Стихии

Все более и более различные аналогии, включая связь с цветом, сезонами и

этапами человеческой жизни, добавлялись сюда в стремлении создать стройную

символическую систему, которая начала разрушаться только в последнее время

в связи с достижениями научной методологии. В Китае подобная система была

основана на пяти даосских элементах: воде, огне, дереве, металле и земле.

Их сопоставляли с единством противоположностей, заключенных в активном

мужском начале «ян» (огонь и воздух) и женском пассивном начале «инь»

(земля, вода, металл). Пятеричная индийская система символов предполагалось

как «космическое состояние вибрации» следующих элементов: акаша (эфир),

анас (вода), вайю (воздух), тега (огонь), придхиви (земля). В западном

искусстве вода изображалась опрокинутым кувшином или фигурами богов моря и

рек; воздух – фигурой богини Юноны, иногда летящей, несмотря на оковы на

руках и ногах, иногда фигурой женщины с хамелеоном в руке; огонь – птицей

Феникс, фигурой древнегреческого бога Вулкана, а также женщиной с огненными

волосами или молнией в руке; земля – аллегорической фигурой матери с

символами плодородия в руках, а также башнеобразной короной Кибелы.

В своей работе я показала гармонию этих элементов мироздания, а

именно стихий. С помощью форм показала и характер каждой из них.

Воспринимаемая как центр космоса земля характеризуется максимальной

сакрализованностью и чистотой, поскольку центр рассматривался всегда как

священный эмбрион вселенной, своеобразный космос в космосе. Значительная

часть сюжетов с участием обожествленной земли содержится в космогонических

мифах, рассказывающих о первоначальной божественной паре – небе и земле.

Земля не только супруга неба, участвующая в создании космоса, но и

плодородная земля, почва. Поэтому я изобразила ее в виде женской фигуры,

спокойно сидящей. Ее положением я передала спокойствие, уравновешенность,

уверенность в себе. Ее нижняя часть напоминает форму листа не случайно, а

потому, что лист – китайская эмблема счастья. Листья часто символизируют

множественность человеческих жизней и их краткость. Так же, лист

использовался как метафора для изображения проходящего времени. Земля

всегда ассоциируется с женщиной.

Дающая жизнь, защитница и кормилица. Этот древний символизм

преобладает в изображении женщин в искусстве, мифологии и религии во всех

ранних традициях и отражается в эмблемах, наиболее связанных с ними. Сюда

входят символы матки, такие, как пещера, колодец, источник; ножны, корзина,

лодка, и, похожий по очертаниям на лодку, лунный полумесяц; углубления,

такие, как борозда или долина; сосуды–ваза, кувшин, чаша, урна. Остановимся

на символе кувшина, так как именно этот символ я использую в своей работе.

Как и другие сосуды, кувшин–символ материнского лона, источника жизни

живительного влаги. В Древнем Египте кувшин считался атрибутом Исиды и

Осириса. Аллегорическая фигура Умеренности часто изображалась льющей воду

из одного кувшина в другой. С кувшином изображалась и Геба, прислужница

олимпийских богов. В картах Таро кувшин – знак Водолея и Звезды. Кроме

этого с женщиной связываются символы плодородия – деревья и фрукты;

специфические сексуальные образы – раковина, ромб или перевернутый

треугольник. Качества, наиболее часто связываемые в традиционной символике

с женщинами, – душа, интуиция, эмоции и эмоциональное непостоянство,

пассивность и подсознательное, любовь и чистота. В искусстве женщины

персонифицируют большинство человеческих недостатков и достоинств. Их также

идентифицируют с магическими способностями, особенно с предсказанием и

пророчеством. Поэтому землю в моей работе наполняют камни и растения

необычной формы. Камень – некогда чрезвычайно важный символ магических сил,

заключенных в неодушевленной материи. Основные качества, которые

символизировал камень во многих древнейших культурах, – постоянство, сила,

целостность. Их значимость усиливалась и приобретала священный смысл в

отдельно стоящих каменных объектах, каменных жезлах и ножах и каменных

амулетах. Камням свойственно накапливать тепло, холод, удерживать воду, а

драгоценным камням – свет. Растение во всех культурах – основной символ

живой земли и циклической природы рождения, смерти и возрождение. Боги и

богини растений встречались среди древнейших божеств, часто почитались как

прародители человека, а также растений. Мифы о превращении людей в растения

символизируют космическое единство, жизненную силу, дающую начало всем

созданиям Божьим.

Воздух – одна из фундаментальных стихий мироздания. Как и огонь,

воздух соотносится с мужским, легким, духовным началом в противоположность

земле и воде, относящимися чаще всего к началу женскому, тяжелому,

материальному.

Воздух описывается в виде дыхания, дуновения ветра, обладающих

множеством символических значений. Дуновение, дыхание – олицетворение

муссонного ветра; созидатель мира – дух божий, носящийся над водами. Также

существуют варианты мифов о мировом яйце, снесенном крылатым, т.е.

воздушным, божеством. Изображая в своей композиции воздух, я осознанно

показала его с крыльями, так как они означают: скорость, подвижность,

подъем, возвышение, сильное желание, превосходство, свобода, интеллект,

вдохновение. Хотя крылья обычно эмблема возвышения или перехода с земли на

небеса, они могут также символизировать защиту («взять под крыло»). Крылья

часто были связаны с солнечными божествами и привнесли иронию в

древнегреческий миф об Икар, который вместе со своим отцом Дедалом

попытался убежать от гнева владыки Крита Миноса. Икар разбился насмерть,

когда воск на его искусственных крыльях расплавился из-за того, что он

подлетел слишком близко к солнцу – истинному богу, противопоставленному

самонадеянному человеку. Лишь достойный человек может обладать крыльями.

Крылья тщеславных подрезаны или опалены огнем, как крылья сатаны. Так как

символизм птиц и крыльев тесно связан, в искусстве крылатые создания могут

быть хищными и пугающими, особенно те, чьи крылья покрыты чешуей или

напоминают крылья летучей мыши (знак сатаны). Феи наделены крыльями

бабочек. Обычай рисовать ангелов с крыльями появился приблизительно в VI

в.н.э. и основан на классических образах вестника богов и других крылатых

божеств. Кроме ангелов, душ и персонификации Духа, таких как голубь Святого

Духа, другие крылатые существа в искусстве включают греческого бога-

вестника Гермеса (у римлян Меркурий); бога сна Гипноса и его сына Морфея;

богиню Немезиду и Гарпий; и аллегорические фигуры Славы, Истории, Мира,

Фортуны. Крылатые диски – солнечные эмблемы. Крылатые змеи или драконы

сочетают в себе земную и небесную силы. На мой взгляд, воздух был бы беден,

если бы не обладал облаками – своим вторым я. Облака в символике означают

мужское плодородие, физическое и духовное. Кроме того, что облака несут

символику изобилия как предвестники дождя, они также символизируют

Божественное Откровение и само присутствие Бога. Так, бог Иегова в образе

облачного столпа вел израильтян через пустыню; согласно Корану, Аллах

вещает с облаков. В Китае облака, особенно розовые, символизируют счастье,

а также вознесение на небеса. «Девятое облако» – мистический символ

счастья. Также по воздуху, как легкой духовной субстанции, прилетают

крылатые божественные вестники – ангелы. Так как воздух является обиталищем

множества духов, среди них помещаются и души умерших, которые не нашли

успокоения.

Гераклит говорил: «Из смерти земли рождается воздух, из смерти воздуха

– огонь». Именно поэтому в моей композиции воздух убегает от огня, а огонь,

для того, чтобы жить, догоняет воздух.

Огонь – божественная энергия, очищение, откровение, преображение,

возрождение, духовный порыв, искушение, честолюбие, вдохновение,

сексуальная страсть, сильный активный элемент, символизирующий как

созидательные, так и разрушительные силы. Поэтому его я изобразила также

как и воздух с крыльями, но другими по общей форме и структуре. У огня

крылья – это языки пламени, которые как греют, так же и могут обжечь. В

древности люди были уверенны, что огонь может защищать от зла. Графически

огонь в алхимии изображается в виде треугольника и считается субстанцией,

объединяющей три остальные стихии. В моей композиции он несет такую же

функцию.

Вода – древний универсальный символ чистоты, плодородия и источник

самой жизни. Существует множество мифов: в одних говорится о всемирном

океане, из вод которого появилась земля, а в других говорится, что бог

метнул молнию в землю и из того места начал бить ручей. Поэтому в моей

композиции вода и земля являются одним целым женским началом. Вода также

изображена в виде женской фигуры, значение которой описывалось в тексте о

земле. Вода во многих культурах – первичный источник жизни – безграничный,

неистощимый и полный неожиданностей. Вода является образом матери, но,

кроме того, символом превращения и возрождения, бесконечности познания. В

самой фигуре воды я изобразила потоки рек – мощный символ уходящего

времени, жизни. Кельты считали, что места слияния рек особенно священны.

Также в фигуре присутствуют различные раковины, которые в древности

символизировали плодородие. Также плодородие символизировал и кувшин,

описанный в тексте о земле, который также присутствует в фигуре воды. Для

того, чтобы показать, что вода является источником жизни я использовала

символ – точку. Точка в мистических представлениях – центр и источник жизни

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать