Стихии

стирали, сушили. Затем кипятили в рисовом крахмале 15 минут. После

повторного высушивания ткань отбивали до мягкости деревянным вальком.

Роспись делали с помощью изобретенного в 17 веке прибора «чантинга»

(тьянтинг, тьянтин). Это небольшой, медный или латунный, сосуд с одним или

несколькими носиками, который прикреплен к деревянной или бамбуковой палке

– ручке. Ткань, с нанесенным воском рисунком, на несколько часов погружали

в раствор красителя. Во время крашения ткань осторожно переворачивали,

стараясь, чтобы восковой слой не растрескался. Потом ткань высушивали и

снова наносили воском другие элементы рисунка. Окрашивание производилось от

самого светлого цвета к темному. Операция повторялась столько раз, сколько

цветов в рисунке. Последний цвет, как правило, черный или темно-коричневый.

После окончания крашения ткань снова высушивали. Последняя операция –

удаление с ткани воска. Для этого ее погружали в котел с горячей водой.

Со временем техника ручного батика применялась все реже. Штампы из

тонких металлических проволок значительно ускорили процесс. Такой штамп

окунали в расплавленный воск, потом прикладывали к полотну. Полученные

контуры рисунков заливали краской. Если раньше на роспись одного куска

ткани уходило от полутора-двух недель до двух лет, то с помощью штампов

можно было сделать в один день до 20 кусков ткани.

В конце XVII века Европу покорили своей красотой индийские набивные

ткани – ситцы. Штампом с нанесенным красителем наносили удары по ткани –

набивали ткань. Сначала появилась набойка в одну краску. Существовало два

способа такой печати – краской на полотно и, несколько похожий на

классический батик, способ кубовой набойки. Во втором случае на ткань

наносили расплавленный воск металлическим штампом. Потом всю ткань опускали

в большой чан с красителем. Этот чан назывался кубом, отсюда и пошло

название «кубовая набойка». Самым часто употребляемым красителем был синий

индиго.

В конце XVII века появилась так называемая белоземельная набойка –

цветная печать по белому фону. Тогда же стал применяться более сложный

контурный рисунок из закрепленных на набоечной доске фигурно изогнутых

металлических полос. Часто вокруг мотива набивали штырьки, похожие на

гвозди без шляпок, которые при печати давали узор в виде различного размера

горохов. Один из излюбленных мотивов набойки – так называемые огурцы. В

печати использовались пигментные присыпки, для чего варили специальную

клейкую массу из растительного масла. Масло кипятили 12 часов, после чего

выливали в сосуд с холодной водой. На дно выпадал густой осадок, который

сливали отдельно. Этим осадком печатали рисунок, который потом присыпали

пигментами, часто блестящими.

В Индии и Индонезии росписи чаще использовались для оформления

одежды. В Японии и Китае роспись применяли также при создании традиционного

для этих стран интерьера: ширм и картин, полных поэтических ассоциаций.

Мастера пользовались тушью всего одного цвета, создавая удивительной

красоты пейзажи.

Кисть в руке художника то сильно и резко подчеркивала одни элементы,

то плавными и нежными растеками обрисовывала другие. Сейчас мы называли бы

эту технику свободной росписью. Обязательно асимметричная композиция,

полная символических значений и противопоставлений, создает столь

привлекательную, неповторимую гармонию.

Современные версии ручной росписи ткани, опираясь на традиционные

направления, подкреплены новыми технологиями.

В горячем батике вместо пчелиного воска стали использовать парафин и

стеарин. Сетка трещин, появляющаяся в процессе крашения в технике горячего

батика, считавшаяся дефектом, приобрела значение интересного

самостоятельного эффекта и стала неотъемлемой частью и символом этой

техники.

С изобретением клейкого материала, названного резервом, получила

развитие принципиально новая техника росписи – холодный батик.

1.3. МИФЫ – ОСНОВА ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

Легенды и мифы на протяжении всей истории человечества привлекали к

себе внимание. Людей всегда интересовало откуда появилась их галактика,

планета, земля, на которой они живут. На пороге нового тысячелетия люди,

сталкиваясь с природными катаклизмами, задумались, над вопросом с какой

целью они были созданы на земле. Все эти вопросы рассматриваются издревле в

мифах и легендах. Поэтому, начиная работу над дипломным проектом «Стихии»,

в первую очередь я обратилась к ним. Что говорится в них о Начале? С чего

все началось? Как происходил процесс творения мира? Ответы на эти вопросы

разные, но почти все придерживаются теории, в которой фигурирует Мировой

океан, как первозданная субстанция, из которой появились стихии: Вода,

Земля, Огонь, Воздух.

МИРОВОЙ ОКЕАН.

В мифопоэтической традиции – первозданные воды, из которых возникли

земля и весь космос. Океан выступает как стихия, и заполняемое им

пространство. Согласно архаичной концепции океан – одно из основных

воплощений хаоса или даже сам хаос; океан был «вначале», до творения,

которое ограничило океан во времени и пространстве, но космосу предстоит

погибнуть в результате катаклизма в его водах. И океан снова станет

единственной стихией – субстанцией в мире. Согласно шумерской космогонии,

вначале все мировое пространство было заполнено океаном. Он не имел ни

начала, ни конца и был вечен. В его недрах таилась праматерь Намму, в чреве

которой возникла гора космическая в виде полушария, в будущем ставшая

землей, а дуга из блестящего олова, опоясывающая полушарие по вертикали,

позднее стала небом. Согласно вавилонской версии мифа о творении, в

бесконечном первозданном океане не было ничего, кроме двух страшных

чудовищ –праотца Апсу и праматери Тиамат. В древнеегипетской космогонии

изначально существует океан, персонифицируемый в образе Нуна. Из Нуна

создает сам себя владыка Атум, затем творящий из Нуна небо, землю и т.д.

Для многих азиатских традиций, исходящих из идей бесконечного и вечного

первозданного океана, характерен мотив сотворения земли небесным существом,

спустившимся с неба и ставшим мешать воду океана железной палицей или

копьем. В результате возникает сгущение, дающее начало земле. По мотивам

тунгуской версии, земля сотворена небесным существом, которое с помощью

огня иссушает часть океана. Характерно также, что мифы о мировом океане

повсеместно сопровождаются мифами о содержании океана, когда уже создана

земля, и мифами о попытках океана вернуть себе безраздельное господство

(китайские мифы о наличии гигантской впадины или ямы, определяющей

направление вод океана и забирающей излишки воды, или многочисленные

сказания о потопе). Примечательно противопоставление двух типов мифов – о

земле, тонущей в океане и об отступлении океана или моря. Океан у греков –

это прежде величайшая мировая река, окружающая землю, дающая начало рекам,

морским течениям, приют солнца, луны и звезд, которые из океана восходят и

в него же заходят. Река океана соприкасается с морем, но не смешивается с

ним. Если у Гомера океан базначален, то у Гесиода речь идет о «ключах

океанских», у которых был рожден конь Пегас, получивший от них свое имя. У

Гомера и Гесиода океан – живое существо, прародитель всех богов и титанов,

но и у океана есть родители.

МИРОВОЕ ЯЙЦО.

Происхождение, бытие, совершенный микросом, универсальный символ

тайны сотворения мира, возникновения жизни в первоначальной пустоте.

Немногие из простых природных объектов имеют такое же очевидное, но все же

глубокое значение. Огромно количество мифов и преданий, в которых

фигурирует яйцо. Во многих мифах о сотворении мира от Египта и Индии до

Азии и Океании космическое яйцо (иногда принесенное змеей, но чаще всего

отложенное в океан огромной птицей) придает форму хаосу, из него

вылупляется солнце (золотой желток), разделенные небо и земля и возникает

жизнь во всех ее формах, естественных и сверхъестественных.

Миф о рождении мира легко преображается в символику возрождения

природы. Ассоциирующееся с надеждой на приход весны, яйцо заняло

соответствующее место и в христианской символической традиции: в пасхальных

церемониях оно является символом возрождения. Белоснежная чистота скорлупы,

тайна, скрытая под ней, привносили и другие дополнительные значения в

символику яйца, что отразилось, например, в алтаре работы Пьетро делла

Франчески «Мадонна с младенцем» (1450), в котором яйцо символизирует

непорочное зачатие. Связь яйца и непорочного зачатия отразилась и в

фольклорных представлений, что страусиные яйца появляются сами по себе.

Таинство причастия имеет продолжение в традиции поедания яиц по окончании

Великого поста. В иудейской традиции еда во время праздника Седдер –яйцо,

символ надежды; также яйцо обычно первая еда, которую предлагают на

еврейских поминках. Символика сотворения мира усилена формой яйца и

сексуальной противоречивостью его содержания (в Конго желток считают

женским сердцем, белок – мужским семенем). В индуистской мифологии

Космическое Древо растет из золотого яйца, которое произвел на свет Брахма.

В Непале купола буддийских храмов представляют собой космическое яйцо.

Алхимики перенесли идею о космическом яйце на форму своих реторт,

символизирующих преображение обычных веществ в золото и серебро (желток и

белок).

В фольклоре всего мира яйцо добрый знак, символизирующий удачу,

богатство и здоровья. Волшебные золотые и серебряные яйца считались

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать