– символ первичной созидательной энергии, которую иногда представляют
настолько сконцентрированной, что отражать ее может лишь нечто
нематериальное, например, отверстие. Древний символизм точки, как предельно
сжатой энергии, широко распространенный в мистической литературе,
чрезвычайно близок к современным физическим и астрономическим теориям о
происхождении вселенной.
Все фигуры в композиции вписаны в круг, который в свою очередь вписан
в квадрат, так как круг означает совокупность, совершенство, единство,
вечность – символ полноты, законченности, который может заключать в себе
идею и постоянства и динамизма. Взаимосвязь между открытиями в атомной
физике и мистическими значениями круга поразительна. Помимо точки, или
центра, которая разделяет его символизм, круг – единственная геометрическая
фигура, неделимая на себе подобные и одинаковая во всех точках. Для
неоплатоников круг является воплощением бога и неограниченным центром
космоса. Так как круг, иногда сфера – фигура без четкого начала и конца –
это наиболее важная и универсальная из всех геометрических форм в
мистических учениях. И так как он может обозначать другие важные символы –
колесо, диск, кольцо, циферблат, солнце, луну его символизм довольно трудно
определить.
Для древних обозримая Вселенная виделась, без всяких сомнений,
кругообразной – сюда входили не только сами планеты, включая предполагаемый
земной диск, окруженный водой, но также их циклические движения и смена
времен года. Символические значения и функции при использовании круга для
измерения времени (солнечные часы) и пространства (основные астрологические
и астрономические исходные точки) составляли неразрывное единство. Небесный
символизм и вера в небесную силу лежали в основе первобытных ритуалов и
ранней архитектуры по всему миру: круговые танцы и ритуальные хороводы
вокруг огня, алтаря или идола, передаваемая по кругу трубка мира – у
индейцев Северной Америки; круглые формы юрт, шатров и самих стойбищ
кочевых народов; кружение шаманов; круговая структура мегалических знаков и
сооружений в неолитический период. Круг имел как защитное, так и
божественное значение, как, например, у кельтов, – и это значение все еще
сохраняется в фольклоре, но уже в новых современных формах. Вспомним
загадочные кольца на фермерских полях и летающие тарелки. Круг также
представлялся объектом, заключающим в себе гармонию, – как круглый стол в
легенде о короле Артуре или широко используемое в современной английской
идиоматике выражения «колдовской круг связей и знакомств». Во многих
изображениях кругу придавался динамизм с помощью лучей, крыльев, языков
пламени, что особенно заметно в шумерской, древнегреческой и мексиканской
иконографиях. В этих случаях круг символизирует мощь солнца или
созидательные, плодотворные космические силы. Концентрические круги могут
означать небесные иерархии, круги ада или, в дзен-буддизме, уровни
духовного развития. В христианской традиции три круга изображают
Божественную Троицу, границы времен, элементы, периоды движения солнца и
фазы луны. Круг может быть мужским знаком (солнца) или женским (материнское
лоно).
Круг (женское начало) вокруг креста (мужское начало) – в Египте
символ единства противоположностей, также встречается в Северной Европе, в
Китае и на Ближнем Востоке. В китайском символе «инь-ян», обозначающим
взаимозависимость мужского и женского начал, используется круг, разделенный
S-образной линией на два цвета, в центре каждого из которых – маленький
кружок противоположного цвета. Точка в круге – астрологический символ
солнца и алхимический символ золота. По К.Юнгу, круг, объединенный с
квадратом, – символ связи между душой или «я» и телом или реальностью
(квадрат). Квадрат – древний знак земли, имеющий большую важность в
символических системах Индии и Китая. Представляет собой разновидность
эмблематического изображения четырех сторон света, сочетается с «женской»
символикой числа четыре. Является символом постоянства, безопасности,
равновесия, божественного участия в сотворении мира, пропорциональности,
ограничения, нравственных устремлений и честных намерений. Квадрат
противостоит «динамичным» знакам – кругу, спирали, кресту, треугольнику,
являясь наиболее статической из геометрических форм, используемых в
качестве символов. Комбинация квадрата с кругом символизирует единство
земли и неба. Именно этот символизм присущ индуистским мандалам и
средневековым храмам, где круглый купол опирается на квадратное основание.
Во многих культурах квадрат – эмблема идеального города, построенного на
века, – символ, основанный на прочности четырех стен, в противоположность
круглому основанию недолговечной кочевой юрты. Замечателен факт совпадения
этого толкования с буддистской традицией, где мандала символизирует переход
из материального мира в духовный. Мандала – геометрическая композиция,
символизирующая духовный, космический или психический порядок. Хотя
буддийская мандала известна в основном как пособие в медитативной практике,
в древности она, как в буддизме, так и в индуизме, была также символом
инициации, ориентировала верующих на священные места.
Мандала – попытка изобразить высшую реальность – Духовную Цельность,
которая превосходит чувственный мир. На санскрите «мандала» означает круг,
и даже когда в основе этой геометрической композиции лежат квадраты или
треугольники, она все равно имеет концентрическую структуру. Она
символизирует ментальное и физическое стремление к духовному центру, что
отражено в структуре многих храмов и ступ в форме мандалы.
Поразительная особенность всех мандал – высокая изобразительная
гармония составляющих ее элементов, символизирующая саму божественную
гармонию, противопоставленную путанице и беспорядку материального мира. Юнг
полагал, что мандала – архитипический символ тоски человека по
психологическому взаимодействию с другими людьми. Другие исследователи
считали, что мандала – визуальное выражение духовного путешествия вне
собственного «я».
Значения различных мандал отличается; некоторые имеют фигуральные
элементы, которые призваны символизировать определенные качества, например,
представление конкретными ботхиствами, часто сидящими в цветке лотоса. Тем
не менее, общее значение композиции остается неизменным и символизирует
путеводный разум, сверхъестественные структуры, ясность просветления. В
западной и восточной традициях квадрат, вписанный в круг, обозначает небо,
объемлющее землю.
Работая над композицией, я постаралась не только формой фигур передать
характер стихий, но и расположить их так, чтобы чувствовалось движение
жизни. И то, что это расположение напоминает спираль не случайно. Ведь
спираль это с древнейших времен – символ жизненной силы, как на уровне
Космоса, так и на уровне микрокосмоса. Спиральные формы встречаются в
природе очень часто, начиная от галактик и до водоворотов и смерчей, от
раковин моллюсков и до рисунков на человеческих пальцах и двойной спирали
молекулы ДНК, содержащейся в каждой клетке живого организма. В искусстве
спираль – один из самых распространенных декоративных узоров – от Европы
(двойные спирали в кельтской традиции или спирали на римских капителях) до
Тихого океана (спиральная резьба маори в Новой Зеландии и татуировки
островитян в Полинезии). Резьба маори основана на расположении листьев
папоротника, что демонстрирует связь между спиральными узорами и природными
феноменами. Именно эта связь зачастую определяет символизм спирали, хотя ее
многозначность так велика, что иногда требуются особые ключи, чтобы
расшифровать ее значение. Стоит также заметить, что символизм в спиральных
узорах присутствует скорее непроизвольно, осознанное его применение
встречается намного реже.
Вырезанные на мегалических памятниках спирали изображают путешествие
по лабиринтам загробного мира и дают надежду на возможное возвращение
оттуда. Противоположные силы, наглядно присутствующие в водоворотах,
смерчах и языках пламени напоминают о восходящей, нисходящей или
возвращающейся энергии, которая управляет космосом. Спираль, сочетающая в
себе форму круга и импульс движения, также является символом времени,
циклических ритмов сезонов года, рождения и смерти, фаз «старения» и
«роста» луны, а также самого солнца.
Сжатая спиральная пружина – символ кроткой силы, как и змееобразный
клубок энергии в основании спины, который считается важным элементом учения
йоги. Восходящая спираль – мужской символ, нисходящая – женский, что делает
двойную спираль еще и символом плодовитости и деторождения. Спираль как
часть плавной и бесконечной линии символизирует также развитие,
продолжение, непрерывность, центростремительное и центробежное движение,
ритм дыхания или самой жизни.
3.2 ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ И КОЛОРИРОВАНИЯ
Понятие «композиция» существует с давних пор. В римском праве оно
означало примирение спорящих сторон или противопоставление борцов на
спортивной арене.
Термин «композиция» в переводе с латинского compositio обозначает
сопоставление, сложение, соединение частей в единое целое в определенном
порядке, сочинение, соотношение сторон и поверхностей, которые, вместе
взятые, составляют определенную форму. В таком широком понимании термин
«композиция» применим к различным видам искусства (литература, театр, кино,
музыка, изобразительное искусство, архитектура и т.д.). Сочетание частей,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16