в натуральном исчислении (услуг/год) и в денежном исчислении (т.руб./год). Количественный расчет использует существующее частотное распределение пользования каждой конкретной услугой и его прогнозируемое изменение при благоприятном изменении параметров влияния (функцию отклика); градацию уровней услуг и потребителей для использования во вторичном опросе. Целесообразно разделять респондентов по уровню обеспеченности, а услуги – по уровню качества и стоимости; выбор ограниченного количества услуг (2-3) для более детального вторичного обследования; выбор ограниченного числа (1-3) наиболее существенных факторов влияния для определения коэффициентов эластичности спроса.

Этап 3. Определение целей и задач развития муниципального округа, формирование на их основе критериев для оценки эффективности принимаемых решений. Целями развития могут являться: увеличение финансовых поступлений в бюджет муниципального округа; развитие социально-значимых услуг; развитие муниципального округа в рамках других программ (региональных, федеральных и т.д.); другие.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать