речевых единств: демонстрирует возможность оперировать единицами разных
уровней, искать и находить связи и взаимодействия языковых единиц.
- Отвечает современным требованиям к изучению ИЯ: практическое владение
языком, формирование коммуникативной компетенции.
2.Функциональный подход к обучению при планировании урока ИЯ
требует соблюдения следующих принципов: принцип речевой направленности,
функциональности и ситуативности урока. Неотъемлемой частью урока ИЯ
должны также являться: новизна, личностная ориентация общения и
коллективное взаимодействие.
3.Предъявление грамматического материала при функциональном
подходе осуществляется практическим путём и опирается на основные
положения, связанные с обучением грамматической стороной речи.
4.При функциональном подходе применяются упражнения с
преимущественной ориентацией на значение, которые можно подразделить на
три подгруппы, которые в целом являются упражнениями ситуативными.
Использование ситуативных упражнений соответствует принципам содержания
обучения при функциональном подходе. Это, в первую очередь,
функциональность , речевая направленность и ситуативность. Постоянная
смена речевых ситуаций придаёт уроку ИЯ новизну, а характер упражнений
( диалогическое общение, групповая работа) – обеспечивает коллективное
взаимодействие. В процессе формирования грамматического навыка такие
виды тренировочных упражнений как имитативные и подстановочные играют
немаловажную роль, а именно являются « мостиком» между формированием
формальной и функциональной стороной грамматического навыка.
Глава 3 Опытное обучение и его результаты
3.1.Структура опытного обучения
Опытное обучение проводилось с учётом условий обучения
иностранному языку на старшем этапе средней школы .
Условия –это сложная совокупность факторов, оказывающих прямое
влияние на обучение. Поэтому при организации опытного обучения
грамматической стороне английского языка на старшем этапе учитывались
те факторы , которые наиболее тесно коррелируют с обучением:
1) особенности данного этапа ( возрастные и индивидуальные различия
обучаемых, цели обучения, количество учебных часов)
2) мотивация в учении
3) уровень сформированности лингвистической готовности учащихся к
осуществлению иноязычной деятельности
Опытное обучение включало два этапа: подготовительный и основной
3.1.1. Подготовительный этап
На подготовительном этапе ставились следующие задачи:
. отбор грамматического материала
. организация отобранного материала в учебных целях
Отбор грамматического материала
В качестве языкового материала были избраны две грамматические
темы : “ Second Conditional ” и “ Present Perfect & Present Perfect
Continuous”.
Причины по которым были избраны именно эти темы следующие:
. Первая грамматическая тема являлась для учащихся новым языковым
материалом, ранее не изучавшимся. Таким образом, отсутствовало влияние
какого-либо прошлого языкового опыта, что гарантировало чистоту
проведения опытного обучения. Вторая же тема, напротив, ранее
изучалась, и влияние прошлого языкового опыта было неизбежно. В этом
случае ставилась задача дополнить предыдущий языковой опыт учащихся и
направить его на реализацию поставленных целей и задач.
. Широкое использование данных грамматических явлений в коммуникативных
целях.
Речевой материал составляли, в основном, речевые образцы и
тексты, которые подбирались из различного рода пособий.
Организация отобранного материала
Для проведения опытного обучения было составлено два комплекса
упражнений для учащихся по темам “ Second Conditional ” и “ Present
Perfect & Present Perfect Continuous”, наиболее полно реализующих
принципиальные положения функционального подхода к обучению
грамматической стороне речи.
Конечная цель обучения “ Second Conditional ” и “ Present
Perfect & Present Perfect Continuous” заключалась в формировании
коммуникативной компетенции и, в частности, важнейшего её компонента -
языковой компетенции, достаточной для совершения акта коммуникации на
иностранном языке. В связи с этим каждое пособие включало в себя
условно-речевые и речевые упражнения, имитирующие естественный процесс
коммуникации (по всем видам речевой деятельности).
Уровень сформированности коммуникативной компетенции, и
грамматических навыков в частности, проверялся с помощью письменных
(тесты, сочинения) и устных (диалогические и монологические
высказывания, ролевая игра) заданий.
Каждый из комплексов упражнений явился микромоделью
функционирования исследуемого подхода, что позволяет по результатам
опытного обучения судить об эффективности данного подхода и
разработанной системы упражнений.
3.1.2.Основной этап
На этом этапе решалась основная задача исследования - определение
эффективности исследуемого подхода и разработанного комплекса
упражнений для формирования коммуникативной компетенции на основе
проведения опытного обучения.
Опытное обучение проводилось в лингвистической гимназии № 25 г.
Нижнего Новгорода. В нём принимали участие учащиеся 9 класса.
Структура опытного обучения была следующей:
1) Промежуточный комплекс- 3 урока
Первый срез - на следующий урок после окончания комплекса
Отсроченный срез – через 1 месяц
2) Промежуточный комплекс- 3 урока
Первый срез - на следующий урок после окончания комплекса
Отсроченный срез – через 1 неделю
а) Промежуточный комплекс по теме “ Second Conditional”
1 урок
Задачи:
. Введение и первичная автоматизация нового грамматического материала
. Дальнейшее развитие грамматических навыков (активных и рецептивных)
. Развитие навыков и умений самостоятельного решения коммуникативных
задач на ИЯ
. Развитие памяти, мышления, воображения
. Повышение мотивации изучения ИЯ
Как уже упоминалось выше, грамматический материал по теме “
Second Conditional” являлся новым грамматическим материалом, но
учащиеся были уже знакомы с “ First Conditional”. В задачи урока
входило ознакомить учащихся с одной из двух ведущих функций “ Second
Conditional”: нереальное условие. Учащиеся же уже были знакомы с
функцией “ First Conditional”- выражение возможного условия и
предполагаемого результата. Поэтому во время речевой зарядки на первом
уроке по теме “ Second Conditional” учащимся задавались вопросы типа :
. What is the weather like today?
. What will you do if the weather is sunny/ rainy/snowy tomorrow?
. Will you be upset if the weather is cloudy / rainy/snowy tomorrow?
Затем подводятся итоги с целью выяснить какое грамматическое
явление было использовано , в какой функции. После того, как было
выяснено, что форма “ First Conditional” была использована для
выражения предполагаемого результата и возможного условия, даётся
установка на урок : «We already know what Englishmen usually say, when
they want to express a real condition. Today we’ll learn to express
unreal condition in a way Englishmen do.» Благодаря такой формулировке
в сознании учащихся происходит процесс дифференциации двух форм и , что
более важно , двух функций грамматических явлений. Таким образом в
ситуации коммуникации, находясь перед выбором употребления той или иной
формы Conditional, выбор будет происходить с учётом не формы и как
следствия- функции явления, а наоборот. И далее : « I am a teacher and
I work at school. But if I were a doctor I would work in a hospital. If
I were a taxi-driver I would spend the whole day driving around the
city.” ( при этом форма сослагательного наклонения выделяется голосом).
Заканчивается презентация фразой: “ But that was only my dreams .
Unfortunately, I am not a doctor and I am not a taxi –driver.”
После установки на урок учащимся предлагаются два речевых образца
, отражающих одну из основных функции “ Second Conditional”:
нереальное условие :
На основе представленных речевых образцов, после уточнения
функции использования “ Second Conditional”, выполняется серия
имитативных упражнений в режиме T-C, затем P-P. :
1) Т: What would you do if you were a queen/king?
What would you do if you lived in a palace?
What would you do with the money if you had 1000$?
2) P-P: Discuss the following situations with your partner.
a) Who would you like to be if you woke up tomorrow as a different person?
b) What three things would you take with you if you were shipwrecked on a
desert island?
c) Which single item would you save if your house was on fire?
В процессе таких упражнений функция грамматического явления
усваивается параллельно с формой, а не в отрыве от неё.
Тем не менее, после серии имитативных упражнений необходимо
уточнить форму, преподнося её в виде сравнения с похожим грамматическим
явлением.
На доске записаны два предложения:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14