Формирование системы управления рынком бытовых услуг на муниципальном уровне
p> Однако приведенная оценка неудовлетворенного спроса не учитывает периодичность рассматриваемых услуг и изменение периодичности при изменении факторов влияния. Для более точной оценки необходимо привлекать частотное распределение пользования услугой.

3.3.4.2.Расчет коэффициента эластичности спроса на парикмахерские услуги.

Спрос и цена находятся во взаимозависимости, которая может быть описана кривой спроса. Чувствительность спроса к изменению цены характеризуется коэффициентом эластичности, который является первой производной данной кривой и определяется как отношение процента изменения спроса к проценту изменения цены. (1).

Для расчета коэффициента эластичности спроса необходимы: цена на услуги парикмахерских; частота посещения парикмахерских при существующей цене; как часто семья будет пользоваться данным видом услуг, если цена будет снижена.

Поскольку на уровень потребления непосредственное влияние оказывает общий совокупный доход семьи, то в анкету был включен соответствующий вопрос, который в дальнейшем использовался для градации обеспеченности респондентов следующим образом: семьей с низким уровнем дохода условно считалась семья, в которой часть бюджета, расходуемая на продукты питания, составляет от 70 до 100% от общего совокупного дохода (46% опрошенных); семьей со средним уровнем дохода условно считались семьи, в которых на продукты питания расходуют от 40 до 60% от общего совокупного дохода
(38% опрошенных); семьей с высоким уровнем дохода условно считались семьи, в которых средний процент от общего совокупного дохода, расходуемый на продукты питания, составляет от 10 до 30 % (16% опрошенных).

Результаты опроса приведены в таблице 13.

Таблица 13.

Количество опрошенных, посещающих парикмахерские
|Уровень дохода |Всего |Кол-во при |Кол-во при |
|семьи |опрошенных, |действующей цене |уменьшении цены |
| |чел. | | |
|Низкий |46 |24 |32 |
|Средний |38 |28 |36 |
|Высокий |16 |14 |16 |


Классическая формула расчета коэффициента эластичности дает результаты, представленные в табл. 14-16. Средневзвешенный коэффициент эластичности, определенный с учетом относительной доли семей с разным уровнем дохода, составил К э.с. средн. = 0.57 < 1

Таблица 14.

Расчет коэффициента эластичности для семьи с низким уровнем дохода
|ПОКАЗАТЕЛЬ |ЦЕНА |ПОКАЗАТЕЛЬ |СПРОС |
|C0 |50 руб. |C0 |24 чел. |
|C1 |25 руб. |C1 |32 чел. |
|dX |-25 руб. |dY |8 чел. |
|Прирост цены |-0,5 (-50%) |Прирост спроса |0,33 (33%) |

К э.с.= 0,66 < 1

Таблица 15.

Расчет коэффициента эластичности для семьи со средним уровнем дохода
|ПОКАЗТЕЛЬ |ЦЕНА |ПОКАЗТЕЛЬ |СПРОС |
|C0 |50 руб. |C0 |28 чел. |
|C1 |25 руб. |C1 |36 чел. |
|dX |-25 руб. |dY |8 чел. |
|Прирост цены |-0,5 (-50%) |Прирост спроса |0,29 (29%) |

К э.с.= 0,58 < 1

Таблица 16.

Расчет коэффициента эластичности для семьи с высоким уровнем дохода
|ПОКАЗАТЕЛЬ |ЦЕНА |ПОКАЗАТЕЛЬ |СПРОС |
|C0 |50 руб. |C0 |14 чел. |
|C1 |25 руб. |C1 |16 чел. |
|dX |-25 руб. |dY |2 чел. |
|Прирост цены |-0,5 (-50%) |Прирост спроса |0,14 (14%) |

К э.с.= 0,28 < 1
Большое значение коэффициента эластичности спроса ( более 1) означает, что небольшое изменение цены ведет к большому изменению спроса и наоборот. В нашем случае коэффициент эластичности спроса колеблется от 0,28 до 0,66, т.е. уменьшение цены почти в 2 раза не повлечет за собой слишком большого увеличения объема спроса. Такой вывод не согласуется с качественными результатами первичного обследования, которые указывают на довлеющее влияние цены на спрос.

Для устранения кажущегося противоречия необходимо расчет спроса производить с учетом частотного распределения. Вид частотного распределения посещений парикмахерских приведен на рис.10.

Рис. 10. Частота посещения парикмахерских

Результаты расчета коэффициента эластичности с учетом частотного распределения для услуг парикмахерских приведены в таблице 17.

Таблица 17.
Расчет коэффициента эластичности спроса по цене для услуг парикмахерских
| |Действующ|Прогнозир|коэффиц|Увеличен|Увеличен|Относите|
| |ая |уемая |иент |ие |ие |льный |
| |ср-годов.|ср-годов.|эластич|платежес|платежес|прирост |
| |частота |. частота|ности |пособног|пособног|платежес|
| |обращения|обрашения| |о |о спроса|пособног|
| | | | |спроса,ш|, т.руб |о спроса|
| | | | |т. | | |
| всего |3,35 |7,58 |2,52 |98302 |4915,1 |50,4% |
|семьи с низким |2,65 |6,15 |2,64 |37466 |1873,3 |52,8% |
|доходом | | | | | | |
|семьи со средним|3,74 |8,51 |2,55 |42134 |2106,7 |50,9% |
|доходом | | | | | | |
|семьи с высоким |4,45 |9,47 |2,26 |18702 |935,1 |45,2% |
|доходом | | | | | | |

Полученные значения коэффициентов эластичности отражают тенденцию существенного увеличения спроса при снижении цены.
В столбцах 5 и 6 таблицы приведены прогнозные данные увеличения платежеспособного спроса при уменьшении цены на 10 руб.(20%). В среднем увеличение спроса составляет более 50% по количеству потребляемых услуг.

3.3.4.3. Оценка неудовлетворенного спроса на услуги бань

Баня - это предприятие, имеющее социальное значение. Подобное предприятие удовлетворяет два вида человеческих потребностей: потребность содержать свое тело в чистоте и потребность в отдыхе. Потребности первого вида обычно возникают у людей, не имеющих в своем доме горячей воды или ванны. Обычно посещение бани для таких людей становится обязательной еженедельной процедурой.

Потребности второго вида возникают у людей, для которых посещение бани является своего рода отдыхом, приятным времяпрепровождением.

Как правило, бани создаются, в первую очередь, для людей, которые не имеют возможности мыться дома. Это обычные бани (душевые кабины, парилка или сауна). Услуги обычных бань, как правило, стоят недорого. Бани “люкс”
(повышенного качества) создаются для категории людей, которые ходят в баню отдыхать, и при этом имеют высокий достаток, т.к. услуги таких бань стоят дорого. Бани “люкс” предлагают своим клиентам ряд дополнительных услуг: парилку и сауну, бассейн, массаж, тренажерный зал, буфет.
Важную роль в оценке качества услуг бани играет доступность бани, определяемая как среднее время, необходимое на дорогу до места оказания услуги.

В муниципальном округе 51 имеется только одна баня (см. Приложение 3) недалеко от станции метро "Пролетарская". Для большинства жителей данного округа подобное расположение бани означает долгую поездку на трамвае или автобусе, а это не является хорошим стимулом для посещения бани. Возможно, именно из-за этого основными клиентами бани являются жители близлежащих улиц, а остальное население района отказывается посещать баню.С точки зрения владельцев автомобиля, расположение бани является достаточно удобным. Станционные бани №5 имеют три отделения: женское, мужское и
"отдельный кабинет":

- женское отделение (двухразрядное):
1) первый разряд включает в себя сауну и бассейн. Время - 1,5 часа.
Стоимость услуги 6 руб. 30 коп. ;
2) второй разряд включает в себя сауну, бассейн, русскую парильню и педикюрный кабинет. Время - 2 часа. Стоимость услуги 22 руб. ;

- мужское отделение (двухразрядное):
1) душевое отделение с сауной. Время - 1,5 часа. Стоимость б руб. 30 коп.
Льготный день для пенсионеров, стоимость 2 руб.,
2) отделение "люкс" включает сауну, бассейн, русскую парильню, педикюрный кабинет, буфет и массаж. Время - 2 часа. Стоимость 50 руб.

- "отдельный кабинет" объединяет в себе все услуги "люкса", плюс тренажерный зал. Время - 1,5 часа, тренажерный зал - 30 мин. Стоимость 300 руб.

Имеются также дополнительные платные услуги (простыни, полотенца и др.) стоимостью от 1 руб. до 10 руб. Из числа опрошенных баню посещают 58%.
Частотное распределение посещения бань представлено на рис. 11.

Рис.11. Частота посещений бани

Средняя частота посещения бань составляет 15,1 услуг/год/чел.
Существующий спрос составляет 878 т.услуг/год или 8780 т.руб./год при средней стоимости услуги 10 руб.

Степень удовлетворенности населения в услугах бань можно оценить на основании рис.12.

Рис.12. Оценка степени удовлетворенности населения услугами бань

Таким образом, более чем у половины участников опроса потребности в услугах бань не вполне удовлетворены.

В ходе исследования были исследованы причины не полного удовлетворения в услугах бань. Результаты приведены на рис. 13.

Рис.13. Причины неудовлетворенности услугами бань

Респондентам было предложено оценить степень важности названных ими причин, по которым они и члены их семей не пользуются данными услугами.
Максимальная оценка 6 выставлялась наиболее важной причине.

Таблица 18

Ранжирование причин неудовлетворенности услугами бань
| |Причины |Средневз|Оценка степени важности причины |
| | |вешенная| |
| | |Оценка |6 |5 |4 |3 |2 |1 |
|1 |Высокая стоимость услуг |1,92 |22% |12% |0% |0% |0% |0% |
|2 |Расположена далеко от дома |2,36 |22% |16% |6% |0% |0% |0% |
|3 |Низкая культура обслуж-ия |0,68 |6% |2% |2% |4% |0% |2% |
|4 |Неудобный режим работы |0,14 |0% |2% |0% |0% |2% |0% |
|5 |Низкое качество услуг |1,12 |2% |16% |4% |0% |2% |0% |
|6 |Личные предубеждения |2,10 |26% |0% |12% |2% |0% |0% |
|7 |Нет времени |0,32 |4% |0% |2% |0% |0% |0% |
|8 |По состоянию здоровья |0,12 |2% |0% |0% |0% |0% |0% |
|9 |Предпочитаю мыться дома |0,36 |6% |0% |0% |0% |0% |0% |

Причиной, которую чаще всего ставят на первое место, являются личные предубеждения. Возможно, эта причина указывается чаще других потому, что у многих людей места общественного пользования, будь то общественные туалеты, бассейны или бани, а также районные поликлиники, ассоциируются с опасностью заразиться какими-либо заболеваниями. Здесь содержится значительный резерв улучшения обслуживания и повышения спроса. Реализовать его, по-видимому, можно путем повышения санитарного уровня общественных учреждений и соответствующей рекламной работой.

По средневзвешенной оценке наиболее весомой причиной является удаленное от дома расположение бани. Далеко не каждый человек захочет ехать в баню на другой конец района, т.к. все удовольствие, полученное от ее посещения "испарится", пока человек доберется до дома. В таком случае посещение бани становится неприятной обязанностью, вызывающей усталость.

На втором месте по значимости стоит цена услуги; на третьем - качество услуги.

Среди уже пользующихся услугами бань есть желающие увеличить частоту посещения, что количественно отражено на рис.14:

Рис. 14. Количество желающих посещать бани чаще

Оценка средневзвешенной частоты посещения при этом составит 23 услуги/год/чел; спрос возрастет до объема 1340 т.услуг/год или
13400т.руб./год.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать