Формирование системы управления рынком бытовых услуг на муниципальном уровне
p> Появляются новые товары длительного пользования. Растет потребность в услугах по ремонту и техническому содержанию сложного бытового оборудования, обучению и консультации по его использованию.

К сожалению, в нашей стране развитие услуг сдерживалось объективными обстоятельствами, связанными со спецификой развития всей экономики страны в целом в течение двадцатого века. Потрясения, пережитые нашей страной, сильно замедлили темпы развития в этой области по сравнению с промышленно- развитыми странами мира.

Только в 60-е годы в СССР обратили внимание на бытовые услуги. Была поставлена задача удовлетворения потребностей всего населения страны в услугах, правда только "в пределах рациональных норм потребления". Однако финансирование развития сферы услуг шло по остаточному принципу и не являлось приоритетным направлением развития. Поэтому, по мнению С.Ф.
Легорнева, к концу 80-х годов по уровню душевого потребления всех услуг в целом Россия отставала от США в 5 раз, по душевому потреблению бытовых услуг – в 2 раза1. Даже разработанные рациональные нормативы, учитывающие минимально необходимую потребность в услугах, не удовлетворялись. По сравнению с ними обеспеченность бытовыми услугами составляла 77% от норматива, в том числе, по ремонту и строительству жилья – 8,6%, по ремонту транспорта – 14,1%,по химчистке – 29,8%, по услугам парикмахерских – 43,4% и т.д.2

Начиная с 1990 г. высшими органами законодательной и исполнительной властей РФ принят целый ряд законодательных и подзаконных актов, определяющих общие правовые, экономические и социальные основы перехода экономики страны к рыночным отношениям. Начало реформам в сфере сервиса было положено указом Президента РФ от 28.10.91, по которому предприятия бытового обслуживания перешли на коммерческие принципы работы. Однако отрасль не была подготовлена к таким радикальным переменам. Прежде всего, отсутствовала рыночная инфраструктура. Первые сбои пошли по линии материально-технического снабжения. До 1991 года необходимые фонды сырья и материалов выделялись через механизм административного распределения. В
1992 году эти поставки были ликвидированы, а заменяющие их рыночные механизмы не созданы. Если предприятия материального производства в тот период активно использовали возможности бартерного обмена, то служба быта в силу специфики своей деятельности ничего предложить не могла и в результате оказалась в особо тяжелом положении. Уже в 1991 году проявилась тенденция к росту цен на бытовые услуги и снижению спроса на них. Так, по данным
Роскомстата, объем реализации бытовых услуг в 1991 году составлял 63% от уровня 1990 года[5]. Рост цен повлек за собой резкое падение спроса на многие виды платных услуг, в том числе на 54% на бытовые услуги[6].
Происходящие в отрасли процессы не могли не сказаться на ухудшении ее финансового положения. Оно усугубилось тем, что многие предприятия бытового обслуживания были расположены в помещениях, принадлежащих другим собственникам. Право пользования ими обусловливалось соответствующими договорами об арендной плате, которая резко возросла ( в 9 - 10 раз) только в течение 1991 года, а за 1992 году - еще в 8 раз. Это привело к сокращению (до 25%) арендуемой площади. В результате предприятия службы быта стали закрываться[7].

Начавшаяся в 1992 году массовая приватизация предприятий бытового обслуживания не изменила общей картины. Она проводилась быстрыми темпами при отсутствии соответствующего законодательства, что не могло не сказаться на деятельности предприятий. В 1992 году 25% от общего числа бытовых услуг были оказаны частными предприятиями, в 1993 - 32%. По таблице
1 можно оценить уровень приватизации по отдельным видам бытовых услуг.

Если ранее многие виды бытовых услуг были заведомо убыточными или весьма низко рентабельными, то в условиях рынка они тем более не могли выжить. Многие приватизированные предприятия службы быта поменяли свой профиль. Одновременно с приватизацией предприятий были ликвидированы городские и региональные органы управления бытовым обслуживанием. Часть из них была преобразована в акционерные общества, в состав которых вошло незначительное количество бывших подведомственных предприятий. К сожалению, в процессе приватизации многие крупные предприятия (дома бытовых услуг, фабрики-прачечные и объединения по ремонту бытовой техники) распались на мелкие цеха, участки, мастерские, ателье, бывшие ранее структурными подразделениями и единицами этих предприятий. Как правило, это сопровождалось снижением ассортимента и потерей объемов оказываемых услуг, снижением уровня бытового обслуживания населения.

Таблица 1 Удельный вес негосударственного сектора

в общем объеме бытовых услуг в 1993 году 1

|Вид услуг |% от объема бытовых услуг |
|Ремонт обуви |52 |
|Пошив обуви |42 |
|Пошив одежды |60 |
|Изготовление трикотажных изделий |42 |
|Ремонт бытовых машин и приборов |65 |
|Ремонт транспортных средств |52 |
|Ремонт мебели |50 |
|Изготовление мебели |44 |
|Химчистка |42 |
|Стирка белья |19 |
|Услуги фотографий |49 |
|Услуги бань |21 |
|Услуги проката |28 |
|Услуги парикмахерских |58 |

Тарифы на услуги росли существенно быстрее, чем цены на непродовольственные товары народного потребления. Прежде всего, это было связано с непродуманной системой экономической мотивации предпринимательства, неумением начинающих предпринимателей мыслить стратегически, желанием немедленного получения высоких прибылей.

Численность предприятий, занятых предоставлением услуг, резко уменьшилась. В Санкт-Петербурге в процессе приватизации на месте многих мастерских возникли комиссионные магазины, казино и т.п. Из 2,8 тыс. предприятий, которые в 1992 г. не обеспечивали удовлетворение всех потребностей в данной сфере, к 1995 году осталось лишь 1,5 тысячи предприятий и частных предпринимателей, что привело к снижению конкуренции, дополнительному росту цен и ухудшению качества.

Существенно усугубили ситуацию и инфляционные процессы. 1991-95 годы характеризуются спадом производства во всех отраслях народного хозяйства, галопирующей инфляцией, массовой взаимной задолженностью предприятий, снижением жизненного уровня населения. В 1991 году цены увеличились в 2,6 раза, в 1992 г. – в 26 раз, в 1993 – в 9,4 раза, 1994 – 3,24 раза, 1995 –
2,3. Всего, таким образом, за время после открытой либерализации цен 2 января 1992 года сводный индекс (декабрь 1995 к декабрю 1991 года) увеличился в 1830 раз, а с учетом "разгона" инфляции 91 года (т.е. к декабрю 1990 г.) цены, по данным Госкомстата, возросли без малого в
4800раз.1

В 1995 – 97 годах относительная стабилизация производства происходила на фоне ужесточения денежной и бюджетной политики. Как подчеркивают эксперты министерства труда РФ, был превышен допустимый уровень жесткости в отношении доходов населения. Их сокращение привело к сужению емкости внутреннего рынка, что стало одной из основных причин уменьшения товарооборота, падения производства в отраслях, выпускающих товары для населения.

Соотношения между минимальными размерами оплаты труда, пенсий, социальных выплат и прожиточным минимумом до сих пор находятся на опасном уровне. В условиях действия рыночного закона спроса и предложения снижение реальных доходов населения, и, как следствие, спроса на товары и услуги явилось важнейшей причиной сокращения объема производства товаров и услуг на многих предприятиях. Для услуг эта зависимость еще более губительна в силу высокой эластичности спроса на услуги, связанной с возможностью
"самообслуживания".

По данным Госкомстата РФ2 объем платных услуг населению в 1995 г. составил 34 миллиарда рублей, что составляет 82% к уровню 1994 г., В 1994 г. этот показатель составил 62% к уровню 93 г. За 94-95 годы объем платных услуг снизился на половину. Многие услуги ввиду высокой их себестоимости, стали недоступны для подавляющей части населения, следствием чего явилось резкое сокращение их производства. Существенно изменилась структура услуг.
Более рентабельные виды услуг, ориентированные на высокодоходные группы населения развиваются, прочие же практически исчезают.

Постепенно инфляция снизилась, налоговое законодательство стабилизировалось, свободные ниши рынка бытовых услуг стали заполняться индивидуальными предпринимателями. Появление мелких частных предпринимательских структур в этой области объясняется главным образом тем, что не требовалось больших затрат на организацию производств, а конкуренция практически отсутствовала.

Так как имеющейся статистической информации в сопоставимых ценах по бытовым услугам из года в год становится все меньше, то достаточно трудно объективно судить о том, как становление рынка повлияло на ситуацию в отрасли. Тенденции просматриваются весьма противоречивые. С одной стороны, практический развал старой системы бытового обслуживания населения и гибель большинства предприятий отрасли. С другой – появление большого числа индивидуальных предпринимателей, мелких частных фирм, заполняющих рынок услуг. Можно сказать, что малое предпринимательство спасло отрасль от практически полного уничтожения.

Современное состояние экономики чревато многими опасностями для малого предпринимательства вследствие несовершенства рыночных институтов и механизмов. Проблемы его неотделимы от решения макроэкономических задач, и, в частности, снижения инфляции, устойчивого валютного курса, борьбы с коррупцией, обеспечения безопасности бизнеса, претворения в жизнь принятых законов и норм в области поддержки предпринимательства. Опросы выявили следующие трудности, связанные с обеспечением деятельности таких фирм: бюрократические препоны и проволочки при регистрации и лицензировании; взяточничество; удушающий контроль многочисленных дублирующих органов; слабость системы коммерческого кредита ( в качестве стартового капитала в подавляющем большинстве случаев 74% пользуются личными сбережениями, 5,3% берут в долг у друзей и родных); проблемы поиска и использования производственного помещения (стоимость нежилых помещений или их аренда весьма велики, а выдача разрешений на их использование часто связана с коррупцией); трудности, вызванные несовершенством рынка; резкий спад платежеспособного спроса; плохая работа банковских и юридических структур делает неэффективными легальные способы борьбы с неплатежами; неэффективность действий государственных органов по сбору налогов
(повышение ставок налогов и репрессий за ошибки ведет к расширению нелегального оборота).

Все эти препятствия могли бы быть устранены или уменьшены путем реализации программ поддержки бытового обслуживания. Но, несмотря на социальную значимость сферы бытовых услуг, на современном этапе какие-либо программы ее развития реально не могут быть осуществлены в силу дефицита финансовых средств государства. Возможно включение таких программ в уже существующие направления, связанные с поддержкой малого предпринимательства, использование планов их реализации с целью развития предприятий бытовых услуг.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать