Функционально-направленное обучение грамматике АЯ как эффективный способ формирования коммуникативной компетенции

В настоящее время в связи с приобретением ИЯ статуса средства

мирового общения, проблема оптимизации обучения ИЯ и определения

ведущих целей, задач, а также средств их реализации является одной из

наиболее актуальных. В апреле 1997 г. Советом Европы была одобрена

последняя редакция документа, получившего название "Современные языки:

изучение, обучение, оценка. Общеевропейская компетенция" ("Modern

Languages. Learning, Teaching, Assessment. А Common European Framework

of reference"). Идея создания такого документа возникла в 1991 г.

Необходимость его появления объясняется изменившимися геополитическими

условиями. Концепция новой Европы - Европы без границ, в которой

значительно расширяются сферы межнационального сотрудничества, требует

обратить особое внимание на проблемы, связанные с изучением иностранных

языков, поэтому 2001 год был объявлен "годом языков".

"Общеевропейская компетенция" не ставит задачу пропаганды

единой методики обучения иностранным языкам. Функция этого документа -

помочь всем заинтересованным лицам (учащимся, учителям, авторам учебных

материалов, специалистам по контрольно-оценочной деятельности,

родителям, работодателям и т.д.) сориентироваться в выборе того или

иного пути овладения иностранными языками, а также предоставить им

возможность эффективного обмена информацией, относящейся к сфере

обучения.

Таким образом, на общеевропейском уровне было отмечено, что

не существует универсального метода, так как эффективность того или

иного метода всегда зависит от целей и условий обучения, от категории

обучающихся и от многих других причин. Следовательно, речь может идти о

комплексных, интегративных методах, вобравших в себя элементы разных

методов или о вариативных технологиях.

Рассмотрим категории прагматического и педагогического

планирования. Если взять за основу обучающую цель, "способность к

коммуникации на иностранном языке", то категории традиционного описания

языка (грамматика, словарный запас, произношение, правописание и т.п.)

будут недостаточными. Важнее функциональный аспект языковой системы.

Например:

· стратегии понимания (что, сколько и с какой целью нужно

понять?);

· речевые намерения (оценка речевой ситуации и выбор языковых

средств);

· виды текстов (какие виды текстов характерны для понимания?

Как готовить их к занятиям?);

· неязыковые средства (жесты, мимика, ударение и интонация

как "несущие значение" дополнительные факторы).

Прагматически планировать - это значит признавать, что занятия в

лучшем случае могут подготовить к практическому употреблению. Поэтому

важны все коммуникативные намерения, возникающие на занятиях. Сюда

относятся не только важные для занятий речевые акты (например,

спросить, аргументировать и т.д.), но и, прежде всего, благодаря чтению

- переработка информации (структурирование, упорядочивание и т.д.).

Обучение иностранным языкам даже при условии языкового

совершенства не может не признавать факта, что требуемая

"коммуникативная компетенция" рассчитана на коммуникацию живых людей из

различных культур. И поэтому понимать другого и делать так, чтобы

понимали тебя, будет возможно только тогда, когда будет иметь место

факт включения социокультурных элементов в структуру уроков.

"Страноведение" и попытки преодоления предвзятых стереотипов опять

стали темой дидактики.

Как уже отмечалось выше, эффект в обучении должен выражаться

не только в количестве выученных слов и структур, но и в развитии

личности. Педагогу следует спросить себя, как изучение иностранного

языка могут способствовать "приращению" жизненного опыта, который

обучаемые привносят в процесс обучения. В сравнении своей и чужой

культуры они узнают что-то важное для себя, то, что после окончания

обучения будет значить для них больше, чем выученные наизусть слова и

правила. Немаловажную роль играет изменение роли учителя: в меньшей

степени он "передает знания", а скорее "помогает развиваться". Меняются

и формы работы. Наиболее предпочтительной в личностно-ориентированной

парадигме является работа в парах и в малых группах.

Вариативность способов обучения иностранному языку

обсуждалась на международной конференции "Современные методы

преподавания и изучения иностранных языков". Дж.Дьюк (США) отметил, что

эффективность методов обучения зависит как от особенностей и уровня

профессиональной подготовки учителя, так и от разных индивидуальных

особенностей учащихся (не только от коэффициента их интеллектуальности

- IQ). Основываясь на работах Л.С.Выготского, Дж.Ашера, Г.Гарднера, он

указал на комплексную структуру способностей человека овладевать новым

языком. В эту структуру включаются компоненты: вербальный

(лингвистический), музыкальный, логический (математический),

пространственный (зрительный), моторный (кинетический), межличностный

(социальный) и внутриличностный (самоанализ). Выбор преподавателем

методов и приемов обучения во многом зависит от того, какой компонент

структуры способностей у конкретных учащихся развит сильнее. Дж. Дьюк

представил тест, позволяющий установить наиболее развитые группы

способностей у каждого учащегося, и с учетом этого варьировать

различные способы группового и индивидуального обучения.

Для того, чтобы создавать и постоянно обогащать

культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду,

преподавателям необходим высокий уровень общей и педагогической

культуры.

Обучение с использованием личностно-ориентированных

технологий возможно при создании особой, побуждающей к творчеству

обстановки учебного процесса, что включает в себя:

- устранение внутренних препятствий творческим проявлениям

обучаемых

- показ возможностей использования метафор и аналогий;

- поддержка воображения и фантазии..

Критериями эффективности будут являться критерии гуманизации

и понятия "творчество":

- открытие чего-либо, ранее для данного субъекта

неизвестного;

- умение видеть проблему;

- самостоятельность поиска ее решения;

- создание в процессе движения к цели нового продукта;

- развитие критического мышления (считать свое мнение не

единственно значимым, а опосредованным другими мнениями и

ориентациями);

- умение интерпретировать любую информацию на индивидуально

личностном уровне. [12]

Известно, что в основе познавательной направленности

личности лежит система мотивов, которая порождается познавательной

потребностью. Познавательная потребность - это субъективное отражение

объективной потребности в знаниях. Одним из стимулов приобретения

знаний, расширения кругозора, повышения познавательной активности

является интерес.

Технологии личностно-ориентированного образования должны

отвечать ряду требований: быть диалогичны, носить деятельностно-

творческий характер, быть направленными на поддержку индивидуального

развития обучаемого, предоставлять ему необходимое пространство свободы

для принятия самостоятельного решения, творчества, выбора содержания и

способов учения и поведения. [2 ].

Таким образом, применение современных технологий, а также

попытка использовать интегративные методы в преподавании иностранных

языков, направлены на реализацию практического решения

коммуникативных задач на ИЯ. Достижение данной цели возможно только при

наличии коммуникативной компетенцией. Формирование коммуникативной

компетенции является одним из основных средств реализации иностранного

языка как средства мирового общения и взаимопроникновения культур.

1.1.2. Определение понятия « коммуникативная компетенция»

Овладение коммуникативной компетенцией предполагает овладение

иноязычным общением в единстве его функций: информационной,

регулятивной, эмоционально-оценочной, этикетной.

Остановимся для начала на содержании обучения

иностранному языку в средней школе. Оно реализует основные цели,

направленные на развитие у школьников культуры общения в процессе

формирования всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции.

Данные компетенции предполагают формирование как чисто лингвистических

навыков (лексических, фонетических, грамматических), так и их

нормативное использование в устной и письменной речи. Предлагаемые

темы, тексты, проблемы, речевые задачи ориентированы на формирование

различных видов речевой деятельности, развитие социокультурных навыков

и умений, что обеспечивает использование иностранного языка как

средства общения, образования и самообразования, инструмента

сотрудничества и взаимодействия в современном обществе.

При изучении ИЯ в основной школе (5-10 классы), в центре внимания

находится последовательное и систематическое развитие у школьников всех

составляющих коммуникативной компетенции в процессе овладения

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать