Функционально-направленное обучение грамматике АЯ как эффективный способ формирования коммуникативной компетенции

|villa in the |Camry!!! |Macintosh |color TV |matching |

|Caribbean!!! | |computer! | |suitcases! |

|or |or |or |or |or |

|$ 5000 worth |TWO |a Technics |a Panasonic |a copy of a |

|of groceries |Volkswagen |stereo |video |book |

|a year for |Rabbits!!! |system! |recorder |personally |

|the rest of | | | |signed by The|

|your life | | | |Autor |

Вторая подгруппа упражнений с преимущественной ориентацией на

значение:

В английском языке для выражения определённого грамматического

значения (в широком смысле) нередко имеется целый ряд средств

(например, для обозначения будущих действий служат, по меньшей мере,

семь форм и структур). Таким образом, и соответствующая часть

теоретического описания, и упражнения должны быть нацелены на

соотнесение грамматического значения с соответствующими формами и

структурами. Вполне естественно, что здесь уместны упражнения,

предполагающие выбор. Поскольку выбор из достаточно большого количества

форм создаёт известные трудности, представляется необходимым начать

работу с рецептивных упражнений типа

> «В данных ситуациях, диалогах подчеркните все формы, обозначающие

будущее действие, назовите их»

> « Прочитайте данные ситуации. Объясните, почему в первой ситуации

употреблена форма…., а в другой -…..» и т.п.

В дальнейшей работе можно использовать разнообразные упражнения,

представляющие собой ряд ситуаций, составленных таким образом, чтобы

обучаемый сознательно выбирал грамматическое средство в зависимости от

коммуникативной задачи. Это прежде всего упражнения в соотнесении

данных форм с соответствующим контекстом. Нелишними будут упражнения,

имеющие форму кратких диалогов ( « Разыграйте…», « Представьте…» и

т.п.).

Ex.1 Look at this dialogue and answer the questions below:

Albert: I’ve been reading the current issue of Plant

News and so far I can’t see any mention of my research.

Bert: Well, I’ve read your journal. And I see that

you’ve been

working on the same problem I‘ve been working on for the last

twenty years!

1) When did Albert start reading Plant News?

2) Did Albert finish reading all of Plant news?

3) Did Bert finish reading all of the journal?

4) When did their research begin?

5) Is their research continuing?

6) Is their research complete?

Ex.2 a) Imagine you are a scientist at the Loch Ness Research

Centre. You are going to interview someone who says that they have been

watching the monster for several years. Prepare for the interview.

Write questions you would like to ask this person, like this:

- How many times have you seen the monster?

- Have you taken any photographs of it?

b) Work with the partner and act out an

interview

Ex.3 In pairs, imagine that one of you is a

chef of a computer firm , you are going to interview a person, who is

eager to work for you. Try to find out as much information about this

person ( biography, experience etc.) as possible.

Третья подгруппа упражнений, ориентированных на значение.

Существует направление, в рамках которого под функциональной (

коммуникативной ) грамматикой понимается прежде всего рассмотрение

разноуровневых , принадлежащих к различным категориям единиц для

выражения определённых коммуникативных интенций. Однако для подобного

описания грамматики английского языка ( а системность составляет одно

из основных требований к учебной грамматике) в настоящее время не

всегда имеется реальная основа в виде хорошо изученного с этих позиций

лингвистического материала. Поэтому данный материал представляет собой,

скорее резервный,. потенциальный раздел учебной грамматики. В то же

время не следует полностью сбрасывать со счетов уже имеющиеся

разработки по соотнесению коммуникативных намерений с языковыми

средствами их выражения. В учебном материале можно отразить отдельные

темы ( например, « Средства выражения разрешения» или « Способы

выражения сомнения») и предложить обучаемым соответствующие упражнения.

В основе этих упражнений лежит опять таки выбор языкового средства, но

на этот раз языкового средства, которое может принадлежать не только к

грамматическому уровню. Данные упражнения ( большей частью типа

«Представь…», « Вырази…», « Скажи…» и т.п. ) не отличаются существенно

от упражнений предыдущей подгруппы. Они составляются таким образом,

чтобы учащийся правильно употреблял в зависимости от коммуникативной

задачи разнообразный языковой материал , например средства для

выражения совета : модальные глаголы ( You should stay in bed. You

ought to be more polite)формы сослагательного наклонения ( I’d advise

you to see a doctor. If I were you I’d write him a letter); эти

языковые средства используются для воздействия на других людей и , хотя

по сути своей не так уж далеки от прямых распоряжений и требований,

звучат значительно мягче , чем предложения типа Stay here! You are to

stay here till I come back.

Таким образом, основную часть упражнений при функциональном

подходе составляют так называемые ситуативные упражнения.

«Суть ситуативных упражнений заключается в свободной, конкретно-

ненаправляемой с языковой точки зрения речевой реакции учащихся на

комплекс воображаемых или условно-реальных обстоятельств, содержащих

некоторую трудность, проблему или конфликт и вовлекающих в

необходимость их разрешения самих учеников.» [20]

Основу ситуативного упражнения составляет микротекст ( 2-7

предложений) , сжато описывающий модель естественной коммуникации.

Ситуативное упражнение состоит из трёх основных компонентов:

задание, описание ситуации и речевая реакция.

Задание. В зависимости от конкретной цели и вида ситуативного

упражнения задание к нему может иметь самую разнообразную

направленность, общий смысл которой в том, чтобы ученики отреагировали

на ситуацию. Например: “ Role play an interview”, “ Write a reply to a

letter”, “ Tell your partner about the following”, “ In pairs imagine,

that…”

Описание ситуации: Оно включает информацию о деталях обстановки,

собеседниках, а также содержит речевой стимул, выраженный словесно или

вытекающий из смысла ситуации. Например:

In pairs, imagine that one of you is a mother/ father of three

children, who is looking for a baby-sitter, and you are going to

interview a person by phone , who calls you and is eager to work for

you. Try to find out by asking him different questions if he is

suitable for this position.

Обстановка: мать/ отец детей у себя дома говорит по телефону. На

другом конце провода- потенциальная няня для её / его детей.

Участники разговора: мать/ отец детей и потенциальная няня

Речевой стимул: желание матери/отца найти подходящую няню для

своих детей.

Речевая реакция: Это тот речевой продукт, который, согласно

ожиданиям учителя, должны выдать учащиеся , реагируя на описание и

следуя заданию.

Конечно в процессе формирования грамматического навыка нельзя

отказываться от использования других видов упражнений , в частности

имитативных и подстановочных упражнений. Так как имитация закладывает

основы связи слухового и речедвигательного образов грамматической

формы. Таким образом, на основе предъявленного на слух грамматического

явления и закрепления его зрительного образа в речевом образце

происходит дальнейшее укрепление осознания функции грамматического

явления. Что же касается подстановки, то на основе подстановочных

упражнений формируется операция оформления и способность к репродукции.

Эти два вида упражнений являются как бы мостиком между формированием

формальной и функциональной стороной грамматического навыка. А

дальнейшие стадии формирования грамматического навыка (стадия

трансформации, употребления , переключения ( Пассов)) основываются на

использовании ситуативных упражнений.

Выводы:

1. Функциональный подход к обучению грамматики

- учит видеть реальную картину языковой системы, связи и взаимодействия

(взаимоотношения) единиц разных уровней языка, а главное –

согласованную жизнь языковых единиц в речи, их совместное

функционирование в тексте.

- Содействует развитию логического и ассоциативного мышления школьников:

учит видеть одинаковые, сходные значения и функции во внешне

(формально) различных языковых средствах.

- Развивает языковое и речевое чутье, делает более осознанной работу по

выбору языковых средств при формировании высказывания; позволяет

овладеть комплексом средств, выражающих близкие значения; ставит

вопросы о различиях, правилах выбора, функциональных возможностях.

- Стимулирует развитие как рецептивных, так и продуктивных речевых

действий.

- Развивает интерес к языку при работе с текстом и создании собственных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать