Экономический прогноз – это вероятностная оценка протекания
экономического процесса в будущем, выполненный на основе определенного
метода прогнозирования.1 Методом прогнозирования будем называть
совокупность приемов мышления, позволяющих на основе анализа прошлых
(ретроспективных) внешних и внутренних связей, присущих объекту, а также их
изменений в рамках рассматриваемого явления вынести суждение определенной
достоверности относительно будущего развития объекта.
Современная наука располагает множеством методов разработки прогнозов.
Практика большинства методов прогнозирования базируется на одном из двух
противоположных подходах: генетическом и целевом (нормативном). При
генетическом подходе к прогнозированию спроса, за базис принимается
настоящий уровень его развития, т.е. будущее определяется на основе
состояния спроса в отчетном периоде. Этому подходу в большей степени
присущи инерционность и перенос недостатков, имевших место в прошлом.
Целевой, или нормативный подход к прогнозированию основан на определении ведущих целей и ориентиров и выработке путей перехода от сложившегося уровня развития к желаемому. Цель задается в виде научно- обоснованных норм. Они рассматриваются в качестве результата, который должен быть достигнут в перспективе. Разработка параметров прогноза для определенного этапа этой перспективы выступает как промежуточная цель будущего, как вариант экономической политики. Классификация методов по степени формализации представлена на рис.3.
Рис. 3. Классификация методов прогнозирования1
В большинстве исследований для прогнозирования спроса населения на бытовые услуги используются методики, основанные на следующих методах:
- методы экспертных оценок;
- методы научной экстраполяции;
- методы экономико-математического моделирования.
Рассмотрим особенности, преимущества и недостатки основных методов.
Метод экспертных оценок состоит в сборе и обобщении индивидуальных и коллективных мнений экспертов (специалистов той или иной отрасли знаний или деятельности) о перспективах развития. Мнение специалистов позволяет выявить возможные направления развития в тех или иных областях науки и техники в будущем, предугадать время наступления некоторых экономических событий, перемен в поведении потребителей, выяснить их реакцию на новые товары и услуги, методы обслуживания и т. д. Чаще всего экспертные методы используются для получения оценок тех параметров, по которым нет достаточно достоверной информации. К ним прибегают, когда проблема детально не исследована и нет четко обозначенных связей прогнозируемого явления с главными факторами его развития в перспективе, когда сведения об этих факторах приблизительны. В такой ситуации исключена возможность подхода к разработке прогноза на основе использования формальных методов прогнозирования, так как адекватно описать исследуемый процесс затруднительно.
Эффективное применение экспертного метода прогнозирования требует соблюдения определенных принципов: а) оценки следует получать от признанных экспертов в соответствующих областях, в максимально систематизированной форме, дающей возможность их обобщения; б) эксперта, оценивающего “истинность” той или иной гипотезы, можно принять в качестве “черного ящика”, допуская, что мнение достаточно большого числа экспертов довольно точно характеризует исследуемый вопрос; в) для получения суждений экспертов в максимально систематизированной форме необходимо ставить им четко определенную задачу; г) для выбора экспертов, постановки им задач, обобщения их суждений необходима определенная методика; в структуре органов, готовящих прогноз, должна быть группа, реализующая эту методику.
Экспертные методы могут быть основаны на получении мнений как отдельных лиц (индивидуальные оценки экспертов), так и коллектива компетентных специалистов. При индивидуальных экспертных оценках широко используются ранжированные, балльные оценки, парные сравнения и др.
Наибольшее распространение получила коллективная форма экспертного
опроса. Объясняется это возможностью выявить путем опроса группы экспертов
наиболее устойчивые и поэтому близкие к истине точки зрения и, кроме того,
трудностями подбора высокоэрудированного эксперта, одинаково хорошо
знающего все тонкости какой-то, пусть даже узкой, научной проблемы.
Оперирование коллективным мнением позволяет избежать ведомственного
субъективизма и более независимо оценить явление или процесс.
Количественный состав группы экспертов зависит от прогностических
задач. В большинстве случаев для оценки одной проблемы достаточно подобрать
20—30 высококомпетентных специалистов. При комплектовании экспертных
групп следует избегать включения в них только работников учреждения или
ведомства, организующего исследование. Рекомендуется составлять смешанные
группы экспертов, привлекая для работы представителей “своей” и “чужих”
систем. Для выявления характера отклонений в оценках целесообразно наряду с
обобщением средних результатов экспертизы обобщать и анализировать мнения
специалистов обеих сторон.
Экспертные опросы могут проводиться:
методом открытого обсуждения выдвинутых проблем;
опросом каждого эксперта, заполняющего анонимную анкету. Соблюдение
взаимной анонимности экспертов является непременным условием метода Дельфи.
В основе дельфийского метода лежит анонимный опрос экспертов в несколько
туров и их ознакомление с итоговыми результатами экспертизы после каждого
тура опроса. Такой порядок работы обеспечивает возможность эксперту
подтвердить высказанную им ранее точку зрения или отказаться от нее и
присоединиться к мнению большинства специалистов. Закрытый характер опросов
исключает прямые контакты экспертов, а также дискуссии между ними и
организаторами опросов. Таким образом, уменьшается влияние некоторых
психологических факторов на принятие окончательного решения, таких как
авторитет коллег, служебное положение отдельных экспертов, боязнь высказать
парадоксальную идею, нежелание в присутствии именитой аудитории отказаться
от прежнего мнения и др.
Следует отметить, что использование метода экспертных оценок при прогнозировании спроса на бытовые услуги имеет ряд специфических особенностей. Основное назначение этого метода состоит не в оценке самой конечной величины спроса, а в определении некоторых составляющих ее величин. Действительно, вряд ли найдутся специалисты, которые сумеют назвать точную сумму затрат семьи в будущем, например, на ремонт телевизора, холодильника, автомобиля или всей бытовой и другой техники. А вот попытаться оценить надежность этих предметов в перспективе на основе современных параметров, технических и технологических характеристик бытовой техники, которая будет выпускаться промышленностью в будущем, вполне реально. В свою очередь, на базе показателей надежности бытовых машин и приборов в дальнейшем рассчитываются совокупные объемы потребностей населения в ремонте бытовой техники, которой в перспективе будет располагать население.
Необходимо отметить, что качество экспертных оценок во многом зависит от отбора экспертов, обеспечения их разносторонней дополнительной информацией и не только о текущем состоянии потребления конкретных услуг, но и об уровне ожидаемых доходов населения, сложившейся структуре затрат и т.п. Эксперт должен обладать прежде всего высокими знаниями, большим практическим опытом в своей области деятельности и умением глубоко и всесторонне проанализировать данную проблему. Существуют специальные приемы и методы отбора экспертов, основанные на системе критериев, которым должен отвечать кандидат в эксперты.
Метод научной экстраполяции основан на исследовании закономерностей и тенденций, имевших место в прошлом, а также современных тенденций и распространении их на ближайшее будущее. Экстраполяция — это определение уровней динамического ряда за пределами его эмпирических значений, характеризующих процесс развития прогнозируемого явления в прошлом и настоящем периодах. Метод научной экстраполяции исходит из предположения о наличии определенной инерции в развитии экономических процессов. Его применение вполне приемлемо при изучении спроса в рамках интегрированных групп обслуживания на уровне страны, региона. Гораздо меньшая степень инерционности присуща процессам формирования спроса на уровне отдельных районов, производственных объединений и предприятий. На практике для обоснования возможности использования метода экстраполяции при разработке прогнозов необходимо предварительно тщательно проанализировать основные закономерности и тенденции, характерные для развития спроса в отчетном периоде, выявить те группы услуг, где экстраполяция допустима, т. е. где перенос тенденций прошлого в прогнозируемое будущее отражает истинное развитие спроса. Однако чем продолжительнее период прогнозирования, т.е. чем дальше будущее будет отодвинуто от прошлого и настоящего, тем меньше уверенность в устойчивости выявленных тенденций и тем, следовательно, выше вероятность неточности прогноза. Поэтому прогнозирование с использованием экстраполяции эффективно преимущественно при разработке текущих и краткосрочных прогнозов.
Чтобы получить объективное представление об изучаемом явлении,
правильно оценить тенденции и закономерности, сложившиеся, например, в
потреблении бытовых услуг, необходимо изучить поведение потребителей за
сравнительно продолжительное время. Временной ряд, используемый для
экстраполяции, должен примерно в 1,5—2 раза превышать прогнозируемый
период. Важно установить истинные причины тех или иных зафиксированных в
динамическом ряду сдвигов в потреблении услуг, предугадать развитие в
перспективе новых тенденций и учесть их при определении размера потребления
услуг. Такой углубленный анализ прогнозируемого процесса будет
способствовать наибольшей точности окончательных результатов прогноза и
наиболее полному удовлетворению потребностей населения в бытовых услугах.
Особую осторожность следует проявлять, применяя метод экстраполяции для
определения потребностей населения в отдельных видах бытовых услуг, т. е.
при прогнозировании микроструктуры спроса. Дело в том, что надежная
статистическая информация имеется не по всем отраслевым группам, что,
естественно, исключает возможность проведения качественного детального
анализа потребления видовой структуры услуг.
Недостаток этого метода прогнозирования состоит в том, что сложно избежать механического распространения современных тенденций на будущее, поэтому лучше использовать при прогнозировании спроса метод экономико - математического моделирования. Это более комплексный подход к моделированию спроса, с помощью которого можно оценить степень воздействия изменения отдельных факторов на его объем.
Метод экономико-математического моделирования состоит в описании экономических процессов в форме количественных взаимосвязей различного типа. С помощью моделирования можно установить и количественно отразить взаимосвязь потребления услуг с определяющими факторами и на основе информации о движении этих факторов в будущем произвести расчеты ожидаемого спроса в конкретном году планового периода, т. е. спрос представляется как функция различных (одного или нескольких) факторов — независимых переменных, определяющих его развитие.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28