Стихии

капель воды. Предварительная стирка или замачивание важны еще и потому, что

недекатированный шелк дает после росписи усадку примерно на 2-3 см на 1

погонный метр. В любом случае шелк следует хорошо отутюжить, прежде чем

прикреплять ткань к подрамнику. Подрамник тоже отличается от подрамников,

предназначенных для работ, выполняемых масляными красками. Рейки должны

иметь скос 300-400, так как ткань, натянутая на подрамник, не должна

ложиться на всю сторону подрамника, а только слегка ее касаться (фото 1).

Для натягивания шелка на подрамник используются канцелярские кнопки.

Натягивать нужно строго по расположению нитей. Прикрепляем сначала одну

сторону ткани (это легче сделать если начать с кромочного края). А затем,

прежде чем приколоть край, противоположный кромочному, приколите ее,

натянув, к двум оставшимся углам, и лишь после этого прикалываем остальные

края. Если все сделано правильно, шелк будет натянут «как на барабане».

Бросьте на середину натянутого шелка булавку – она буквально отскочит от

него вверх.

Теперь неострым и мягким карандашом (8В) переводим на шелк

просвечивающиеся контуры декоративной композиции (фото 2). Следующим шагом

в работе является обведение контуров декоративной композиции, которые по

задумке должны оставаться белыми. Это делается с помощью специальной

стеклянной трубочки с шариком и вытянутым носиком (фото 3). Резервирующий

состав должен хорошо высохнуть, иначе в дальнейшей работе от будет

пропускать краску. В то время пока сохнет резерв можно развести красители.

Их обычно разводят водой, каждый цвет в отдельной закрывающейся посуде, это

может быть стеклянная баночка. Посуда должна плотно закрываться, так как

при длительной работе вода может испаряться и концентрация красок

изменится. После высыхания резерва, перед тем как начать вводить цвет в

работу, нужно намочить всю натянутую ткань, для того, чтобы было легче

покрыть ее красителями и для лучшего смешения цветов. Пока краска на тканях

не высохла можно применить солевую технику для выполнения разводов,

напоминающих камни, растения.

Причудливые узоры и изумительные структуры возникают в результате

использования соли, причина этому – гигроскопические свойства соли: она

поглощает влагу. Если покрасить шелк и, не давая ему высохнуть, нанести на

него немного соли, она тут же начнет впитывать воду. Вместе с водой соль

притягивает и содержащиеся в ней пигменты – в результате краска становится

светлее, цвета смешиваются, возникают контуры, абстрактные узоры, причем

все время разные, в зависимости от влажности, состава краски или

особенностей самой соли. Эту технику я использовала при работе над дипломом

(фото 4). А теперь более подробно о том как это делается. Результат

зависит, в частности, от зернистости соли, то есть от величины ее

кристаллов. Для мелкозернистой соли типичны многочисленные, близко

расположенные друг к другу относительно темные участки пигментных

скоплений, в то время как крупная соль дает узоры с четкими цветовыми

смешениями. Действие соли можно корректировать. После того, как насыпали ее

на влажную краску, вокруг отдельных кристаллов соли, кисточкой можно

нанести немного воды. Этот прием я использовала при выполнении центральной

фигуры Земли (фото 4). Не берите воды слишком много, соль может

раствориться, что ведет к образованию некрасивых пятен. Очертания узоров

можно корректировать с помощью соли «абсолютно целенаправленно», если

разместить ее на шелке в определенном порядке, а затем осторожно нанести

краску между кристаллами. Типичными для такого метода являются цветовые

смешения, вызванные различной степенью растекаемости отдельных красок, в

сочетании с четкими контурами. После проделанного все что остается сделать

для нормального продолжения работы, после высыхания красок, это аккуратно

удалить кристаллы соли. Для сохранения полученных эффектов я использовала

технику горячего батика. Это делается при использовании разогретого

парафина. Парафин разогревают на паровой бане. Мокнув кисть в разогретый

парафин аккуратно покрываем те места декоративной композиции, которые нужно

сохранить.

Моя декоративная композиция сложна по цветовой гамме, поэтому все

описанные мною приемы я использовала неоднократно. В конце работы все

полотно покрывается парафином, для получения однородной насыщенности

изображения.

IV. ТЕХНОЛОГИЯ РОСПИСИ ТКАНЕЙ.

3.1 ИСКУССТВО РОСПИСИ ТКАНЕЙ.

Расписанные ткани разного назначения, пожалуй, как ни один вид

декоративно-прикладного искусства, активно несут художественную культуру в

быт.

Первые упоминания о получении цветных декоративных эффектов на ткани

встречается уже в «Естественной истории» Плиния. Множество способов

оформления тканей породило и разнообразные эффекты декорировки. Самыми

древними были разнообразные приемы нанесения резерва, то есть состава,

предохраняющего отдельные участки ткани от последующего окрашивания. Многие

из них дошли до наших дней. С древнейших времен известна ручная роспись

тканей в Японии, Индонезии, Китае, Африке.

В древности было известно всего лишь несколько красок, которыми

раскрашивалась одежда из очень тонкой шерстяной и хлопчатобумажной ткани, а

также шелка. Обычно ткань украшалась орнаментами в виде полос.

Самой распространенной краской был пурпур, который имел несколько

оттенков, темно фиолетовый, голубой и красный. Позже кроме пурпура стали

использовать и другие растительные краски.

В Древнем Риме существовал особый цех красильщиков, которым были

известны многие красящие вещества. Однако разглашение секретов мастерства

строго преследовалось. Поэтому технология их изготовления до нас не дошла.

Такие способы украшения тканей были известны также в Армении,

Азербайджане и на Руси. На востоке они получили название «батик».

Происхождение этого слова точно неизвестно. На о. Ява, например, в обиходе

есть слово «амбатик», которое переводится как графировать, рисовать,

писать. В известной мере это соответствует нанесению рисунка на ткань с

помощью резервирующего состава. Суть заключается в том, что разогретый

воск, тонко растертую отмученную глину или смесь гречневой муки с квасцами

наносили на ткань кистью или другими приспособлениями (в Индонезии,

например, тростниковой трубочкой). Резерв впитывался в ткань и застывал

водонепроницаемой пленкой, тем самым защищая ее от окрашивания в

соответствии с нанесенным рисунком. В результате применения разнообразных

резервов на окрашенном фоне проявляется рисунок естественного цвета

разрисовываемой ткани. На Руси этот состав называли «ваной». Ткань, с

нанесенным на нее резервом – «ваной», погружали в чан с краской, которая

окрашивала всю незащищенную резервом поверхность. После окраски «вану»

удаляли. Существовал в старину еще один интересный способ декорировки

ткани, носящий название «бандана». Отдельные части ткана перевязывались и

ткань окрашивалась погружением в краску какого-либо светлого тона. Затем,

после просушивания узлы или часть их развязывались, перевязывались другие

участки ткани, уже окрашенные, и ткань снова погружалась в краску, на этот

раз уже более темную. Когда же по окончании окрашивания развязывались все

узлы, на ткани обнаруживался двух, трехцветный (в зависимости от количества

погружений) звездчатый или зигзагообразный рисунок.

Позднее, примерно с 12 века, начала появляться так называемая

«набойка». Набойка выполнялась при помощи разных досок – «манер». Такая

доска смачивалась краской и накладывалась на ткань, разложенную на столе с

мягкой подстилкой и пристукивались – «набивались» деревянным молотком для

лучшей перепечатки рисунка. «Набивка» рисунка на ткань первоначально

производилась вручную красными и оранжевыми красками по белому или

окрашенному фону. Затем стали применять так называемые смывные краски, а в

последствии более прочные – «заварные краски».

РУЧНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РОСПИСЬ.

Ручная художественная роспись тканей на шелковых, вискозных и

синтетических тканей производится тремя основными способами, каждый из

которых имеет свои особенности оформления. Два из них – холодный и горячий

батик – основаны на применении резервирующих составов, ограничивающих

растекаемость краски по полотну. При холодном батике резервирующий состав

наносят на ткань в виде замкнутого контура, в пределах которого

специальными красками в соответствии с эскизом расписывают изделие.

Художественные особенности этого способа росписи состоят в том, что наличие

обязательного цвета контура и использование этого контура для разнообразных

орнаментальных разработок придает рисунку графически четкий характер. При

этом количество цветов, применяемых для росписи, практически неограниченно.

При горячем батике разогретый резервирующий состав используют как для

нанесения контура, так и для покрытия отдельных участков ткани, чтобы

предохранить их от растекающейся краски. Здесь необязательны контурные

линии, поэтому в рисунке возможны мягкие переходы тонов. Соединение

различных технических приемов нанесения резервирующего состава позволяет

художнику делать более тонкие и разнообразные разработки орнаментальных

форм, в особенности цветочных. Рисунки, выполненные этим способом, менее

графичны. При воспроизведении изделий способом горячего батика исполнитель

должен обладать высоким мастерством рисовальщика, так как при тиражировании

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать