Функционально-направленное обучение грамматике АЯ как эффективный способ формирования коммуникативной компетенции

функциональных ошибок в речи ответственность несёт учитель и в

частности применяемый им подход и упражнения.

> Также в работах наблюдалась инициативность учащихся по использованию

того или иного грамматического явления там, где они не были ограничены

жёсткими рамками контекста. Так, например, наблюдалась вариативность в

использовании форм Second Conditional и форм повелительного

наклонения, для выражения совета; форм Present Perfect и Past

Indefinite для выражения форм прошедшего времени. Приведённые примеры

говорят о сформированности таких качеств грамматического навыка как

гибкость и « сознательность» .

> В таких видах работ как эссе и письмо кроме коэффициента усвоения

учебного материала, был применён другой критерий оценки- оценка

сформированности качеств навыка, в частности такого качества навыка как

гибкость. Проанализировав эти два вида работ, были сделаны следующие

наблюдения: как на этапе промежуточного, так и отсроченного срезов в

нескольких работах была замечена некоторая «перегруженность» сочинений

изучаемым грамматическим явлением, так называемое сплошное

употребление. Очевидно, что употребление языкового явления в каждом

предложении даётся легче, чем в чередовании с предложениями с другими

явлениями. Однако, процент таких работ составил примерно одну четвертую

часть от общего числа. Остальные же учащиеся сфокусировали своё

внимание на содержании высказывания, попутно, логично дополняя его

изучаемым грамматическим явлением в той или иной форме. На основе этих

данных можно утверждать, что одна из важнейших целей - развитие навыков

и умений самостоятельного решения коммуникативных задач на ИЯ- была

достигнута.

Таким образом, результаты письменных срезов подтверждают

эффективность применяемого подхода и разработанного комплекса

упражнений для обучения грамматической стороне речи.

3.2.2. Устные срезы

Для анализа результатов устных срезов применялся метод экспертов

, с помощью которого проводилось наблюдение за развитием качеств навыка

на протяжении всего опытного обучения и по результатам итоговых срезов

были сделаны соответствующие выводы.

Для проведения итоговых устных срезов были избраны такие виды

работ как ролевая игра и проектная работа, которая выполнялась в парах

либо в группах. При выполнении таких типов заданий представляется

возможность оценить сформированность грамматического навыка во всех

видах речевой деятельности ( ролевая игра : говорение, аудирование,

чтение; проектная работа : говорение, письмо, аудирование, чтение).

Кроме того такой вид работы как ролевая игра имитирует ситуацию

реальной коммуникации, а при выполнении проектной работы представляется

необходимым решение поставленной коммуникативной задачи, что

стимулирует развитие навыков и умений самостоятельного решения

коммуникативных задач на ИЯ.

Для проведения ролевой игры применительно к грамматической теме “

Second Conditional” была предложена следующая ситуация:

А taxi driver has found a bag in his cab with 5 000$ in it. The

name of the owner is on the bag, but not the address. He can’t decide

what to do with the bag.

Участники игры: a taxi driver, his wife, his son ( who is

graduating from school this year), his daughter and her husband ( who

can hardly have two ends meet) his friend ( a lawyer), two neighbors (

who know the taxi driver as an honest, trustworthy man), his friend (

who himself once occurred in such a situation), his mother ( a wise old

woman)

Ситуация была составлена таким образом, чтобы спровоцировать

учащихся к употреблению Second Conditional чтобы сымитировать условия

реального общения.

Применительно к грамматической теме “ Present Perfect& Present

Perfect Continuous” был предложен следующий проект: Design your own

monster. Draw a picture what your monster looks like. Write a short

paragraph describing where your monster lives, how many times it has

been seen etc.

В Таблице 4 представлены данные, проводимого наблюдения в течение

промежуточного комплекса и итогового среза.

Таблица 4

|Качества навыка |Промежуточный комплекс | Итоговый срез |

|Автоматизированн|Заметна некоторая |Для анализа итогового |

|ость |напряжённость при выборе |среза по теме “ Second |

| |формы грамматического |Conditional” были |

| |явления, что порождает |представлены |

| |ненормативные паузы и |неподготовленные |

| |снижает скорость речи По |высказывания учащихся, а |

| |мере выполнения комплекса |по теме “ Present Perfect&|

| |упражнений скорость речи |Present Perfect |

| |возрастает, количество |Continuous” – |

| |ненормативных пауз перед |подготовленные. |

| |употреблением |Автоматизированность |

| |грамматического явления |навыка может быть |

| |уменьшается. . |охарактеризована следующим|

| | |образом: |

| | |Скорость речи нормальная в|

| | |обоих случаях, без особого|

| | |перевеса в сторону |

| | |подготовленной речи. |

| | |Ненормативные паузы: |

| | |В первом случае количество|

| | |ненормативных пауз было |

| | |больше чем во втором, но |

| | |тем не менее , наличие |

| | |таких ненормативных пауз |

| | |не нарушало целостности и |

| | |плавности высказывания. |

| | |Напряжённость при |

| | |оформлении грамматического|

| | |явления заметно снизилась.|

|Устойчивость |При выполнении |Сформированность такого |

| |коммуникативно-направленных |качества грамматического |

| |упражнений грамматический |навыка как устойчивость не|

| |навык изучаемого явления |вызывает сомнений. |

| |сразу же оказывается в |Учащиеся свободно включают|

| |окружении других навыков. |в свою речь изучаемое |

| |Таким образом, отсутствует |грамматическое явление, в |

| |процесс « адаптации» одного |сочетании с любыми |

| |грамматического навыка к |другими, что никак не |

| |окружению других. Такое |влияет на логику, |

| |качество навыка как |содержание , скорость |

| |устойчивость проявлялось у |высказывания и т.п. На |

| |учащихся во включении |данном этапе заметно |

| |изучаемого грамматического |построение высказываний |

| |явления в речь. Тем не |таким образом, что |

| |менее, нельзя сказать, что |некоторые учащиеся |

| |на протяжении промежуточного|задумывались, в первую |

| |комплекса данное качество |очередь, об употреблении |

| |сформировалось у всех |изучаемого грамматического|

| |учащихся, некоторые заметно|явления, а не о содержании|

| |избегали включения |высказывания, так сказать,|

| |изучаемого грамматического |намеренное насыщение речи |

| |явления в речь. |грамматическим явлением. |

| | |Что же касается |

| | |устойчивости навыка, то |

| | |многократное употребление |

| | |грамматического явления в |

| | |речи в сочетании с любыми |

| | |другими подтверждает |

| | |сформированность данного |

| | |качества грамматического |

| | |навыка. |

|Гибкость |Весь комплекс |Особенно ярко проявляет |

| |коммуникативных упражнений |себя гибкость навыка в |

| |направлен на формирование |неподготовленной речи |

| |такого качества навыка как |учащихся, которая |

| |гибкость. Можно заметить, |имитирует ситуацию |

| |что на начальном этапе |коммуникации. По |

| |формирования грамматического|результатам наблюдений |

| |навыка, при выполнении |можно сделать следующий |

| |имитативных упражнений на |вывод: как в |

| |основе речевых образцов, |неподготовленной речи, так|

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать