Формирование системы управления рынком бытовых услуг на муниципальном уровне
p> Общие кривые спроса и предложения оказываются менее крутыми (см. рис.5) и соответствуют границам максимального предложения для отдельных производителей (точка E для S1) и минимального спроса для отдельных потребителей ( точка F для D1 ).

Анализ рис.5 важен с точки зрения теории неравновесных сделок, допускающей сделки внутри квазитреугольника, соответствующего излишку потребителей и производителей. Например, траектория изменения состояния вдоль кривой ABE производителя с кривой S1 будет соответствовать трем различным видам сделок: точка A- производитель имеет дело лишь с потребителем с кривой D1; точка B - производитель переадресовал свое производство на потребителя с кривой D2; точка E - производитель уже ориентирует свое производство на две группы потребителей – с кривыми D1 и
D2 , т.е. на общего, в данном случае, потребителя, имеющегося на рынке.

Движение по кривой ECK отражает три точки частичного равновесия: при переходе из E к C производитель S1 и потребитель D1 уходят с рынка, оставшийся производитель S2 более рентабельный, чем S1 , взаимодействует с потребителем D2 , более платежеспособным, чем D1 .
Дальнейший переход от C к K соответствует вступлению в рынок опять производителя S1 при сохранении прежнего потребителя. Переход от K к L соответствует возвращению на рынок второго, менее платежеспособного, потребителя D1 , сопровождаемое захватом излишка потребителей со стороны производителей (точка М) и т.д.

Различные траектории сделок, неравновесных с точки зрения общего равновесия, могут соответствовать равновесным состояниям между отдельными группами производителей и потребителей. При этом общие кривые спроса и предложения (пунктир на рис.5) допускают существование пилообразных кривых, например ECKLMO, отражающие реальные процессы неравновесных сделок.
Движение вдоль пилообразных кривых соответствует уходу отдельных групп потребителей и производителей и появлению их снова вплоть до достижения полного равновесия (точка О). Состояния дисбаланса будут при этом отражать неэффективность рынка и потери излишков для потребителей или производителей. Динамика взаимодействия различных отдельных групп потребителей и производителей на данном рынке, следовательно, будет характеризоваться пилообразными кривыми достижения равновесия или выхода из него.

На рынке всегда присутствует неопределенность, недостаток информации
(для некоторых сторон рыночных отношений), которая играет роль условия, обеспечивающего смысл функции и целесообразности предпринимательства, идущего на риск и получающего за это соответствующую прибыль.
Неопределенность (неопределенный риск) может устраняться с помощью последовательных приближений, по мере уточнения кривых спроса и предложения, перевода неопределенного риска в определенный. Такая ситуация может моделироваться с помощью концепции динамического уточнения информации в процессе заключения неравновесных сделок. Общий вид модели уточняемого равновесия:

(3)

где pit – цена i-й услуги в текущий момент t , dit – соответствующий спрос, а Sit - соответствующее предложение ; hit – положительный коэффициент регулирования скорости изменения цен во времени.

Изменение функции hit моделирует способность и скорость принятия решений в той или иной области деятельности. Если значение hit постоянно , hit= hi0 , то при достаточно больших значениях hi0 имеет место эффект переоценки информации об избыточности спроса: последующие приращения цен могут привести к дисбаланса из-за слишком резких и больших скачков – значение цен после итерации переводит систему в состояние с изменением знака дисбаланса на противоположный и с большей абсолютной величиной дисбаланса ("перелет" в процедуре формирования равновесной цены, усиливающиеся биения). При достаточно малых значениях hi0 имеет место эффект недооценки информации, слабого реагирования, который однако гарантирует постепенное приближение к состоянию равновесия (стратегия медленного и осторожного нащупывания равновесной цены малыми шажками).

В реальных ситуациях может иметь место и первый и второй случай. Но возможен и случай "золотой середины", когда параметр hi изменяется со временем, получая корректировки по мере уточнения информации, т.е. путем оптимального выбора величин hit .

Функции ?id, ?iS, ?ih приобретают более конкретный вид в зависимости от дополнительных условий и модификации модели применительно к частным задачам. В частности, общий спрос dit+1 может определяться конечным спросом
Cit и матрицей мультипликатора B=(I-A)-1 , используемой в моделях межотраслевого баланса: dit+1=?bij ?Cit (4)
Если использовать выражения для эластичностей

(5)

которые являются дискретным аналогом степенных функций:

Dt = A?ptEd; St = B ?ptES , (6) система уравнений (3) приобретает вид:

(7)

Обычно полагают параметр hit постоянной величиной, однако при достаточно больших его значениях может возникнуть колебательный режим или расходящийся пилообразный процесс с ростом итераций. Условие неподвижной точки, точки равновесия для системы (7) дает выражение для оптимального значения hit* в каждый момент:

(8)

В таком случае, условие сходимости итераций имеет вид: hi ( 2hi(t)*; h ( 2h(t)* , где (9) h=(h1, h2,…, hn )T ; h(t)* = (h1*(t) , h2*(t) ,…, hn*(t) )T .

Для описания состояния рынка сферы сервиса и, в частности, бытовых услуг, в краткосрочный период может быть применена модель с использованием постоянных коэффициентов эластичности Edi, Esi для различных i- х видов услуг. Анализ статистических данных по различным отраслям показывает, что эластичности спроса и предложения по цене можно считать постоянными в пределах 1-2 лет. Поэтому система уточняемого равновесия, рассмотренная выше (7), с учетом информационного содержания параметра hi , имеет ряд существенных преимуществ при использования ее для краткосрочного моделировании экономических процессов в области сферы сервиса и, в частности, бытовых услуг:

1) система итерационных зависимостей вида (7) позволяет производить компьютерное моделирование экономических процессов для различных видов бытовых услуг, рассматривая каждый вид услуг независимо или вводя связи между ними, как в уравнении межотраслевого баланса. При этом многие параметры системы, такие как hi, Edi, Esi, а также различные начальные условия могут варьироваться в зависимости от целей исследования и постановки задачи;

2) модель (7) позволяет графически исследовать динамику изменений переменных во времени, в зависимости от сочетания параметров {hi,

Edi, Esi, i=1,…,n}, выявлять нежелательные колебательные режимы и режимы возрастающего дисбаланса спроса и предложения.

Следует отметить, что рассмотренная имитационная модель, при всех ее достоинствах, имеет значительный резерв для развития применительно к специфике сферы бытовых услуг. В частности, в ней учтен только один конъюнктурообразующий фактор – цена, что справедливо при рассмотрении купли- продажи товаров, но недостаточно для рынка услуг.

Предлагается модификация данной модели, подразделяющая потребителей на несколько доходных групп, а производителей на группы по качеству обслуживания. Выделение таких групп может осуществляться в зависимости от ассортимента, сроков и качества выполнения заказов, использования различных современных форм обслуживания и оценке территориального размещения производителей. В конечном счете, качество обслуживания приводит к изменению цены и ориентации на определенную доходную группу потребителей.
Количество выделяемых групп не должно быть большим, так как это сразу существенно усложняет модель и требует существенного увеличения объема исходной информации.

Тем не менее, описанная выше имитационная модель позволяет строить гибкий прогноз. В частности, могут быть спрогнозированы последствия вхождения в рынок или ухода с рынка новых производителей (предприятий бытовых услуг). В качестве исходных величин для проведения расчетов должны быть определены текущие значения цены pit , спроса dit , предложения Sit и коэффициенты эластичности спроса Edi и предложения Esi по цене.

Кроме того, в качестве параметра в модельные уравнения входит величина hi , определяющая сходимость итерационного процесса. Ограничение (9) на величину hi определяет сходимость итерационного процесса. На содержательном уровне экономических понятий параметр h в процедурах уточнения равновесия выражает рациональность и свободу для производителя услуг, реагирующего на запросы потребителя, т.е. способность производителя быть адекватным рациональному поведению потребителя на рынке. Изменение величины h показывает, насколько производитель "отстает" по цене и соответствующему предложению от реальной ситуации на рынке. В третьей главе описывается адаптивная методика построения мониторинга для определения и контроля изменения необходимых данных, используемых в предложенных моделях.

Глава 3. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОРГАНИЗАЦИИ
МОНИТОРИНГА РЫНКА (на примере муниципального округа №51 Санкт-Петербурга).

3.1. Задачи изучения рынка бытовых услуг в муниципальном округе и формирование программы исследования

Федеральным законом от 28 августа 1995 года “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” комплексное социально-экономическое развитие территории отнесено к вопросам местного значения.

Под комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования понимается управляемый процесс изменений в различных сферах жизни муниципального образования, направленный на достижение определенного уровня развития социальной и экономической сфер на территории муниципального образования с наибольшим уровнем удовлетворения потребностей населения. Органы местного самоуправления должны определять собственную стратегию развития, разрабатывать и реализовывать собственные проекты и планы развития.

Главная цель, которую преследуют муниципальные органы в работе по социально-экономическому развитию территории - это улучшение качества жизни населения. Как уже говорилось, вопросы состояния и изменения рынка бытовых услуг представляют значительный интерес как с точки зрения развития предприятий бытовых услуг, так и с точки зрения изучения качества жизни населения муниципальных образований.

Изучение рынка бытовых услуг целесообразно проводить путем оценки его конъюнктуры. Основными задачами по изучению конъюнктуры рынка в муниципальном округе являются следующие задачи: оценка территориальной структуры предприятий сферы бытового обслуживания; выявление объема и структуры спроса; оценка качества предоставляемых услуг; анализ неудовлетворенного спроса населения на бытовые услуги; анализ возможного увеличения объема спроса на услуги при изменении факторов, влияющих на его формирование; прогнозирование спроса на услуги и формирование рекомендаций по развитию рынка бытовых услуг.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать