Цели местного самоуправления направлены на обеспечение социальных нормативов, однако большая часть услуг, определяемых этими нормативами, как говорилось выше, распределяется через общественный сектор (на данном уровне развития) и не может обеспечить свое развитие самостоятельно, без бюджетного финансирования. Наиболее эффективна для бюджета социально- бытовая инфраструктура, как элемент, обеспечивающий необходимые социальные стандарты и приносящий доход. Бытовые услуги, вследствие своей специфики, локализуются и специализируются на удовлетворении социально-бытовых потребностей населения муниципального образования. Они дают возможность концентрировать в муниципальный бюджет определенную часть денежных средств, идущих на воспроизводство всей социальной инфраструктуры. Следовательно, наиболее целесообразно начать строительство мониторинга на муниципальном уровне с рынка бытовых услуг с целью обеспечения властей информационно- аналитической поддержкой для выработки управляющих решений.
Мониторинг позволит выявить резервы развития муниципального округа и сформировать оптимальные управленческие решения с максимальным экономическим эффектом. Возможна оптимизация бюджетных ресурсов муниципального образования с помощью антикризисной автоматизированной системы оптимизации бюджетных ресурсов, разработанной для региона[34], которая может быть адаптирована и для муниципалитета. В качестве критериев могут быть выбраны: экономия бюджетных расходов и увеличение притока средств в бюджет, рост производительности труда и доходов хозяйствующих субъектов и населения, предотвращение финансово-экономических кризисов на территории, рост занятости населения, рост качества жизни населения, рост качества социальной инфраструктуры, предотвращение социальных кризисов и т.д.
Однако проведение расчетов по любому из критериев включает в себя:
определение объема инвестиций, формирование состава объектов инвестирования
(перечень хозяйственных объектов на территории муниципального округа),
предоставление количественных данных по вариантам ожидаемых доходов бюджета
от инвестирования, а также количественных данных по показателям,
характеризующим выбранные социальные критерии. Надо отметить, что
отсутствие большого количества объективных исходных данных не позволяет в
данный момент проводить расчеты по таким сложным экономическим моделям.
Как уже отмечалось, строительство мониторинга целесообразней всего начинать с рынка бытовых услуг, поэтому в дальнейшем будем рассматривать муниципальный мониторинг рынка бытовых услуг как самостоятельную структуру, имеющую общий системный подход с муниципальным или региональным социально- экономическим мониторингом.
Под муниципальным мониторингом рынка бытовых услуг понимается организация постоянной системы наблюдений, оценки и прогноза экономической конъюнктуры рынка этих услуг, складывающейся на территориальном участке в условиях конкуренции. Он позволит на первом этапе изучить современное состояние рынка и оценить качественно несоответствия спроса и предложения, сформировать предложения по их устранению, а далее накапливать данные по изменению этого состояния и выявлять результаты произведенных действий по регулированию рынка. На основе анализа собранной информации появится возможность выявить закономерности, построить модель прогнозирования конъюнктуры рынка бытовых услуг и оценить количественно результаты того или иного изменения, что позволит оптимизировать выбор решения по реализации того или иного управляющего воздействия.
Организация мониторинга предусматривает решение конкретных ситуационных задач на основе данных из постоянных, конкретных источников информации по заранее согласованному, однозначно понимаемому перечню показателей.
Задачами мониторинга рынка бытовых услуг являются: организация наблюдения, получение достоверной и объективной информации о состоянии и изменении конъюнктуры рынка бытовых услуг, а также об уровне жизни населения и удовлетворенности граждан качеством обслуживания различными видами услуг; оценка и системный анализ получаемой информации, выявление причин, вызывающих тот или иной характер протекания наблюдаемых процессов; обеспечение в установленном порядке полученной при осуществлении мониторинга информацией органов управления, предприятий, учреждений и организаций, независимо от их подчиненности и форм собственности, граждан; разработка прогнозов развития рынка бытовых услуг в муниципальном округе; подготовка рекомендаций, направленных на преодоление негативных процессов и поддержку позитивных тенденций, доведение этой информации до соответствующих органов управления.
Информационная система управления (а мониторинг, по сути, и является ею) должна строиться на принципах системности, целенаправленности, своевременности и достоверности.
Системность, т.е. системный подход к организации мониторинга означает,
что он должен делиться на отдельные подсистемы, которые могут работать как
в комплексе, так и независимо друг от друга. Это позволит постепенно
расширять возможности его использования. Системный подход ориентирует также
на принцип комплексности, обеспечение которого требует соблюдения ряда
требований:
мониторинг отдельных направлений развития должен осуществляться во
взаимосвязи с другими направлениями;
не следует ограничиваться только сбором фактической информации, необходимо
решать совокупность задач мониторинга по каждому из направлений
(наблюдение за ходом изучаемого процесса, анализ, разработка рекомендаций,
направленных на улучшение тенденций изучаемого процесса, выявление и анализ
результатов реализации принятых управляющих воздействий);
периодичность наблюдения за выбранными объектами и анализа происходящих
изменений, стабильность и сопоставимость применяемых показателей
мониторинга во времени;
постепенное развитие системы мониторинга (расширение числа изучаемых
показателей, совершенствование используемого методического инструментария).
Принцип целенаправленности предполагает, что вся система мониторинга строится для решения конкретных управленческих задач, нельзя заниматься сбором и обработкой информации "на всякий случай". Это позволит создать экономически эффективную систему, предохранит от избыточной информации, на сбор и анализ которой уйдет много безрезультатно потраченных сил, денег, времени.
Естественно необходимо соблюдение требований, предъявляемых к информации: своевременность, достоверность, полнота, репрезентативность.
Функционирование мониторинга должно осуществляться на соответствующей
правовой основе. Речь может идти о специальном положении, в котором
регламентируются: правовые механизмы взаимодействия информационного фонда
мониторинга с органами управления, учреждениями, организациями,
уполномоченными на ведение данного мониторинга, пользователями информации
- организациями и частными лицами. С одной стороны, должны быть
предусмотрены правовые формы защиты информации, гарантии информационной
безопасности (иначе сбор объективной информации будет практически
невозможен). С другой – необходимо проработать возможность коммерческого
использования полученной информации, т.к. информационный фонд будет
включать массу разнообразных данных, которые могут быть полезны для
различных субъектов хозяйствования (в частности, разработчикам бизнес-
планов или организациям, проверяющим качество этих бизнес-планов для
решения вопросов их финансирования).
На рисунке 1 показана последовательность действий по формированию системы муниципального мониторинга рынка бытовых услуг, разработанная аналогично порядку формирования типовой информационной системы, целью которой является анализ и регулирование какого-либо экономического процесса.
Рис. 1. Алгоритм формирования мониторинга рынка бытовых услуг.
Прежде чем начать непосредственно строить систему мониторинга, необходимо провести подготовительную организационную работу, включающую следующие мероприятия: утверждение генеральной и оперативных целей создания мониторинга; определение формы полученных результатов и направлений их использования; выбор методов реализации целей исследования; разработка плана-графика организации мониторинга; определение состава и задач персонала, участвующего в разработке; организация административного контроля за ходом работ; определение бюджета с разбивкой по статьям расходов, при необходимости с разбивкой во времени; подготовка формы и содержания окончательного документа - отчета или пояснительной записки.
2.2. Организация сбора и обработки информации в системе мониторинга рынка бытовых услуг
2.2.1. Принципы формирования информационной поддержки мониторинга
С точки зрения экономической целесообразности при построении мониторинга наиболее важен принцип целенаправленности, т.е. определение конкретного круга экономических индикаторов, полно, но без избыточности описывающих сложившееся состояние объекта исследования и факторов, повлиявших на него. Необходимо отсечь лишнюю информацию, сбор и обработка которой экономически нецелесообразна. Для выявления состава индикаторов необходимо воспользоваться принципом системности изучения объекта исследования. Таким образом выявляются существенные связи между всеми его составляющими.
Состояние системы "рынок бытовых услуг" характеризуется его конъюнктурой. Информационное обеспечение также должно строиться на изучении конъюнктуры рынка, что включает не только сбор информации о количественных оценках рынка (объеме и структуре реализации, распределении по территориям, источникам удовлетворения), но также получение сопутствующей качественной информации:
- сбор сведений о воздействии на спрос различных социально-экономических факторов;
- анализ условий жизнедеятельности различных групп потребителей;
- изучение динамики развития спроса и предложения во взаимосвязи с основными тенденциями и закономерностями развития определяющих факторов.
Основные источники информации заслуживают подробного рассмотрения, так
как они весьма существенны для целей анализа и прогнозирования рынка
бытовых услуг, которые, в свою очередь, являются важнейшей
подготовительной стадией управления. Достаточно сложной представляется не
только проблема сбора информации, но и проверка ее достоверности, а также
выбор методов корректировки и сопоставления.
2.2.2. Конъюнктура рынка бытовых услуг и система показателей его оценки
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28