Стихии

широкой плоской кисти, сплошь покрывается резервирующим составом. Когда он

застывает, ткань снимают с рамы, осторожно сжимают и стряхивают кусочки

застывшего раствора. На ткани появляется сеть больших и малых трещин. Затем

ткань снова натягивают на раму и перекрывают какой-либо темной краской.

Краска, проникая в трещины, оставляет на ткани тонкую темную сетку, сквозь

которую просвечивает раннее нанесенный рисунок. После полного высыхания

производят снятие резервирующего состава выше описанным способом.

СВОБОДНАЯ РОСПИСЬ.

Техника свободной росписи получило большое признание художников

благодаря тому большому творческому началу, которое она имеет в себе.

Свободная роспись производится на ткани без предварительного нанесения

какого-либо резерва. Вначале художник подготавливает эскиз, после чего

штрихами мягким карандашом наносит на ткань основные контуры рисунка.

Роспись производится кистями различной величины. Наносить мазки следует

быстро, уверенно, не слишком насыщенными краской кистями. Цвет при таком

нанесении краски на ткань, естественно, менее насыщенный, чем нанесенный

той же краской в пределах пятна, ограниченного резервом. Поэтому после

высыхания первой прорисовки ткани можно пройтись по рисунку красками

вторично, усиливая тем самым световой эффект. Будучи знакомым с основными

законами сочетания цветов, можно добиваться в этой росписи живописных

эффектов, мягких переходов от цвета к цвету. Рисунок, выполненный на ткани,

таким образом, не всегда удовлетворяет мастера своей насыщенностью цветом и

определенностью форм. Поэтому свободную роспись часто дополняют

графическими разработками, прорисовками холодным покрашенным резервирующим

составом. Так же как по сухой, можно производить свободную роспись и по

увлажненной ткани. В этом случае краска растекается меньше, цвет мазка

приобретает большую насыщенность. Дополнения рисунка графическими

разработками также не исключаются.

Но есть приемы, благодаря которым цветовой мазок получает большую

насыщенность и определенность. К ним относится свободная роспись с

применением солевого раствора.

Солевой раствор определенной концентрации вводят в краску, благодаря

чему ее растекаемость сводится к минимуму. Элементы рисунка, выполненные

свободной росписью, могут быть обведены холодным резервирующим составом,

подкрашенным или бесцветным. Можно также смачивать ткань солевым раствором,

а роспись производить красками обычного приготовления. Но фон в этом случае

не может заливаться, т.к. по солевой пропитке нельзя добиться ровного

перекрытия. Солевой раствор, для пропитки ткани и для введения в краску

приготавливается в различных концентрациях в зависимости от материала:

для крепдешина – 10-15 %

для шифона – 20 %

для капрона – 20-30 %.

Кроме основных красителей можно применять и другие, но солевой раствор в

этом случае применяется только для смачивания ткани, а не для введения в

краску.

3.3 КРАСИТЕЛИ. РАБОТА КРАСКАМИ.

Красителями называют вещества, способные придавать соответствующую

окраску текстильным и другим материалам. Все существующие красители

разделяют на органические красители и минеральные краски. Органические

красители, в свою очередь подразделяются на натуральные красители

растительного и животного происхождения и синтетические. Минеральные краски

– это соли различных минералов, главным образом хрома, свинца, кадмия,

стронция, кобальта, железа и других в смеси и со связующими веществами.

Под термином «краска» в росписи тканей способом батика понимается

раствор красителя в воде или в воде со спиртом и другими веществами,

способствующими лучшему растворению красителя. В настоящее время в росписи

используются только органические минеральные красители.

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К КРАСИТЕЛЯМ.

Из большого количества красителей, выпускаемых отечественной анилино-

красочной промышленностью, в росписи тканей (особенно способом батика),

используются сравнительно немногие. Объясняется это тем, что условия

применения красителей в росписи тканей и в гладком крашении очень различны.

Крашение обычно проводится при высокой температуре, часто при температуре

кипения красильного раствора и сравнительно продолжительное время. В

росписи тканей нужно применять только растворы красителей, имеющие

комнатную температуру, в которых далеко не все красители бают яркую

окраску. При таких условиях красители плохо усваиваются волокном ткани.

Большинство красителей при комнатной температуре вообще не усваиваются, в

результате получается плохая устойчивость окраски, особенно к мокрым

обработкам и трению.

Большинство красителей при охлаждении их растворов до комнатной

температуры выпадает в осадок и желатинируются и, следовательно, не могут

быть применены в росписи тканей.

Одним из основных требований, предъявляемых к красителям, является

устойчивость окраски. Для определения этого показателя, за основу принимают

устойчивость, полученную при росписи в оптимальных условиях, т.е. при

строгом соблюдении рецептуры и технологии приготовления краски, вида и

качества ткани и назначения изделий. Так, например, окраска головных

платков, косынок из натурального шелка, искусственных волокон, шерсти,

капрона, должна быть главным образом устойчива к свету, действию мыльного

раствора при температуре 40 градусов, поту, трению. Особенно важна

устойчивость окраски при росписи тканей способом батика. Наиболее прочные

красители –кислотные, металлосодержащие, хромовые, активные. Самые

непрочные –основные, главным образом из-за плохой устойчивости к свету.

Красители обладают различной растворимостью. Плохо растворимые готовятся

меньшей концентрации. Хорошо растворимый краситель может быть приготовлен

более концентрированным. Кроющая и выравнивающая способность у красителей

различна. В батике могут быть применены только те красители, которые

обладают хорошей кроющей способностью в растворах комнатной температуры.

Вся работа по росписи тканей способами холодного и горячего батика основана

на большей и меньшей способности красок растекаться по ткани. Поскольку в

состав краски входят способствующие лучшему растеканию и высыханию

вещества, работать с ней надо быстро и уверенно, обладая определенными

навыками, в противном случае изделие будет некачественным. Хорошо

скопированная гамма цветов является основой художественного произведения,

поэтому перед началом работы необходимо проверить наличие красок, подобрать

их по тонам. Пробу красок производят на больших отрезках тканей, по

качеству соответствующие ткани, на которой мастер собирается работать.

Если рисунок будет производиться способом свободной росписи, то пробу

красок производят полусухой кистью по ткани, не обработанной резервирующим

составом. Только после высыхания краски можно установить, соответствует ли

она образцу, так как краски всех групп обладают способностью сильно

осветляться после высыхания. Если мастеру предстоит работа способом

горячего или холодного батика, то на отрезке аналогичной ткани тем же

резервирующим составом отграничивают небольшие участки размером 3х4 см и

вливают в эти участки краску, стараясь сохранить ту же насыщенность,

которая будет при выполнении изделия. Пригодность краски определяют также

только после ее высыхания. Поскольку ткани разных артикулов из различных

волокон неодинаково вбирают в себя краску, то в зависимости от ткани одну и

ту же краску применяют различной насыщенности. Способность краски

равномерно растекаться также зависит от ткани. На крепдешине, туали,

каркасе краска растекается лучше. На креп-жоржете, капроне – хуже.

На поверхности ткани краска довольно быстро высыхает, поэтому ее надо

наносить одинаково насыщенной кистью быстро и уверенно. Иначе при покрытии

больших участков ткани могут получаться затеки и ореолы, являющиеся браком

работы. Равномерное насыщение ткани краской регулируют периодическим

смачиванием кисти, а также тем, что свежесмоченной кистью можно водить по

ткани более легким и быстрым прикосновением, когда же она делается более

сухая, то движения должны быть более замедленные и кисть нужно прижимать к

ткани несколько сильнее. Большие поверхности ткани заливают слева направо

и сверху вниз. Заливку начинают с левого верхнего угла в обе стороны

одновременно. Если этого не делать, то могут образоваться затеки и пятна.

Заливая поверхность ткани поверх резервирующего состава. Необходимо

замкнутую плоскость протереть ватой. Это делается для того, чтобы на

резервирующем составе не оставалось капель краски, так как при

проглаживании или промытии они могут проникнуть на ткань и образовать брак.

В перерывах между работой краску не следует оставлять открытой, так как

испаряясь она меняет свои качества.

3.4 РЕЗЕРВИРУЮЩИЙ СОСТАВ.

Рецептура и технология приготовления резервирующего состава для

холодного батика при наводке трубочкой:

Парафин–100 гр.

Канифоль–4 гр.

Резиновый клей–400-500 гр.

Бензин–400-500 гр.

Измельченный парафин заливают резиновым клеем, затем добавляют бензин

и хорошо перемешивают. Подготовленную смесь расплавляют на водяной бане при

температуре 95-97 градусов до получения однообразной массы. Подцветку

резервирующего состава делают масляной краской, предварительно обезжиренной

на простой бумаге. Резервирующий состав необходимо сохранять в плотно

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать