Стихии

– символ первичной созидательной энергии, которую иногда представляют

настолько сконцентрированной, что отражать ее может лишь нечто

нематериальное, например, отверстие. Древний символизм точки, как предельно

сжатой энергии, широко распространенный в мистической литературе,

чрезвычайно близок к современным физическим и астрономическим теориям о

происхождении вселенной.

Все фигуры в композиции вписаны в круг, который в свою очередь вписан

в квадрат, так как круг означает совокупность, совершенство, единство,

вечность – символ полноты, законченности, который может заключать в себе

идею и постоянства и динамизма. Взаимосвязь между открытиями в атомной

физике и мистическими значениями круга поразительна. Помимо точки, или

центра, которая разделяет его символизм, круг – единственная геометрическая

фигура, неделимая на себе подобные и одинаковая во всех точках. Для

неоплатоников круг является воплощением бога и неограниченным центром

космоса. Так как круг, иногда сфера – фигура без четкого начала и конца –

это наиболее важная и универсальная из всех геометрических форм в

мистических учениях. И так как он может обозначать другие важные символы –

колесо, диск, кольцо, циферблат, солнце, луну его символизм довольно трудно

определить.

Для древних обозримая Вселенная виделась, без всяких сомнений,

кругообразной – сюда входили не только сами планеты, включая предполагаемый

земной диск, окруженный водой, но также их циклические движения и смена

времен года. Символические значения и функции при использовании круга для

измерения времени (солнечные часы) и пространства (основные астрологические

и астрономические исходные точки) составляли неразрывное единство. Небесный

символизм и вера в небесную силу лежали в основе первобытных ритуалов и

ранней архитектуры по всему миру: круговые танцы и ритуальные хороводы

вокруг огня, алтаря или идола, передаваемая по кругу трубка мира – у

индейцев Северной Америки; круглые формы юрт, шатров и самих стойбищ

кочевых народов; кружение шаманов; круговая структура мегалических знаков и

сооружений в неолитический период. Круг имел как защитное, так и

божественное значение, как, например, у кельтов, – и это значение все еще

сохраняется в фольклоре, но уже в новых современных формах. Вспомним

загадочные кольца на фермерских полях и летающие тарелки. Круг также

представлялся объектом, заключающим в себе гармонию, – как круглый стол в

легенде о короле Артуре или широко используемое в современной английской

идиоматике выражения «колдовской круг связей и знакомств». Во многих

изображениях кругу придавался динамизм с помощью лучей, крыльев, языков

пламени, что особенно заметно в шумерской, древнегреческой и мексиканской

иконографиях. В этих случаях круг символизирует мощь солнца или

созидательные, плодотворные космические силы. Концентрические круги могут

означать небесные иерархии, круги ада или, в дзен-буддизме, уровни

духовного развития. В христианской традиции три круга изображают

Божественную Троицу, границы времен, элементы, периоды движения солнца и

фазы луны. Круг может быть мужским знаком (солнца) или женским (материнское

лоно).

Круг (женское начало) вокруг креста (мужское начало) – в Египте

символ единства противоположностей, также встречается в Северной Европе, в

Китае и на Ближнем Востоке. В китайском символе «инь-ян», обозначающим

взаимозависимость мужского и женского начал, используется круг, разделенный

S-образной линией на два цвета, в центре каждого из которых – маленький

кружок противоположного цвета. Точка в круге – астрологический символ

солнца и алхимический символ золота. По К.Юнгу, круг, объединенный с

квадратом, – символ связи между душой или «я» и телом или реальностью

(квадрат). Квадрат – древний знак земли, имеющий большую важность в

символических системах Индии и Китая. Представляет собой разновидность

эмблематического изображения четырех сторон света, сочетается с «женской»

символикой числа четыре. Является символом постоянства, безопасности,

равновесия, божественного участия в сотворении мира, пропорциональности,

ограничения, нравственных устремлений и честных намерений. Квадрат

противостоит «динамичным» знакам – кругу, спирали, кресту, треугольнику,

являясь наиболее статической из геометрических форм, используемых в

качестве символов. Комбинация квадрата с кругом символизирует единство

земли и неба. Именно этот символизм присущ индуистским мандалам и

средневековым храмам, где круглый купол опирается на квадратное основание.

Во многих культурах квадрат – эмблема идеального города, построенного на

века, – символ, основанный на прочности четырех стен, в противоположность

круглому основанию недолговечной кочевой юрты. Замечателен факт совпадения

этого толкования с буддистской традицией, где мандала символизирует переход

из материального мира в духовный. Мандала – геометрическая композиция,

символизирующая духовный, космический или психический порядок. Хотя

буддийская мандала известна в основном как пособие в медитативной практике,

в древности она, как в буддизме, так и в индуизме, была также символом

инициации, ориентировала верующих на священные места.

Мандала – попытка изобразить высшую реальность – Духовную Цельность,

которая превосходит чувственный мир. На санскрите «мандала» означает круг,

и даже когда в основе этой геометрической композиции лежат квадраты или

треугольники, она все равно имеет концентрическую структуру. Она

символизирует ментальное и физическое стремление к духовному центру, что

отражено в структуре многих храмов и ступ в форме мандалы.

Поразительная особенность всех мандал – высокая изобразительная

гармония составляющих ее элементов, символизирующая саму божественную

гармонию, противопоставленную путанице и беспорядку материального мира. Юнг

полагал, что мандала – архитипический символ тоски человека по

психологическому взаимодействию с другими людьми. Другие исследователи

считали, что мандала – визуальное выражение духовного путешествия вне

собственного «я».

Значения различных мандал отличается; некоторые имеют фигуральные

элементы, которые призваны символизировать определенные качества, например,

представление конкретными ботхиствами, часто сидящими в цветке лотоса. Тем

не менее, общее значение композиции остается неизменным и символизирует

путеводный разум, сверхъестественные структуры, ясность просветления. В

западной и восточной традициях квадрат, вписанный в круг, обозначает небо,

объемлющее землю.

Работая над композицией, я постаралась не только формой фигур передать

характер стихий, но и расположить их так, чтобы чувствовалось движение

жизни. И то, что это расположение напоминает спираль не случайно. Ведь

спираль это с древнейших времен – символ жизненной силы, как на уровне

Космоса, так и на уровне микрокосмоса. Спиральные формы встречаются в

природе очень часто, начиная от галактик и до водоворотов и смерчей, от

раковин моллюсков и до рисунков на человеческих пальцах и двойной спирали

молекулы ДНК, содержащейся в каждой клетке живого организма. В искусстве

спираль – один из самых распространенных декоративных узоров – от Европы

(двойные спирали в кельтской традиции или спирали на римских капителях) до

Тихого океана (спиральная резьба маори в Новой Зеландии и татуировки

островитян в Полинезии). Резьба маори основана на расположении листьев

папоротника, что демонстрирует связь между спиральными узорами и природными

феноменами. Именно эта связь зачастую определяет символизм спирали, хотя ее

многозначность так велика, что иногда требуются особые ключи, чтобы

расшифровать ее значение. Стоит также заметить, что символизм в спиральных

узорах присутствует скорее непроизвольно, осознанное его применение

встречается намного реже.

Вырезанные на мегалических памятниках спирали изображают путешествие

по лабиринтам загробного мира и дают надежду на возможное возвращение

оттуда. Противоположные силы, наглядно присутствующие в водоворотах,

смерчах и языках пламени напоминают о восходящей, нисходящей или

возвращающейся энергии, которая управляет космосом. Спираль, сочетающая в

себе форму круга и импульс движения, также является символом времени,

циклических ритмов сезонов года, рождения и смерти, фаз «старения» и

«роста» луны, а также самого солнца.

Сжатая спиральная пружина – символ кроткой силы, как и змееобразный

клубок энергии в основании спины, который считается важным элементом учения

йоги. Восходящая спираль – мужской символ, нисходящая – женский, что делает

двойную спираль еще и символом плодовитости и деторождения. Спираль как

часть плавной и бесконечной линии символизирует также развитие,

продолжение, непрерывность, центростремительное и центробежное движение,

ритм дыхания или самой жизни.

3.2 ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ И КОЛОРИРОВАНИЯ

Понятие «композиция» существует с давних пор. В римском праве оно

означало примирение спорящих сторон или противопоставление борцов на

спортивной арене.

Термин «композиция» в переводе с латинского compositio обозначает

сопоставление, сложение, соединение частей в единое целое в определенном

порядке, сочинение, соотношение сторон и поверхностей, которые, вместе

взятые, составляют определенную форму. В таком широком понимании термин

«композиция» применим к различным видам искусства (литература, театр, кино,

музыка, изобразительное искусство, архитектура и т.д.). Сочетание частей,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать