Функционально-направленное обучение грамматике АЯ как эффективный способ формирования коммуникативной компетенции

методики - это цели и закономерности обучения ИЯ, содержание, формы и

методы обучения.

Различные объекты лингвистики и методики позволяют определить во

многом разное содержание и формы описания грамматического строя языка в

научных грамматиках и грамматиках дидактических. Научные грамматики,

описывающие, например, язык в целом, указывают на грамматические

явления, существующие в данном языке вообще, независимо от изучаемых

учащимися явлений языка, в то время как грамматики ИЯ и разделы

грамматики в учебниках по этому предмету должны основываться, прежде

всего, на языковом минимуме данной ступени обучения. Лингвистические и

методические системы изложения грамматики не совпадают. Так, в отличие

от формулировки правил в теоретической лингвистике формулировка правил

в дидактических грамматиках зависит от возраста обучаемых, опыта,

психологических и других особенностей. Для различных групп учащихся

должны быть написаны различные грамматики. Лингвистика не может

указывать универсальные закономерности, от которых зависит

эффективность обучения в области систематизации грамматического

материала, использования терминологии или формулировки грамматических

правил для всех категорий учащихся.

Роль грамматики часто меняется под воздействием ряда факторов:

под влияние эволюции теории лингвистики, воздействием учёта

практических результатов обучения ИЯ, учёта государственной политики в

области образования и пр.

По сей день, наблюдаются тенденции к сокращению роли грамматики

при обучении ИЯ. Многие европейские педагоги отмечают, что

образовательные и развивающие цели в обучении не бывают достигнуты в

силу того, что школьники при изучении традиционных грамматик ИЯ,

согласно многочисленным наблюдениям, не понимают ни практической

значимости изучения грамматических терминов и понятий, ни целей

грамматического анализа. Тенденции к ликвидации традиционной учебной

грамматики, в том числе в нашей стране, проявились и в 60-70-е годы

после появления теории генеративной грамматики Н.Хомского, некритически

переносимой в методику ИЯ. И в последние десятилетия наблюдается

стремление к чрезмерному сокращению роли грамматики, которое привело к

значительному увеличению количества ошибок в речи учащихся.

С другой стороны можно привести примеры сохранения доминирующей

роли грамматики в обучении ИЯ, о чём свидетельствуют отечественные

программы и учебники, создающиеся в ряде случаев не на основе

методической целесообразности, а под влиянием особых мнений лингвистов,

а также ряда социально-политических факторов.

Как показывает исторический опыт, с одной стороны, попытки отказа

от какой-либо грамматики, а с другой стороны, преувеличение её роли в

учебном процессе, отрицательно сказываются на результатах практического

овладения языком.

1.2.2.Проблема обучения грамматическим навыкам АЯ

В настоящее время, в связи с утверждением ведущей позиции

грамматики в формировании коммуникативной компетенции, проблема

формирования грамматических навыков является одной из наиболее

актуальных. Грамматический навык по своей природе неоднороден и таким

образом требует к себе комплексного подхода, затрагивающего все

основные его стороны.

а) характеристика грамматического навыка

Грамматический навык- синтезированное действие, совершаемое в

навыковых параметрах и обеспечивающее адекватное морфолого-

синтаксическое оформление речевой единицы любого уровня в речи.[21]

В грамматическом навыке можно выделить составляющие его более

частные действия:

1) выбор структуры, адекватной речевому замыслу говорящего (в данной

ситуации);

2) оформление речевых единиц, которыми заполняется структура в

соответствии с нормами данного языка и определённым временным

параметром;

3) оценка правильности и адекватности этих действий.

Чтобы выяснить какое это имеет методическое значение , обратимся

к примеру.

Если нас просят о чём-то и мы хотим ответить отказом, то это

может быть выражено различным образом: Мне не хотелось бы этого делать,

или Я не буду это делать, или Попроси кого-нибудь другого и т.п.

Видимо, структуры в нашем сознании связаны с определёнными

коммуникативными задачами: для каждой задачи - функциональное гнездо

структур. Но связь с задачами - это ещё не всё. То, что говорящий

выбирает какую-то определённую структуру, зависит уже от конкретных

условий: собеседника, отношений с ним, настроения, культуры и т.п.

Выбор структуры можно назвать функциональной стороной навыка. Но

есть ещё и формальная сторона- оформление. От неё зависит правильность

с точки зрения данного языка и скорость речи. Эта сторона (оформление )

теснейшим образом связана с обоими поднавыками лексического навыка-

вызовом слова и сочетанием, более того, оформление структуры основано

на них, зависит от их уровня. Вот почему формировать грамматический

навык можно лишь на основе тех лексических единиц, которыми учащийся

владеет достаточно свободно.

b) виды навыков

Как известно, грамматические навыки отличаются друг от друга

настолько, насколько различны сами виды речевой коммуникации (

говорение, чтение, аудирование, письмо).

Под грамматическим навыком говорения подразумевается правильное

коммуникативно-мотивированное автоматизированное употребление

грамматических явлений в устной речи. Грамматические навыки,

обеспечивающие правильное формообразование и формоупотребление, можно

назвать речевыми морфологическими навыками (к примеру, образование

личных окончаний глаголов). Те навыки, которые отвечают за верное

автоматизированное расположение слов во всех типах предложений,

определяются как синтаксические речевые навыки.

Морфологические и синтаксические речевые навыки письменной речи

носят более аналитический (дискурсивный) характер благодаря специфике

письменного вида речи. Здесь становится возможным возвращаться к уже

написанному, исправлять и изменять уже созданный текст.

Рецептивные грамматические навыки- это автоматизированные

действия по указанию и расшифровке грамматической информации в

письменном или звучащем тексте.

Поскольку восприятие и понимание устного или письменного текста

происходит как при активном, так и при пассивном знании языкового

материала, рецептивные грамматические навыки делятся на рецетивно-

активные и рецептивно-пассивные навыки чтения и аудирования.

Существует ещё один вид навыков, который в психологической

литературе относится к « умственным», или « интеллектуальным»: языковые

дискурсивно аналитические грамматические навыки. Они формируются на

основе грамматических знаний и используются как фоновый компонент в

основном в письменной речи, реже в говорении. Языковой навык помогает

говорящему контролировать правильность выполнения речевого действия, а

при ошибочном его выполнении обеспечивает исправление неточностей.

Определяя роль языковых навыков в формировании речевых, можно

отметить, что первые создают операционно-ориентировочную основу для

владения речевыми грамматическими действиями; они положительно влияют

на формирование речевого грамматического автоматизма, хотя совсем не

гарантируют его создание.

c) формирование грамматических навыков

Функционирование грамматической стороны говорения происходит

следующим образом:

а) говорящий выбирает модель, адекватную своему речевому замыслу.

Выбор, конечно, происходит подсознательно. Когда нам нужно что-то

пообещать собеседнику, то мы в зависимости от ситуации и отношений с

собеседником скажем: « Я сделаю это» . Или « Хорошо, я обещаю тебе».

Или : « Ладно, ладно, сделаю» и т.п. Это произойдёт только в том случае

, если форма глагола будущего времени усваивалась вместе с функцией «

обещание» и , следовательно, маркирована ею в сознании человека. Это и

есть функциональная сторона навыка, или операция выбора;

б) говорящий оформляет речевые единицы, которыми заполняется

модель. Операция оформления должна произойти согласно нормам языка и в

определённых временных параметрах.

Может показаться, что соотнесённость с ситуацией присуща только

операции выбора. Но это не так: она присуща и операции оформления,

правда, опосредованно, через то, что лингвисты называют грамматическим

значением. Скажем, фразой « В городе много строят» можно выразить и

подтверждение, и отрицание мысли собеседника ( т.е. совершенно

противоположные речевые функции), но в обоих случаях использование в

ней неопределённо-личного местоимения означает выдвижение на передний

план самого действия, а не его производителя. Выбор модели зависит и от

того, насколько усвоено говорящим его грамматическое значение ( в

данном случае- неопределённость действующего лица). А оно как раз

теснейшим образом связано с оформлением данной модели, ибо форма и её

значение едины и неразрывны. Говоря иначе, грамматическое значение, с

одной стороны, связано с оформлением модели, с другой – с ситуацией, от

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать