Функционально-направленное обучение грамматике АЯ как эффективный способ формирования коммуникативной компетенции

Функционально-направленное обучение грамматике АЯ как эффективный способ формирования коммуникативной компетенции

СОДЕРЖАНИЕ

стр

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4

Глава I Обучение грамматической стороне речи как важнейшей составляющей

коммуникативной компетенции

1.1. Формирование коммуникативной компетенции как цель обучения ИЯ

1.1.1.Современные тенденции в методике преподавания

ИЯ..…..................8

1.1.2.Определение понятия «коммуникативная компетенция»………........12

1.2. Теоретические основы обучения грамматической стороне речи

1.2.1.Понятие « грамматика» и проблема роли и объёма грамматики в курсе

ИЯ………………………………………………………………………………17

1.2.2.Проблема обучения грамматическим навыкам АЯ

a. характеристика грамматического навыка………………………...21

b. виды навыков………………………………………………………22

c. формирование грамматических навыков………………………...23

Выводы ………………………………………………………………………....26

Глава II Функциональный подход к обучению грамматике ИЯ

2.1.Общая характеристика подхода…………………………………………28

2.2.Формирование грамматических навыков и умений

2.2.1.Принципы построения содержания обучения…………………34

2.2.2.Способы предъявление нового грамматического материала...36

2.2.3.Характеристика упражнений при функциональном подходе...39

Выводы …………………………………………………………………………..47

Глава III Опытное обучение и его результаты

3.1.Структура опытного обучения

3.1.1.Подготовительный этап………………………………………....49

3.1.2.Основной этап

a) промежуточный комплекс по грамматической теме “ Second

Conditional”………………………………………..52

b) промежуточный комплекс по грамматической теме “ Present

Perfect & Present Perfect Continuous” ……………59

3.2.Результаты опытного обучения…………………………………………68

3.2.1.Письменные срезы………………………………………………71

3.2.2.Устные срезы…………………………………………………....75

Выводы …………………………………………………………………………..81

Заключение……………………………………………………………….…82

Библиография…………………………………………………………….…84

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Объективной потребностью современного общества является поиск

оптимальных путей организации учебно-воспитательного процесса,

рациональных вариантов содержания обучения и его структуры.

Представляется важным, что в школе проверяются разные стратегии

обучения. Чем больше будет альтернативных методических решений, тем

плодотворней будет поиск новых путей обучения предмету в целом. При

этом центральными проблемами перестройки преподавания ИЯ в средней

школе являются вопросы определения целей, а также содержания обучения,

адекватного им. С одной стороны, цель детерминируется объективными

нуждами большинства, выражая его социальный заказ, с другой, она сама

детерминирует всю систему обучения, определяя и содержание этой

системы, и ее организацию. Усиление коммуникативной стороны этой

направленности отражается в трансформации целей обучения ИЯ и

содержания обучения. Речь идет не просто о знании языка, а об умении

использовать его в реальном общении, т. е. о практическом владении

языком и, следовательно, о развитии «коммуникативной компетенции». При

этом языковая компетенция и её составляющая часть – грамматические

навыки и умения, занимают ведущее место в процессе достижения этой

цели. Бесспорно, что коммуникация возможна лишь при наличии языковой

компетенции, основу которой составляют грамматические навыки и умения.

В связи с этим проблема методов в обучении грамматической стороне

речи представляется одной из наиболее актуальных, т.к. существующие

стратегии обучения грамматической стороне речи показали свою

несостоятельность. В традиционном обучении функциональной стороне

грамматического навыка, которая является ведущей при построении

речевого высказывания, отводится второстепенная роль: вначале

усваивается форма. Что касается функциональной стороны, то учащимся

,чаще всего, сообщается только грамматическое значение. В лучшем

случае результат такой: учащийся знает структуру, правило её

образования, но не владеет ею. Таким образом, необходимо внедрение

таких методов обучения грамматической стороне речи, которые

соответствовали бы современным требованиям, предъявляемым к предмету «

Иностранный язык». Одним из таких методов является функциональный .

Многие проблемы, связанные с проблемой функционально-направленого

обучения грамматике, уже получили освещение в трудах Е.И. Пассова, В.П.

Скалкина, C.J. Brumfit, K. Johnson и др.

Настоящая работа представляет собой опыт систематического

описания стратегии функционально-направленного обучения грамматической

стороне речи. В работе также даётся обоснование ведущей роли

коммуникативной компетенции в достижении цели практического владения

иностранным языком, а также языковой компетенции и её составляющей

части -грамматики.

Проблема функционального подхода к обучению грамматической

стороне речи относится к недостаточно исследованным, несмотря на

значительное количество работ, учебных пособий ( как отечественных, так

и зарубежных авторов). Практическое воплощение всех основных принципов

функционального подхода не нашло отражения ни в одном из исследованных

мною учебных пособий. Этими обстоятельствами и обусловлен выбор темы

исследования.

Объектом исследования данной работы является функциональный

подход к обучению грамматическим явлениям английского языка.

Предметом исследования является процесс формирования

коммуникативной компетенции на старшем этапе школьного обучения.

Актуальность работы обусловлена недостаточной разработанностью в

плане подбора материалов, наиболее полно реализующих принципиальные

положения функционального подхода к обучению грамматической стороне

речи, в действующих УМК. А также

Цель настоящего исследования заключается в определении

эффективности функционального подхода к обучению иноязычной грамматике

в условиях старшего этапа средней школы и определение оптимальных

типов и видов упражнений, направленных на создание грамматических основ

английской речи ( как устной так и письменной ) в указанной аудитории..

Исследование ограничено старшим этапом обучения ввиду того, что

учащиеся данной ступени имеют определённый опыт обученности по тому или

иному подходу. Специфические условия обучения такие как малое

количество часов, отводимое на изучение данного предмета, большой объём

обобщаемого материала требуют на данном этапе наиболее экономных и

эффективных форм работы над грамматической стороной речи.

Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие

задачи:

1. Изучить и обобщить имеющиеся в методике обучения ИЯ исследования по

данной проблеме

2. Раскрыть сущность функционального подхода к обучению грамматической

стороне речи

3. Определить современные требования к обучению ИЯ

4. Разработать комплекс упражнений на основе функционального подхода

5. При помощи опытного обучения доказать эффективность функционального

подхода и разработанного комплекса упражнений к обучению грамматике в

формировании коммуникативной компетенции на старшем этапе в условиях

средней школы

В качестве гипотезы выдвигается следующее:

Применение функционально-направленного обучения грамматической

стороне речи будет способствовать эффективному формированию

грамматических навыков.

Практическая значимость состоит в том, что предлагается

конкретный материал по обучению грамматической стороне речи, по

формированию умений и навыков в виде разработанного комплекса

упражнений , который в дальнейшем может быть использован для обучения

на среднем и старшем этапах общеобразовательной школы.

Поставленные задачи решались с использованием следующих методов:

- анализ литературы по рассматриваемой проблеме

- наблюдение за педагогическим процессом

- метод экспертов

- опытное обучение

- констатирующие постэкспериментальные срезы

Структура работы. В первой главе данного дипломного сочинения

даётся описание современных тенденций в методике преподавания ИЯ,

раскрывается понятие « коммуникативная компетенция» и обосновывается

ведущая роль грамматической стороны речи в достижении целей

преподавания ИЯ. Так же в первой главе отражены современные проблемы

обучения грамматике ИЯ и теоретические основы обучения грамматической

стороне речи. Вторая глава данного исследования представляет собой

систематическое описание основных принципов функционального подхода к

обучению грамматической стороне речи. Третья глава посвящена описанию

проводимого опытного обучения и его результатам.

Список цитируемой литературы, оставляющий библиографию, отражает

основные работы, посвящённые общим и специальным вопросам выбранной

темы.

Глава 1 Обучение грамматической стороне речи как важнейшей

составляющей коммуникативной компетенции

1.1.Формирование коммуникативной компетенции как цель обучения ИЯ

1.1.1.Современные тенденции в методике преподавания ИЯ

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать