Прогнозирование спроса на основе коэффициентов эластичности
осуществляется на основе анализа зависимости спроса от факторного признака
(цены, дохода, доступности услуги и др.) в виде уравнения от одной
переменной. В уравнение входит коэффициент эластичности спроса, который
характеризует способность спроса изменяться под влиянием изменения
факторного признака.
Коэффициент эластичности определяется как отношение процентного изменения одного (результативного) признака к заданному процентному изменению другого (факторного) признака:
Kэ.с.=(dY/dX)/(Y/X), где (1) dX- прирост факторного признака,
X- базовое значение факторного признака, dY- прирост результативного признака (спроса),
Y- базовое значение результативного признака (спроса).
Коэффициент эластичности имеет довольно прозрачный экономический
смысл. При К э.с.>1 товар называется эластичным или сильно эластичным.
Применительно к зависимости спрос - цена это означает, спрос сильно
увеличивается при относительно слабом уменьшении цены. При К э.с.=1 товар -
слабоэластичен, т.е. снижение цены не приводит к коммерческому эффекту.
Положительное значение коэффициента эластичности означает, что при
увеличении факторного признака спрос растет, т.е. связь прямая (обычно
такой характер имеет зависимость спроса от дохода). Отрицательное значение
показывает, что при увеличении факторного признака спрос сокращается,
такая зависимость спроса характерна при воздействии цены.
В тех случаях, когда данным методом определяется связь спроса не с одним, а с несколькими факторами, необходимо рассчитывать коэффициенты эластичности по каждому воздействующему на спрос фактору. Общее изменение спроса в прогнозируемом году на определенную услугу находится как произведение индексов изменения спроса под воздействием каждого из учитываемых факторов, а прогнозируемый спрос на эту услугу определяется путем умножения фактического спроса на нее в базисном году на рассчитанный таким образом индекс предполагаемого изменения спроса в прогнозируемом году.
Надо понимать, что использование такого подхода целесообразно только на первом этапе, для краткосрочного прогнозирования в случае несущественных изменений ситуации на рынке. В случае регулирования рыночных процессов, появления новых продавцов, изменения платежеспособности покупателей, фактическое состояние рынка может существенно отличаться от прогнозного.
Поэтому в процессе мониторинга необходимо собрать информацию для использования современных экономико-математических моделей, например предлагаемую в данной работе итерационную модель уточняемого равновесия. В ее основу закладываются представления, восходящие к австрийской экономической школе и концепции рынка, предложенной Фридрихом фон Хайеком: рынок рассматривается как информационный процесс, при котором возможны неравновесные сделки, с помощью цен и других экономических сигналов рынок информирует о тенденции к равновесию, о преимуществах тех или иных видов коммерческой деятельности1.
В отличие от крупного производства малое предпринимательство
характеризуется следующими особенностями:
Гибкость реагирования на условия неполноты и неопределенности рыночной
информации. Поведение экономических агентов ориентировано на краткосрочную
перспективу, являясь в болей степени тактическим, чем стратегическим, не
связанным с текущей неравновесной рыночной информацией.
Ориентация на узкие группы потребителей, постоянное уточнение не
выявленного спроса, потребительских ожиданий.
Неопределенность кривых спроса и предложения, уточнение рыночной информации
путем неравновесных сделок: получение заказа на определенный объем выпуска
продукции по первоначальной цене, заключение сделки, изменение цены и
объема предложения в зависимости от притока поступающих заказов, заключение
новой сделки.
Возможность нескольких направлений деятельности, некоторые из которых
становятся более выгодными в процессе уточнения рыночной информации,
заключения неравновесных сделок. Выявление приоритетов и предпочтений во
времени, по мере становления деятельности по нескольким направлениям
одновременно.
Гибкость и способность выживания благодаря тактике неравновесных сделок,
ориентация на тенденции в динамике заключения сделок, притоке заказов,
быстрое реагирование на изменение рыночных ситуаций.
Теория неравновесных сделок может найти свое применение и в сфере бытового обслуживания, которая по своей природе – динамична и неравновесная, т.к. малые объемы и краткосрочная перспектива требуют информационно-динамической концепции поведения на рынке. Мелкие производители могут обладать частной информацией и знанием потребительских ожиданий отдельных сегментов рынка, которыми не обладают крупные производители, В условиях гибкого маневрирования и постоянного выявления неучтенных особенностей групп потребителей модели итерационного поиска равновесия являются наиболее приемлемыми имитационными моделями, если не единственно возможными с точки зрения теории. При исследовании рыночных процессов итерационные методы нахождения равновесных состояний перестают быть просто математическими процедурами в условиях полноты информации, абстрактным формализмом, определяющим равновесие системы, - они выступают в качестве имитации реальных процессов во времени, постепенного приближения к равновесию в условиях неполноты информации. Неравновесное состояние может рассматриваться при этом как состояние равновесия с некоторой неопределенностью, связанной с неполнотой информации для одной или всех рыночных сделок. По мере уточнения информации и симметричности ее перераспределения между сторонами рынка, система приближается к равновесию с нулевой неопределенностью.
В силу этих особенностей функционирования бытового обслуживания
(специфика услуг, ограниченность видов деятельности, неполноты информации о
рынке, ограниченность капитальных вложений) анализ следует рассматривать не
на уровне отдельных предприятий, а на уровне относительно самостоятельных
видов деятельности. Общее число направлений может быть достаточно большим,
если для этого имеется достаточная информационная база данных и такая
размерность оправдана целью анализа. Существует комплекс имитационных
моделей, которые описывают динамику достижения равновесия и позволяют
проводить анализ направлений на основе коэффициентов влияния и отклика.
Рассматриваются 2 ситуации: неопределенность распределения относительно цен
и неопределенность распределения относительно конечного спроса.
Модель итерационных сделок с итерационным уточнением состояния, предложенная в работе Светунькова С.Г1. и рассмотренная ниже, обладает симметрией в том смысле, что может рассматриваться как с точки зрения процесса уточнения интересов производителя, так и с точки зрения уточнения интересов потребителя. В первом случае мы допускаем, что известна кривая предложения (кривая предельных затрат) и неизвестна кривая спроса (интересы потребителя), во втором – известна кривая спроса и неизвестна кривая предложения.
Рассмотрим первый вариант уточнения интересов: со стороны
производителя путем последовательных сделок с потребителем, кривая спроса
которого имеет неопределенный вид (неизвестна для производителя).
Предположим, что производитель предлагает объем Q0 по цене P0. Цена P0
может оказаться выше кривой спроса потребителя (кривая D1 на рис.4) или
ниже кривой спроса (кривая D2) .
Рис. 4. Уточнение кривых спроса потребителя путем заключения неравновесных сделок
В первом случае сделка будет иметь место, если производитель будет
снижать цену или объем, двигаясь в сторону кривой D1 ( как показано на рис.
4) из точки P0 , Q0 пока не достигнет области на кривой D1 и ниже
последней. Например, сделка может произойти в точке P1 , Q0 а при желании
производителя увеличить объем до Q'1 цена должна будет снижаться в сторону
равновесной точки. Во втором случае ( кривая спроса проходит выше начальной
точки ) сделка может состояться уже в точке P0 , Q0, но производитель может
увеличивать объем или цену , двигаясь в области , заштрихованной на рис. 4,
пока не упрется в кривую D2, после чего дальнейшее увеличение объема будет
сопряжено с уменьшением цены вплоть до достижения равновесной точки .
Совершая сделку, например в точке P0 , Q1 производитель сохраняет
первоначальную цену P0, но вынужден уменьшить объем от Q0 до Q1. Благодаря
факту заключения сделки, производитель выявляет точку P0 , Q1 как одну из
точек кривой спроса потребителя. Варьируя затем цену или объем,
производитель может обнаружить другие точки кривой спроса, как границы той
области, которая является допустимой для потребителя в отношении заключения
сделок. Таким путем методом последовательных уточнений накапливается
информация о кривой спроса и интересах потребителя. Собственные интересы
производителя, - увеличение своего излишка и захват излишка потребителя, -
будут вести сделку в направлении точки пересечения кривых спроса и
предложения.
Аналогичные рассуждения проводятся и случае, когда сделки предлагает
потребитель, а производитель выступает в качестве стороны, ответно
предлагающей свой вариант значения для одного из двух параметров состояния
(P,Q) этом случае потребителю известна его кривая спроса D, и в процессе
итерационного уточнения и взаимодействия с производителем "нащупывает"
кривую предложения S, определенные точки на этой кривой. Логика
итерационных уточнений может быть формализована на основе простого правила:
если имеет место сделка в момент t, характеризуемая состоянием (Pt, Qt), то
для последующих сделок в момент (t+1)
(2)
Смысл этих условий состоит в том, что относительно совершенной сделки
увеличение объема сопряжено с уменьшением цены, а увеличение цены – с
уменьшением объема при последующей сделке (закон спроса и предложения).
Левые части условий выражают изменения объемов (цен) при фиксированных
ценах (объемах). Каждая совершенная сделка является своего рода
микроравновесием, точкой совпадения интересов покупателя (потребителя) и
продавца (производителя) в реальный момент времени. На рис. 4 показаны две
возможные кривые D1 и D2, отражающие две различные группы потребителей (с
различной платежеспособностью) и одна кривая предложения S, соответствующая
общему производителю или одной группе производителей. На рис. 5 показан
случай двух кривых D1, D2 и двух кривых S1, S2 , которые моделируют
взаимодействия по парных отношений между различными группами потребителей и
производителей: точка А является равновесной для D1 и S1; точка B – для кривых D2 и S1; точка C – для кривых D2 и S2; точка D – для кривых D1 и S2.
Рис.5. Пилообразная траектория частичных равновесий (неравновесных сделок) между отдельными группами потребителей и производителей
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28