Билеты по истории русского искусства XII-XVII вв

драматизм присутствует и в самом живописном языке мастера. Манера письма

Феофана резкая, стремительная, темпераментная. Он прежде всего живописец и

фигуры лепит энергичными, смелыми мазками, накладывая яркие блики, что

придает лицам трепетность, подчеркивает напряженность выражения. Цветовая

гамма, как правило, лаконична, сдержанна, но цвет - насыщенный, весомый, а

ломкие острые линии, сложный ритм композиционного построения еще более

усиливают общую экспрессивность образов. Росписи Феофана Грека созданы на

основе знания жизни, психологии человека. В них заложен глубокий

философский смысл, ясно ощущаются проницательный ум, страстный, кипучий

темперамент автора. Не случайно современников поражали оригинальность

мышления великого живописца, свободный полет его творческой фантазии.

"Когда он все это изображал или писал, никто не видел, чтобы он когда-либо

взирал на образцы, как это делают некоторые наши иконописцы, которые в

недоумении постоянно в них всматриваются, глядя туда и сюда, и не столько

пишут красками, сколько смотрят на образцы. Он же, казалось, руками пишет

роспись, а сам беспрестанно ходит, беседует с приходящими и умом обдумывает

высокое и мудрое, чувственными же очами разумными разумную видит доброту".

Фрески Спаса Преображения явились ценным памятником монументального

искусства Новгорода, они повлияли на творчество ряда живописцев. Наиболее

близки к ним росписи церквей Федора Стратилата и Успения на Волотовом поле,

вероятно, выполненные учениками Феофана. В Новгороде, по-видимому, Феофан

Грек прожил довольно долго, затем, проработав некоторое время в Нижнем

Новгороде, приезжает в Москву. Об этом периоде творчества мастера

сохранилось больше сведений. Вероятно, Феофан имел собственную мастерскую и

заказы выполнял с помощью учеников. Работы, упоминаемые в летописях,

охватывают десять лет. За время с 1395 по 1405 год мастер расписал три

кремлевских храма: церковь Рождества Богородицы (1395), Архангельский

(1399), Благовещенский (1405) соборы, а кроме того, выполнил некоторые

светские заказы: фрески терема великого князя Василия Дмитриевича и дворца

князя Владимира Андреевича Храброго (двоюродного брата Дмитрия Донского).

Из всех этих работ сохранился лишь иконостас Благовещенского собора в

Кремле, который создавался в содружестве с Андреем Рублевым и "старцем

Прохором с Городца". Рублев работал над иконами, изображающими праздники.

Феофану Греку принадлежит большинство икон деисусного ряда: "Спас",

"Богоматерь", "Иоанн Предтеча", "Архангел Гавриил", "Апостол Павел", "Иоанн

Златоуст", "Василий Великий". Однако иконостас имеет общий замысел, строго

гармоническую композицию, связанную единым ритмом. В центре изображен

грозный судия - Спас, восседающий на троне; с обеих сторон к нему подходят

святые, которые молят Христа за грешное человечество. Как и прежде, святые

Феофана - могучие и каждый индивидуален в своем облике. Но все же в их

образах появились новые качества: они более сдержанны, величавы. Больше

тепла в образе богоматери, мягкости - в архангеле Гаврииле, спокойствия - в

мудром апостоле Павле. Иконы отличаются исключительной монументальностью.

Фигуры четким силуэтом выделяются на сияющем золотом фоне, напряженно

звучат лаконичные, обобщенно-декоративные краски: белоснежный хитон Христа,

бархатисто-синий мафорий богоматери, зеленые одежды Иоанна. И хотя в иконах

Феофан сохраняет живописную манеру своих росписей, линия становится четче,

проще, сдержанней. В работе над убранством Благовещенского собора

встретились два великих мастера древней Руси, по-своему выразившие в

искусстве полную драматических столкновений эпоху. Феофан - в трагических,

титанических образах, Рублев - в гармонически-светлых, воплотивших мечту о

мире и согласии между людьми. Именно эти два мастера были создателями

классической формы русского иконостаса. Работа в соборе была закончена за

один год. Неизвестно, как сложилась в дальнейшем судьба Феофана Грека,

какими были его последующие работы. Ученые предполагают, что Феофан работал

как миниатюрист. Некоторые из них считают, что миниатюры двух знаменитых

рукописных памятников древней Руси - Евангелия Кошки и Евангелия Хитрово -

выполнены в мастерской Феофана, возможно, по его замыслу. Где мастер провел

последние годы жизни, - неизвестно. Умер он, вероятно, между 1405 и 1415

годами, так как из письма Епифания Премудрого становится известным, что в

1415 году великого живописца уже не было в живых. Византийский мастер нашел

на Руси вторую родину. Его страстное, вдохновенное искусство было созвучно

мироощущению русских людей, оно оказало плодотворное влияние на современных

Феофану и последующие поколения русских художников.

15. Дионисий.

С 70-х годов начинает работать Дионисий - наиболее прославленный мастер

зрелого 15 - раннего 16 века. Выделение его собственноручных работ

наталкивается на еще большие трудности, чем это имело место при изучении

произведений Андрея Рублева. Дионисий, бывший светским лицом, никогда не

работал один, а постоянно сотрудничал с другими мастерами. Вероятно, он был

членом большой дружины, состав которой менялся от заказа к заказу. Между

1467 и 1476 годами он расписывает, вместе с Митрофаном и “пособниками”

церковь Рождества Богородицы в Пафнутьевом монастыре . Так как имя

Митрофана, монаха московского Симонова монастыря, поставлено в житии на

первом месте, то, очевидно, он был старшим и, вероятнее всего, являлся

учителем еще молодого Дионисия. Несколько позднее Дионисий пишет “Деисус”

для построенного в 1481 году собора Каменного монастыря и в этом же году

выполняет вместе с некими Тимофеем, Ярцом и Коней “Деисус”, “праздники” и

“пророков” для возведенного Фиораванти Успенского собора в Москве.

Показательно, что на этот раз имя Дионисия упоминается на первом месте, из

чего можно заключить, что к этому времени он был уже весьма почитаемым

мастером. Огромная сумма в сто рублей, заплаченная за иконы архиепископом

ростовским Вассианом, приближенным лицом Ивана III, также говорит об

известности Дионисия. Около 1488 года художник расписывает заложенную в

1484 году соборную церковь Успения Иосифо-Волоколамского монастыря, причем

и здесь выступает в окружении помогавших ему мастеров — сыновей Феодосия и

Владимира, старца Паисия и двух племянников Иосифа Волоцкого — Досифея и

Вассиана. Последнее упоминание Дионисия относится к 1502—1503 годам, когда

он расписывает вместе со своими сыновьями храм Рождества Богородицы в

Ферапонтовом монастыре. Таким образом, расцвет деятельности художника

падает на 60—90-е годы 15 века и завершается хорошо сохранившейся росписью

Ферапонтова монастыря, которая в основной своей части должна была быть

выполнена из-за преклонного возраста мастера не столько им самим, сколько

его сыновьями и помощниками. Несомненно, Дионисий стоял в центре московской

художественной жизни. Он был связан с великокняжескими кругами и кругами

высшего духовенства, много работал для монастырей, где крепко держались

монашеские аскетические идеалы. Не исключена возможность, что именно ему

посвятил Иосиф Волоцкий свое написанное около 1490 года “Послание

иконописцу”, которое преследовало сугубо практическую задачу — осветить

наиболее злободневные вопросы, возникавшие в ходе полемики с иконо-

борствовавшими еретиками, и одновременно пресечь попытки создания новых, не

освященных традицией иконографических типов. С этой целью Иосиф Волоцкий

использовал со свойственным ему педантизмом огромную по объему

святоотеческую литературу, содержавшую учение о поклонении иконам. Но его

подход к этим первоисточникам был иным, чем у Нила Сорского. Последний

требовал, чтобы иноки не пользовались золотыми и серебряными сосудами и

излишними украшениями. Экстатическим формам византийского подвижничества

Нил Сорский противопоставлял “делание сердечное”. Иосиф же Волоцкий, хотя

на словах как будто бы солидаризировался с Нилом Сорским, в

действительности занимал совершенно иные позиции. Он всячески стремился

восстановить строгость монастырского устава и канонизировать не только его

формы, но и формы иконопочитания. При его поддержке и содействии монастыри

начали обставлять церковный культ все большей роскошью, в чем нельзя не

усматривать проникновение в церковную жизнь того репрезентативного начала,

которое крепко утвердилось при дворе Василия III. В искусстве Дионисия

очень своеобразно переплетаются различные идейные течения его времени. И

он, подобно Рублеву, стремился к воплощению “неземной красоты”, к

изображению в образах святых таких людей, весь облик которых звал бы к

очищению и нравственному совершенствованию. И он оказывал предпочтение

состоянию внутренней сосредоточенности. И ему правилось передавать в своих

иконах и фресках силу мудрости, добротолюбие, смирение. Все это в какой-то

мере сближает его с Андреем Рублевым. Но в его произведениях настойчиво

дают о себе знать и новые тенденции. Это, прежде всего, усиление

каноничности художественного мышления, ведущее к повторяемости одних и тех

же мотивов движения, к стандартизации живописных приемов. В лицах святых

появляется нечто однообразное, снижающее их психологическую

выразительность, в пропорциях и очерках фигур обнаруживается неведомая

Рублеву хрупкость, порой носящая несколько нарочитый характер. Все, что

было в искусстве XIV века волевым и сильным, уступает у Дионисия место

особой мягкости и гармонической закругленности форм. Так “светлость”

Рублева переходит у Дионисия в “праздничность”, что уже само по себе

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать