функциональных ошибок в речи ответственность несёт учитель и в
частности применяемый им подход и упражнения.
> Также в работах наблюдалась инициативность учащихся по использованию
того или иного грамматического явления там, где они не были ограничены
жёсткими рамками контекста. Так, например, наблюдалась вариативность в
использовании форм Second Conditional и форм повелительного
наклонения, для выражения совета; форм Present Perfect и Past
Indefinite для выражения форм прошедшего времени. Приведённые примеры
говорят о сформированности таких качеств грамматического навыка как
гибкость и « сознательность» .
> В таких видах работ как эссе и письмо кроме коэффициента усвоения
учебного материала, был применён другой критерий оценки- оценка
сформированности качеств навыка, в частности такого качества навыка как
гибкость. Проанализировав эти два вида работ, были сделаны следующие
наблюдения: как на этапе промежуточного, так и отсроченного срезов в
нескольких работах была замечена некоторая «перегруженность» сочинений
изучаемым грамматическим явлением, так называемое сплошное
употребление. Очевидно, что употребление языкового явления в каждом
предложении даётся легче, чем в чередовании с предложениями с другими
явлениями. Однако, процент таких работ составил примерно одну четвертую
часть от общего числа. Остальные же учащиеся сфокусировали своё
внимание на содержании высказывания, попутно, логично дополняя его
изучаемым грамматическим явлением в той или иной форме. На основе этих
данных можно утверждать, что одна из важнейших целей - развитие навыков
и умений самостоятельного решения коммуникативных задач на ИЯ- была
достигнута.
Таким образом, результаты письменных срезов подтверждают
эффективность применяемого подхода и разработанного комплекса
упражнений для обучения грамматической стороне речи.
3.2.2. Устные срезы
Для анализа результатов устных срезов применялся метод экспертов
, с помощью которого проводилось наблюдение за развитием качеств навыка
на протяжении всего опытного обучения и по результатам итоговых срезов
были сделаны соответствующие выводы.
Для проведения итоговых устных срезов были избраны такие виды
работ как ролевая игра и проектная работа, которая выполнялась в парах
либо в группах. При выполнении таких типов заданий представляется
возможность оценить сформированность грамматического навыка во всех
видах речевой деятельности ( ролевая игра : говорение, аудирование,
чтение; проектная работа : говорение, письмо, аудирование, чтение).
Кроме того такой вид работы как ролевая игра имитирует ситуацию
реальной коммуникации, а при выполнении проектной работы представляется
необходимым решение поставленной коммуникативной задачи, что
стимулирует развитие навыков и умений самостоятельного решения
коммуникативных задач на ИЯ.
Для проведения ролевой игры применительно к грамматической теме “
Second Conditional” была предложена следующая ситуация:
А taxi driver has found a bag in his cab with 5 000$ in it. The
name of the owner is on the bag, but not the address. He can’t decide
what to do with the bag.
Участники игры: a taxi driver, his wife, his son ( who is
graduating from school this year), his daughter and her husband ( who
can hardly have two ends meet) his friend ( a lawyer), two neighbors (
who know the taxi driver as an honest, trustworthy man), his friend (
who himself once occurred in such a situation), his mother ( a wise old
woman)
Ситуация была составлена таким образом, чтобы спровоцировать
учащихся к употреблению Second Conditional чтобы сымитировать условия
реального общения.
Применительно к грамматической теме “ Present Perfect& Present
Perfect Continuous” был предложен следующий проект: Design your own
monster. Draw a picture what your monster looks like. Write a short
paragraph describing where your monster lives, how many times it has
been seen etc.
В Таблице 4 представлены данные, проводимого наблюдения в течение
промежуточного комплекса и итогового среза.
Таблица 4
|Качества навыка |Промежуточный комплекс | Итоговый срез |
|Автоматизированн|Заметна некоторая |Для анализа итогового |
|ость |напряжённость при выборе |среза по теме “ Second |
| |формы грамматического |Conditional” были |
| |явления, что порождает |представлены |
| |ненормативные паузы и |неподготовленные |
| |снижает скорость речи По |высказывания учащихся, а |
| |мере выполнения комплекса |по теме “ Present Perfect&|
| |упражнений скорость речи |Present Perfect |
| |возрастает, количество |Continuous” – |
| |ненормативных пауз перед |подготовленные. |
| |употреблением |Автоматизированность |
| |грамматического явления |навыка может быть |
| |уменьшается. . |охарактеризована следующим|
| | |образом: |
| | |Скорость речи нормальная в|
| | |обоих случаях, без особого|
| | |перевеса в сторону |
| | |подготовленной речи. |
| | |Ненормативные паузы: |
| | |В первом случае количество|
| | |ненормативных пауз было |
| | |больше чем во втором, но |
| | |тем не менее , наличие |
| | |таких ненормативных пауз |
| | |не нарушало целостности и |
| | |плавности высказывания. |
| | |Напряжённость при |
| | |оформлении грамматического|
| | |явления заметно снизилась.|
|Устойчивость |При выполнении |Сформированность такого |
| |коммуникативно-направленных |качества грамматического |
| |упражнений грамматический |навыка как устойчивость не|
| |навык изучаемого явления |вызывает сомнений. |
| |сразу же оказывается в |Учащиеся свободно включают|
| |окружении других навыков. |в свою речь изучаемое |
| |Таким образом, отсутствует |грамматическое явление, в |
| |процесс « адаптации» одного |сочетании с любыми |
| |грамматического навыка к |другими, что никак не |
| |окружению других. Такое |влияет на логику, |
| |качество навыка как |содержание , скорость |
| |устойчивость проявлялось у |высказывания и т.п. На |
| |учащихся во включении |данном этапе заметно |
| |изучаемого грамматического |построение высказываний |
| |явления в речь. Тем не |таким образом, что |
| |менее, нельзя сказать, что |некоторые учащиеся |
| |на протяжении промежуточного|задумывались, в первую |
| |комплекса данное качество |очередь, об употреблении |
| |сформировалось у всех |изучаемого грамматического|
| |учащихся, некоторые заметно|явления, а не о содержании|
| |избегали включения |высказывания, так сказать,|
| |изучаемого грамматического |намеренное насыщение речи |
| |явления в речь. |грамматическим явлением. |
| | |Что же касается |
| | |устойчивости навыка, то |
| | |многократное употребление |
| | |грамматического явления в |
| | |речи в сочетании с любыми |
| | |другими подтверждает |
| | |сформированность данного |
| | |качества грамматического |
| | |навыка. |
|Гибкость |Весь комплекс |Особенно ярко проявляет |
| |коммуникативных упражнений |себя гибкость навыка в |
| |направлен на формирование |неподготовленной речи |
| |такого качества навыка как |учащихся, которая |
| |гибкость. Можно заметить, |имитирует ситуацию |
| |что на начальном этапе |коммуникации. По |
| |формирования грамматического|результатам наблюдений |
| |навыка, при выполнении |можно сделать следующий |
| |имитативных упражнений на |вывод: как в |
| |основе речевых образцов, |неподготовленной речи, так|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14