Иисуса. В Риме венки из фиалок были символом воспоминаний. Их также одевали
на пирах, чтобы остужать разгоряченное лицо.
Синий цвет.
Бесконечность, вечность, истина, преданность, вера частота,
целомудрие, духовная и интеллектуальная жизнь – ассоциации, которые
возникли во многих древних культурах и выражают общую мысль, что синий свет
неба – наиболее спокойный и в наименьшей степени «материальный» из всех
цветов. Деву Марию и Христа часто изображают одетыми в синее. Он является
атрибутом многих небесных богов, таких, как Амон в Древнем Египте,
шумерская Великая Мать, греческий Зевс (в римской мифологии Юпитер), Гера
(Юнона), индуистские Индр, Вишну и его воплощение с голубой кожей – Кришна.
Синий свет связан с милосердием в индуизме м с мудростью в буддизме.
Согласно народной традиции, Европе он означает верность, в Китае
образованность и счастливый брак. Ассоциация между голубой кровью и
аристократией происходит от часто применяемой французскими аристократами в
средние века клятвы «кровью бога», где эвфемизмом «Бога» было слово
«голубой», что со временем привело к сленговому выражению «un sang bleu»
(«голубая кровь»). Боле поздней является идиоматическая связь с
меланхолией, возможно имеющая корни в вечерних грустных песнях африканских
рабов в Северной Америке («блюзы»).
Серый свет.
Отречение, смирение, меланхолия, безразличие и, в современной
терминологии, сравнение для скучной рассудительности – возможно, несмотря
на его тонкую красоту, это цвет, который наиболее часто означает
бесцветность. Только в иудейской традиции его связывали с мудростью зрелого
возраста. Как цвет праха, он иногда он иногда ассоциируется со смертью,
трауром и душой. В христианских религиозных общинах он символизирует
отречение.
Пурпурный свет.
С древних времен – цвет королевской власти и достоинства, что было
основано на высокой стоимости ткани, окрашенной в этот цвет. Краску
получали из секрета двух редких видов моллюсков, сам процесс ее получения
был дорогостоящим. Пурпурные одежды носили высшие священнослужители, судьи,
чиновники и военачальники в Древнем Риме. В эпоху Римской империи этот цвет
считался императорским. Жены византийских императоров рожали в комнате
обвитой пурпурной материей, – отсюда произошло выражение «рожденный в
пурпуре». Кардиналов до сих пор именуют «возведенный в пурпур», хотя их
одеяние скорее красного цвета.
Желтый цвет.
Из всех основных цветов наиболее противоречивый по своей символике –
от позитивного до негативного, в зависимости от контекста и оттенка. Теплые
желтые тона разделяют солнечную символику золота. В Китае желтый цвет был
символом царственности, достоинства и центра, а также оптимистическим
свадебным светом цветом юности, девственности, счастья и изобилия. Однако в
китайском театре желтый может означать предательство. Эта символика
распространена весьма широко и объясняет, почему евреи (из-за предательства
или Христа) должны были носить желтое в средневековой Европе и желтую
«звезду Давида» во времена нацизма. Связь между желтой кожей и страхом, и
болезнью объясняет, почему желтый стал цветом трусости и карантина – желтый
крест ставили на чумных домах.
Желтый имеет негативный оттенок своего значения и как цвет умирающих
листьев, и переспелых плодов. Это объясняет, почему его повсеместно
связывают с приближением срока смерти и с загробной жизнью. Желтый имеет
очень высокую символическую ценность в странах, где исповедуется буддизм,
из-за своей ассоциации с шафрановыми одеяниями буддийских монахов. Этот
цвет, который первоначально носили преступники, был выбран Гаутамой Буддой
как символ смирения и отделения от суетного мира.
Зеленый цвет.
В основном позитивный символ, что видно из его использования в
современной дорожной сигнализации («щите»). Повсеместно ассоциируется с
жизнью растений (в более широком смысле с весной, молодостью, обновлением,
свежестью, плодородием и надеждой); он получил новый мощный символический
резонанс как современная эмблема экологии. Традиционно его духовный
символизм наиболее важен в исламском мире, где он был священным цветом
Пророка и Божьего проявления, а также в Китае, где зеленый нефрит
символизировал совершенство, бессмертие и долгожительство, силу и
магическую власть – цвет особенно ассоциируется с династией Минь. Зеленый
цвет является эмблематическим цветом Ирландии, «изумрудного острова»; –
эпитет, тонко связанный с кельтской традицией, в соответствии с которой
добродетельные души отправлялись в путешествие на зеленый Остров блаженных.
Изумрудно-зеленый – христианская эмблема веры, предполагаемый цвет святого
Грааля в христианской версии легенды. Зеленый встречается как цвет Троицы,
Откровения и в раннем христианском искусстве – цвет креста, а иногда одежды
Девы Марии.
В языческом мире зеленый был более широко связан с водой, дождем и
плодородием, с богами и духами воды и с женскими божествами, включая
римскую богиню Венеру. Это женский цвет в Мали и Китае. Зеленый дракон в
китайской алхимии представляет принцип «инь», ртуть и воду. Так как этот
цвет символизировал рост, зеленый лев в западной алхимии символизировал
первоначальное состояние материи.
Второй поток символов имеет двойственное значение. Многие традиции
проводят различие между темно-зеленым (в буддизме – цвет жизни) и бледно-
зеленым – оттенком смерти. Зеленый цвет на изображениях бога Осириса в
египетской иконографии символизировал его роль как бога смерти и новой
жизни. В английской идиоматике зеленый означает незрелость, а также это
цвет зависти и ревности («чудовище с зелеными глазами», – говорил Яго о
ревности, обращаясь к Отелло). Это цвет болезни, хотя в психологии занимает
холодную нейтральную позицию в цветовом спектре и часто считается
успокаивающим, «терапевтическим» цветом – отсюда его использование в
качестве символического цвета аптек. Хотя зеленый – преобладающий цвет
природы и чувственного мира, он часто связан с потусторонним миром – это
мистический цвет эльфов и маленьких человечков из космоса. Даже сатану
иногда изображают зеленым, возможно из-за того, что зеленоватый оттенок
имеет нездоровая кожа.
Также в моей работе я использовала цвета серебра, золота и бронзы.
ЗОЛОТО.
Благородный металл. В древности повсеместно ассоциировался с солнцем,
благодаря чему, а также вследствие своего замечательного блеска,
сопротивление ржавчине, прочности и ковкости стал символом божественного
начала. В эмблематике он означает самый широкий спектр качеств: от чистоты,
утонченности, духовной просвещенности, правды, гармонии, мудрости до земной
силы, славы, великолепия, знатности и богатства. Для алхимиков опыты с
золотом были Великим Делом, целью упорных поисков способа превращения
вещества. В Империи Инков правителям, восходившим на престол, поверхность
тела покрывали смолой, смешанной с золотой пылью, что породило легенды о
«золотом человеке» (El Dorado). Позолота на византийских иконах и в
буддийской традиции символизирует божественное начало, так же как и
предметы из сусального золота в средневековом искусстве. Во многих культах
золото было признано материальным проявлением божественной сущности: в
Египте – телом бога солнца Ра, у ацтеков – ликом бога солнца Виулипуцли или
частицами солнца, которое оставило свои лучи – золотоносные жилы – в земле;
в Индии – минеральной формой света. С другой стороны, золото являлось
символом просвещенности и Слова Божьего. Из-за своей ассоциации с солнцем
золото было символом мужского начала. Символизм этого металла приписывается
также и золотому цвету.
СЕРЕБРО.
Чистота, целомудрие и красноречие. В символике металлов серебро –
лунный, женский, холодный знак, атрибут богини луны Дианы, а также металл
королев. Из-за ассоциации с лунным светом, его сравнивали со светом надежды
и мудростью – оракулов часто называли «серебряными языками». Отсюда и
восточная пословица «Слово – серебро, молчание – золото».
«Серебряный век» – аллегория потери невинности, возможно, потому, что
этот ковкий металл с древности применялся для чеканки монет и со временем
приобрел некоторые отрицательные значения. Наиболее известный пример –
предательство Иудой за 30 серебряников.
БРОНЗА.
Сплав олова и меди, символизирующий мощь, силу, стойкость. Бронзу
связывали с хромым кузнецом Гефестом, который, согласно древнегреческому
мифу, выковал из нее великана Талоса. Культовые объекты часто сооружали из
бронзы, полагая, что она обладает оберегающей силой.
Следовательно, символика цвета связана с чувствами и чертами
характера людей, их деятельностью, убеждениями, мировоззрением.
Выразительности живописного изображения способствует также свойство линий
рисунка и силуэтов картины вызывать впечатления стремительности, плавности,
покоя, замкнутости и т.д.
3.3. ХОД РАБОТЫ
В работе над батиком практически основное место занимает эскиз
декоративной композиции. Эскиз должен быть продуман досконально как
графически, так и в цвете.
Ткань перед работой требует специальной подготовки. Многие
профессионалы советуют выстирать шелк перед тем, как приступить к работе, а
тяжелый шелк замочить в высококачественном моющем средстве при температуре
300 С. Это позволяет очистить шелк от возможных загрязнений и застрахует от
пятен, образующихся на шелке в результате попадания на него во время работы
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16