включаться и космогонические мифы первого типа). Элементы, или стихии, –
как правило, огонь, вода, земля, воздух, к которым иногда добавляется пятая
стихия, условно соответствующая эфиру, – образуют первичный материал
строительства космоса (возможны модификации, как в скандинавской мифологии,
где мир возникает от взаимодействия огня и воды с холодом). Смешанные и
неразделимые в хаосе, они разъединяются и «очищаются». Это разъединение
скрытых в хаосе стихий представляет собой один из элементарных
космогонических актов, которые совершаются при космогенезе (каждый из них
может воплощаться в серии разных действий – мотивов). К числу основных
космогонических актов относятся, кроме того: установление космического
пространства (разъединение неба и земли); создание (установление)
космической опоры (сотворение первой тверди среди первоначального океана,
специализированных вариантов опоры – мировой горы, мирового дерева и т.п.,
или укрепление на небе солнца); посредничество в пределах созданного
космического пространства между космическими зонами (осуществляемое богами,
нисходящими на землю или в подземное царство, жрецами, шаманами, иногда
даже непосвященными, попадающими на небо или спускающимися в преисподнюю);
наполнение пространства божеством элементами – стихиями, конкретными
объектами (ландшафт, люди, животные, растения), абстрактными сущностями
(космическая ткань, дым, тень и т.п.); сведение всего сущего к единому и
выведение всего из единого (сравните мотив золотого зародыша, мирового
яйца, первоэлемента с одной стороны, и мифологический образ вселенной как
единого божества, с другой) и т.д. В своей совокупности эти акты
представляют собой как космогонический процесс, так и его результат
–сотворенный космос, его состав и параметры. Порядок сотворения мира
соответствует следующей идеальной схеме: хаос – небо и земля – солнце,
месяц, звезды > время > растения > животные > человек > дом, утварь и т.д.
Таким образом, космогонические мифы описывают становление мира как
результат последовательного введения основных бинарных оппозиций: небо и
земля и т.п. и градуальных серий, основанных на постепенном возрастании или
уменьшении какого-либо признака: растения > животные > люди.
Порядок творения подчеркивается часто введением числовых показателей,
которые относятся или к порядковому номеру этапа творения, или количеству
элементов мироздания, возникающих на данном этапе его развития. В идеальной
схеме оба эти варианта сводится к одному, имеющему примерно следующий вид:
«один объект на первом шаге порождает два объекта» – «два объекта на втором
шаге порождают три объекта» – «три объекта на третьем шаге…» (такая форма
находит подтверждении в безразличии к размежеванию количественной и
порядковой функции чисел в ряде архаичных культур, например в китайской
традиции). Указанная структура основана на мифопоэтической логике схем
порождения, зафиксированных во многих мифах творения например, шумерская,
где Номму, праматерь всего сущего, порождает гору, на которой обитали Ан
(небо) и Ки (земля); они порождают Энлиля, хозяина земли, основателя
Ниппура. В наиболее полном виде подобная схема представлена в начале Книги
Бытия: «и сказал бог: да будет свет… и отделил бог свет от тьмы. И назвал
бог свет днем, а тьму ночью…день один. – и сказал бог: да будет твердь
посреди воды… и создал бог твердь и отделил воду… и назвал бог твердь
небом… день второй…» и т.д. вплоть до седьмого дня; в исходной ситуации
«земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездной». Подобным же образом,
но без числового упорядочения построена гераклеопольская версия мифа о
сотворении мира, где объекты появляются в следующем порядке: небо и земля;
воздух; растения, животные, птицы, рыбы; свет; молельня; князья… Иногда
порядок творения подчеркивается не только числовыми показателями, но и
чередованием вопросов и ответов, отсылающим нас к практике основного
(годового) ритуала. Сходная ситуация в ведийских брахмодья–словесной части
ритуала, построенной как серия загадок и отгадок на космогонические темы.
Подобные схемы определяют космогонические мифы и в традициях не прошедших
через стадию литературной обработки. Так, широко распространенный в Евразии
и Северной Америке космогонический миф, в котором творцом мира выступает
гагара, строится в соответствии с принципом: ныряет в море одна птица и
остается там один день. Потом ныряют две птицы и остаются там два дня и
т.д. Наконец, ныряют в море семь птиц и остаются там семь дней, в
результате чего был сотворен мир. Таково строение космогонических мифов в
отношении последовательности этапов творения и содержания каждого из них. В
целом космогонический миф соответствует сюжетной схеме, в которой движение
осуществляется в следующих направлениях: от прошлого к настоящему, от
божественного к человеческому, от космического природного к культурному и
социальному, от стихий к артефактам (вещам и соответствующим институциям),
т.е. внешнего и далекого к внутреннему и близкому.
Для типологии космогонических мифов существенен еще ряд параметров.
Один из них связан с ответом на вопрос «как произошло творение?». «Нулевое»
значение этого параметра – ответ «так и было» (без каких либо мотивировок и
объяснений). Происхождение космоса или его частей предстает как превращение
тех или иных объектов в другие (австралийские тотемные предки, свершив свой
маршрут и «утомившись», спонтанно превращаются в скалы, холмы, деревья,
животных); пространственное перемещение, добывание или похищение у
первоначальных хранителей (гагара, утка, нырок и т.п. добывают грязь или
ил, из которых возникает мир, как в мифах народов Сибири, бурят,
американских индейцев); изготовление демиургом или богом – творцом
(наиболее типичный пример – библейская космогония, где бог с самого начала
выступает как единственный творец и мироустроитель, и все стадии творения –
«шестидневье» – суть акты его творческой воли; в религиях Востока –
маздеизме, манихействе, богомильстве – образ творца двоится: добрый и
мудрый творец создает все хорошее, полезное для человека, а его злой
соперник вредное и дурное). Широко распространен мотив биологического
порождения космических объектов, богов и людей творцом (космогонический
процесс предстает при этом как цепь рождений богов, моделирующих те или
иные природные объекты, и нередко связан, в этом случае, со сменой
поколений богов и борьбой между ними, как в аккадской, западно-семитской,
хетто-хуритской, греческой мифологиях). Порождение осуществляется часто
каким-либо необычным способом: из частей тела творца (иногда сам творец при
этом исчезает, превращается, гибнет – приносит себя в жертву или его
убивают другие боги), путем изрыгания (египетский Атум, проглатывающий
собственное семя и изрыгающий Шу и Тефнут), и нередко представляется как
своеобразное извлечение объектов божеством из себя. Физическому порождению
очень близко порождение предметов путем их словесного называния, поскольку
последнее есть некая духовная эманация божества, а не творение из ничего
(египетский Птах создает мир «языком и сердцем»); мотив возникновения
вселенной по приказу (серия приказов в мифе маори), в результате которых
совершаются основные космогонические акты, или мифы индейцев хайда, где
подобные приказы отдает ворон. Перечисленные способы творения («порождение»
в широком смысле слова) воспринимаются мифопоэтическим сознанием как
эквивалентные, они часто сочетаются друг с другом или один в другой
(возникновение мира благодаря вращению или увеличению земли в мифах
индейцев хайда, луисеньо, сенека, помо, виннебаго и др., а также создание
вселенной путем последовательного наращивания слоев, как в ацтекской
космогонии или в представлениях некоторых народов Океании о космосе из
девяти слоев, каждый из которых связан с особым классом мифологизированных
существ).
Процесс творения может совершиться в результате волевого акта самого
творца или в ответ на чью-либо просьбу, мольбу; часто (особенно в
архаических мифологиях) в результате ошибки, оплошности (в австралийских
мифах два человека забывают поднять с земли копья, из которых вырастают
чудесные деревья; в мифах индейцев апапокува –гуарани старший брат солнце
творит вселенную, исправляя ошибки младшего брата – месяца и др.).
«Материальным составом» творимых объектов чаще всего служат либо части
тела, слово и т.п. любого из творцов (бога или человека, иногда животного),
как при порождении (возникновение мира из тела убитого гиганта, например
аккадский Тиамат), либо элементы, смешанные в хаосе (Апсу и Тиамат в
аккадской мифологиях, египетская, греческая, китайская, японская версии,
также изредка в мифах индейцев). Практически универсальный мотив
возникновения мира из первозданных вод, часто отождествляющихся с хаосом
(мифология Двуречья, Египта, Индии, Греции, Японии, Океании, Африки,
Америки); создание вселенной из пены, ила, грязи: пена и ил, плавающие в
первозданном океане (мифология индейцев миштеков), грязь (гавайский миф).
Космогенез предстает как развитие из яйца мирового или из близких ему
образов, например, из двухстворчатой раковины, из скорлупы. Вселенная может
создаваться творцом с привлечением различных других сил (также
осмысляющихся как ее части): с участием божеств четырех сторон света
(четыре брата в мифологии индейцев виннебаго; четыре бога, сотворенных
первозданным океаном Лова в мифах туземцев Маршалловых островов), духов, с
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16