Функционально-направленное обучение грамматике АЯ как эффективный способ формирования коммуникативной компетенции

функционирование в различных видах речевой деятельности. Для

определения степени сформированности навыков, а также эффективности

применяемого подхода и разработанной системы упражнений, в ходе

опытного обучения был проведён ряд срезов, как устных, так и

письменных.

Для проверки сформированности навыка как на промежуточном этапе

работы над грамматическим явлением так и на этапе отсроченного контроля

были избраны такие формы проверки как сочинение и письмо. Такой выбор

объясняется стремлением определить насколько полученные результаты

соответствуют поставленным в ходе опытного обучения целям и задачам и в

частности такой цели как развитие навыков и умений самостоятельного

решения коммуникативных задач на ИЯ. Такие виды работ как сочинение и

письмо требуют от учащихся творческого подхода к выполнению задания и

представляют собой некую коммуникативную задачу, которую учащийся

должен решить. Таким образом , в ходе выполнения таких видов работ

учащиеся могли выбирать, использовать изучаемое грамматическое явление

или нет. Если учащиеся не избегают употребления грамматического

явления, то это говорит о достаточной степени сформированности

грамматического навыка для решения коммуникативных задач на иностранном

языке, т.е . о достаточной степени сформированности коммуникативной

компетенции, способствующей успеху акта коммуникации.

Что касается письменных тестов, то они включали в себя различные

виды заданий, которые дали возможность проанализировать степень

сформированности грамматического навыка с его формальной и

функциональной стороны, учитывая такие качества грамматического навыка

,как гибкость, сознательность и устойчивость, характерные для

письменной речи. Итоговые устные срезы, представляли собой

монологические и диалогические высказывания, в ходе которых оценивались

такие качества грамматического навыка как автоматизированность,

устойчивость, сознательность, гибкость и относительная сложность.

В Таблице 1 представлен перечень видов работ, проводимых в ходе

опытного обучения, для подтверждения выдвинутой гипотезы.

Таблица 1

| |Промежуточный срез|Итоговый срез |Отсроченный срез|

|Second |essay |Role play |Grammar test |

|Conditional | | | |

| |Grammar test |Grammar test | letter |

|Present |letter |Project |Grammar test |

|Perfect & | | | |

|Present | | | |

|Perfect | | | |

|Continuous | | | |

| | Grammar test |Grammar test | essay |

При обработке данных, полученных в результате проведения опытного

обучения, учитывались следующие показатели:

1) общее количество ошибок (формальных и функциональных)

2) количество функциональных ошибок разных видов, а именно: ошибки,

заключающиеся в неправильном употреблении одной грамматической формы

вместо другой (например, First Conditional вместо Second Conditional;

Present Perfect вместо Present Perfect Continuous)

3) степень сформированности грамматического навыка в соответствии с

отобранными критериями.

Так как грамматический навык имеет две стороны: формальную и

функциональную, все грамматические ошибки, таким образом, можно

подразделить на формальные и функциональные. Формальные ошибки связаны

с операцией оформления, которая отвечает за правильность оформления

высказывания. Операция оформления должна происходить согласно нормам

языка. Любое отклонение от этих норм приводит к формальным ошибкам в

речи учащихся. Функциональные ошибки связаны с операцией выбора, т.е.

говорящий выбирает модель, адекватную своему речевому замыслу. При

применении функционального подхода такой выбор происходит сознательно,

т.к. форма грамматического явления усваивалась вместе с функцией и,

следовательно, маркирована ею в сознании говорящего.

Под степенью высокой сформированности грамматического навыка

подразумевается наличие у грамматического навыка тех или иных качеств и

их проявление в процессе речевой деятельности.

3.2.1.Письменные срезы.

На основе результатов всех письменных срезов было подсчитано

общее количество ошибок, допущенных учащимися, и количество

функциональных ошибок разных видов. На основе этих данных было

определено качество обучения и коэффициент усвоения учебного

материала.

Качество обучения определялось по количеству положительных

оценок, полученных учащимися.

Например, за такой вид работы как essay были получены три

положительные оценки из пяти. Таким образом, качество обучения,

рассчитанное как (3:5)·100% равно 60 %

Коэффициент усвоения учебного материала определялся по формуле:

Сумма верных ответов

К= число ответов

Например, по результатам итогового среза по теме “ Second

Conditional” для анализа были представлены 15 работ.

Каждая работа предполагала наличие 25 верных ответов. Всего-375

ответов.

Общее количество грамматических ошибок составило-88

Количество функциональных ошибок- 16

Таким образом, коэффициент усвоения учебного материала составил:

( 375-88)

К= 375 = 0, 765· 100%= 76,5 %

В таблицах 2 и 3 представлены результаты письменных срезов по

темам “ Second Conditional” и “ Present Perfect& Present Perfect

Continuous”

Таблица 2

тема “ Second Conditional”

| |Количество|Общее |Количество |Качество|Коэффициент|

| |работ |количеств|функциональных|обучения|усвоения |

| | |о ошибок |ошибок | |учебного |

| | | | | |материала |

|Промежуточный |5 |34 |6 |60% |66% |

|срез | | | | | |

| |7 |21 |6 |71% |80% |

|Итоговый срез |15 |88 |16 |67% |76,5% |

|Отсроченный срез|10 |4 |4 |70% |93% |

| |10 |9 |4 |90% |85% |

Таблица 3

Тема “ Present Perfect& Present Perfect Continuous”

| |Количество|Общее |Количество |Качество|Коэффициент |

| |работ |количество|функциональных |обучения|усвоения |

| | |ошибок |ошибок | |учебного |

| | | | | |материала |

|Промежуточный |7 |60 |5 |57% |63% |

|срез | | | | | |

| |7 |23 |4 |71% |78% |

|Итоговый срез |10 |75 |13 |60% |72% |

|Отсроченный |11 |21 |6 |82% |86% |

|срез | | | | | |

| |11 |11 |3 |82% |78% |

На основе данных, представленных в таблицах, можно сделать

следующие выводы:

> количество ошибок, и, соответственно, качество обучения и коэффициент

усвоения материала, со временем изменяется в лучшую сторону, несмотря

на то, что никакие специальные упражнения на автоматизацию навыка между

итоговыми и отсроченными срезами не проводились. Это связано с

применением комплекса коммуникативных упражнений, с помощью которых

функции ( значения) изучаемых грамматических явлений маркируются и

таким образом закрепляются в сознании учащихся.

> количество функциональных ошибок по отношению к остальным видам ошибок

ничтожно мало. Это говорит о том, что функциональная сторона явления

усваивается учащимися, при использовании функционального подхода, на

основе разработанного комплекса упражнений, легко и остаётся в памяти

надолго. Что же касается формы явления, то ошибки на грубое нарушение

формы практически отсутствовали. Типичные ошибки при употреблении “

Present Perfect& Present Perfect Continuous” были следующие: -

употребление глаголов, не употребляющихся в Continuous; - использование

пассивного залога вместо активного. При употреблении Second

Conditional: замена would на will в придаточном предложении, при

сохранении правильной формы- в главном и наоборот. Также необходимо

заметить, что усвоение формы явления зависит не столько от

эффективности применяемого подхода и упражнений, сколько от желания

самих учащихся потратить какое-то количество своего свободного времени

на заучивание, например, трёх форм глагола и т.п. , т.к. при любом

подходе к обучению грамматической стороне речи есть , так называемые

пункты для самостоятельного усвоения. И насколько учащийся сознательно

отнесётся к данной рутинной работе, зависит, в большинстве случаев,

правильность оформления речевых высказываний. За количество же

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать