были декорированы уступчатыми (пучковыми) лопатками, также необычными для
Новгорода. Фасады основного куба имели трехлопастные завершения,
соответственно которым делались и покрытия храма. Эту особенность
интересно сравнить с аналогичными чертами отлично сохранившегося памятника
смоленского зодчества этого периода – церкви Михаила Архангела (1194г.).
Здесь чувствуется прямое влияние традиций зодчества Смоленска. В XIII веке
появляется новая техника кладки: из грубоотесанной волховской плиты на
растворе из извести с песком. В кладке столбов и сводов применялся кирпич
в форме продолговатых брусков крупного размера. Эта кладка типична для
Новгорода XIII- XV веков. Подобная техника придает поверхности чрезвычайно
неровный вид и скульптурную пластичность. Такова церковь Спаса на Ковалеве
(1345г.) Она имеет еще позакомарное покрытие (чуть позднее оно будет
пощипцовое), однако, при отсутствии трех лопаток на фасадах, с одной
апсидой и тремя притворами. Церковь Успения на Волотовом поле (1352г.).
Одноглавый кубический четырехстолпный храм. Но подкупольные столбы
придвинуты к стенам. Нижние части столбов округлы. Последний прием, впервые
примененный в русском зодчестве в Волотовской церкви, впоследствии стал
характерной чертой новгородского и псковского зодчества XIV- XV веков.
3.Архитектура Владимиро-Суздальского княжества.
Одной из самых ярких русских архитектурных школ XII — первой половины XIII
века была владимиро-суздальская школа. От начала и до конца своего развития
она связана с высокой идеей объединения русских земель, выдвинутой
владимирскими князьями и поддержанной мощными общественными силами -
горожанами, заинтересованными в преодолении феодальной раздробленности,
новым социальным слоем — дворянством и церковью.
Начало монументального строительства на северо-востоке связано с созданием
при Владимире Мономахе на рубеже XI—XII веков собора в Суздале, известного
лишь по данным раскопок. Это было шестистолпное кирпичное здание,
возведенное, очевидно, русскими мастерами из Южной Руси. Однако в
дальнейшем киевская традиция не получила здесь развития. К середине XII
века, времени Юрия Долгорукого, относятся одноглавые четырехстолпные,
сложенные из тесаного белого камня храмы в Переславле-Залесском, Юрьеве-
Польском, в княжеской резиденции Кидекша под Суздалем и на княжеском дворе
во Владимире. Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском (1152)
сохранился полностью, а церковь в Кидекше в большей своей части. Здания той
поры почти лишены декоративных элементов; только поясок аркатуры с
поребриком проходит по фасадам и верхней части апсид, подчеркивая суровую
мощь гладких белых стен. Тяжелая глава усиливает впечатление непреоборимой
физической силы. Храмы имели хоры и были связаны переходом с дворцом
феодала. Эти первые постройки на Суздальщине сооружены галицкими зодчими.
При Андрее Боголюбском архитектура переживает стремительный расцвет.
Столица переносится во Владимир. Город, красиво расположенный на высоком
берегу Клязьмы, в 50- 60-х годах XII века быстро обстраивают новыми
зданиями, окружают могучими валами с деревянными стенами и белокаменными
воротными башнями. Из них сохранились Золотые ворота (1164) с огромной
торжественной аркой проезда, над которой возвышалась надвратная церковь.
Ворота были одновременно сильнейшим узлом обороны и триумфальной аркой.
Интенсивное строительство свидетельствует о сложении во Владимире опытных
многочисленных кадров строителей. Они восприняли традиции галицкой
архитектуры, быстро переработали их и далее развивали совершенно
самостоятельно. Вместе с тем в памятниках владимирской архитектуры этой
поры чувствуется и прямое участие романских зодчих. Есть сведения, что
Андрей Боголюбский обращался за мастерами к императору Фридриху Барбароссе.
Однако участие романских зодчих не превращает владимиро-суздальскую
архитектуру в вариант романского стиля. Романские черты проявились в
основном в деталях и резном декоре, в то время как общерусские формы,
восходящие к киевским традициям, ощутимы в планах, композициях объемов, в
конструкции. Тяготеющие к разным источникам особенности настолько органично
слиты, что создают совершенно самобытное зодчество, ярко характеризующее
культуру одного из сильнейших русских княжеств этой эпохи.
Крупнейшая постройка времени Андрея Боголюбского - Успенский собор во
Владимире (1158—1161). Поставленный в центре города на высоком берегу реки,
он стал основным звеном великолепного ансамбля. Хотя после пожара 1185 года
собор был обстроен с трех сторон, получил новую алтарную часть и
дополнительные четыре угловые главы, первоначальный облик его ясен.
Стройные пропорции и высота шестистолпного храма подчеркнуты изысканным
декором: аркатурно-колончатый пояс охватывает стены, лопатки осложнены
тонкими полуколоннами с пышными лиственными капителями. Колонки широких
перспективных порталов имели резные капители, а некоторые архитектурные
детали— оковку золоченой медью; шлем двенадцатиоконного барабана главы
сверкал золотом. Столь же эффектен был и интерьер, хорошо освещенный и
богато украшенный драгоценной утварью. Величавый и торжественный Успенский
собор образно утверждал идею главенства владимиро-суздальской земли,
превращая ее столицу в церковный и политический центр Руси.
Лучшее создание владимирских мастеров церковь Покрова на Нерли (1165, ил.
20, 21) — один из величайших шедевров древнерусской и мировой архитектуры.
Она выполнена в великолепной белокаменной технике. Сложно профилированные
пилястры с легкими полуколоннами подчеркивают движение ввысь композиции
изящного храма, придают ему пластичный, почти скульптурный характер.
Аркатурно-колончатый пояс, тонкие колонки которого опираются на резные
кронштейны, проходит по всем фасадам и под карнизом апсид. Выше аркатурно-
колончатого пояса стены украшены рельефами, сочная резьба декорирует
перспективные порталы. В целом образ храма очень поэтичен, весь пронизан
ощущением легкости и светлой гармонии. Не случайно говорят о музыкальных
ассоциациях, которые рождает церковь Покрова на Нерли. Однако
первоначальная композиция храма была более сложной. Раскопки у его стен
показали, что создатели этого шедевра решали очень трудную задачу: они
должны были поставить храм при впадении Нерли в Клязьму как торжественный
монумент, отмечавший для кораблей, шедших снизу по Клязьме, прибытие в
княжескую резиденцию— соседний Боголюбовский замок. Место, назначенное
князем для строительства, было низменной поймой и в половодье заливалось
водой. Поэтому, заложив фундамент на плотной материковой глине, зодчие
поставили на нем как бы пьедестал высотой около четырех метров из тесаного
камня, точно отвечавший плану церкви. Одновременно с кладкой подсыпали
землю, создавая тем самым искусственный холм, который потом был облицован
каменными плитами. На нем и высилась церковь. Казалось, что сама земля
поднимает ее к небу. С трех сторон храм окружала аркада галереи, в угловой
части которой устроили лестницу на хоры. От галереи сохранился только
фундамент, и первоначальный облик здания в целом восстанавливается лишь
предположительно.
Княжеский замок — Боголюбов-город был построен в 1153—1165 годах на высоком
берегу Клязьмы близ устья Нерли. Его опоясывали земляные валы с
белокаменными стенами. Сохранилась лишь одна лестничная башня с переходом
на хоры собора. Основания стен последнего, как и остатки других частей
ансамбля, раскрыты раскопками.
Дворцовый ансамбль располагался на площади, вымощенной белокаменными
плитами. Его центром был собор, связанный переходом с лестничной башней, от
которой далее также белокаменный переход вел во второй этаж дворца. К югу
от собора через вторую башню шли переходы, выводившие на крепостную стену.
Под переходами были арочные проходы и проезд. Все эти части объединялись
аркатурно-колончатым поясом в единое живописное и торжественное целое.
Фасады украшали барельефы, фресковая роспись, некоторые детали были обиты
золоченой медью. Высокий и стройный дворцовый собор имел необычные для
древнерусской архитектуры круглые столбы-колонны, расписанные под белый
мрамор и завершенные огромными лиственными капителями. Пол хоров устилали
майоликовые плитки, а в самом храме — медные плиты, запаянные оловом и
блестевшие, как золото. По свидетельству летописи, в храме было много
драгоценной утвари. Перед собором на площади стоял уникальный в русском
зодчестве восьмиколонный киворий (сень) с золоченым шатром над белокаменной
водосвятной чашей.
Строительство времени Всеволода III знаменует дальнейший блестящий подъем
владимиро-суздальского зодчества. В архитектуре возникают два течения:
епископское, отрицательно относящееся к развитию скульптурного убранства
храмов, приверженное к строгости их облика, и княжеское, широко
использующее пластику.
Крупнейшим памятником первого течения стал владимирский Успенский собор
после его обстройки в 1185—1189 годах. Фасады почти лишены скульптур; лишь
единичные резные камни были перенесены на них со стен старого собора.
Здание фактически стало новым, более грандиозным сооружением; его объем
приобрел ступенчатое построение, так как окружавшие старую постройку
галереи были несколько понижены. На углах поставлены четыре новые главы,
образовавшие торжественное пятиглавие. В архитектурном образе нового собора
еще ярче выявилась идея силы и царственного величия, пронизывающая все
искусство времени могучего «самовластца» Всеволода.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25