Билеты по истории русского искусства XII-XVII вв

Эта же идея — апофеоз власти и могущества владимирской земли с большей

силой выражена в Дмитриевском соборе во Владимире (1194—1197).

Первоначально, подобно собору в Боголюбове, храм входил в дворцовый

ансамбль, имел выступающие у западных углов лестничные башни и был связан

переходами с дворцовыми зданиями. Собор принадлежал к обычному типу

одноглавых четырехстолпных храмов, но зодчие наполнили эту традиционную

схему новым содержанием. Торжественная парадность и представительность

храма подчеркнуты величавым ритмом его членений и особенно усилены

богатейшим резным убором. Дмитриевский собор наиболее ярко характеризует

второе течение владимирского зодчества, резко отличное от епископского

строительства любовью к пышному резному убранству зданий В первой половине

XIII века Владимирское княжество дробится на ряд удельных княжении. В

зодчестве определяются две основные линии: ростово-ярославская, где

строительство ведется как из камня, так и из кирпича-плинфы, и суздальско-

нижегородская, развивающая традиции белокаменного строительства и

декоративной скульптуры. Ко второй группе принадлежат соборы Рождества

Богородицы в Суздале (1222-1225) и Георгия в Юрьеве-Польском (1230—1234).

Собор Рождества Богородицы сохранился не целиком. Верхняя часть его после

разрушения полностью построена заново из кирпича в XVI веке. Этот

большой шестистолпный храм с тремя притворами завершался первоначально

тремя главами. Его создатели свободно интерпретировали конструктивную

логику в убранстве фасадов: они пересекали лентой плетенки и резными

камнями лопатки, покрывали резьбой и разрывали бусинами колонки порталов.

На фоне кладки из туфа особенно четко выделяются белокаменные лопатки и

тяги, резной белокаменный пояс и рельефы. Роскошные, «писанные золотом»

медные двери собора отражают любовь к узорочью. Более орнаментальной

становится и внутренняя фресковая живопись. Храм теряет церемонную парадную

представительность, его облик живописен и жизнерадостен.

Эти близкие народной культуре тенденции достигают полного развития в

Георгиевском соборе в Юрьеве-Польском. После перестройки XV века его

внешний облик искажен, а декоративная система нарушена. Первоначально собор

был значительно выше и стройнее. Без существенных изменений сохранилась

лишь нижняя половина здания. Это четырехстолпный храм с тремя открытыми

внутрь притворами. Его светлый интерьер, не имеющий хоров, свободен и

воздушен. Снаружи здание было покрыто резьбой сверху донизу, от цоколя до

закомар. Ковровый растительный орнамент, мастерски нанесенный на

поверхность стены, изысканным кружевом покрывает нижнюю часть здания,

оплетает пилястры и порталы. Аркатурно-колончатый пояс трактуется как

широкая орнаментальная лента. Закомары собора, так же как и архивольты

(арочные завершения) порталов, приобретают килевидное очертание. На фоне

плоского коврового узора выделяются исполненные в высоком рельефе

изображения животных и чудищ, приобретающих фольклорную окраску. В

закомарах размещались крупные горельефные композиции на христианские темы.

Религиозно-политическая и народно-сказочная тематика сплетается в

неповторимом резном уборе собора, своеобразном гимне владимирской земле.

4. Архитектура Преднепровской школы. Чернигов 11-12 вв.

Памятники киево-черниговской архитектуры XII века отличаются от более

древних композицией и строительной техникой. Кладку стен ведут теперь

исключительно из кирпича-плинфы, но не прежней, почти квадратной, а более

вытянутой формы. Новая техника позволила отказаться от кладки со скрытым

рядом и перейти к более простой в исполнении равнослойной кладке, где торцы

всех рядов кирпичей выходили на лицевую поверхность стен. Это снижало

декоративность поверхностей стен. Чтобы не обеднить фасады, зодчие начали

вводить дополнительные, легко выполнимые из кирпича элементы декора -

аркатурные пояски, многоуступчатые порталы, объединенные в одну композицию

окна и т. д. Важным элементом фасадов стали массивные полуколонны,

прислоненные к лопаткам и делающие стену более пластичной. При этом

полуколоннами усложняли только промежуточные лопатки, угловые же оставляли

плоскими. Как и в XI веке, каждое членение фасада завершалось полукруглой

закомарой. Поскольку принцип соответствия декора стены строительному

материалу сохранялся, стены, как было и прежде, часто не покрывали

штукатуркой.

Несколько памятников начала XII века сохранилось в Чернигове. Таков

шестистолпный собор Бориса и Глеба, недавно восстановленный в

первоначальных формах, но без примыкавших галерей, прежний облик которых

точно не установлен. Вероятно, к их убранству относились найденные здесь

при раскопках белокаменные капители, покрытые великолепной резьбой. Собор

Елецкого монастыря, также шестистолпный, в юго-западном углу имел

встроенную маленькую часовню. Черниговские мастера создали и пример

бесстолпного решения, применявшегося для наименьших по размеру церквей, -

Ильинскую церковь. Поддерживающие барабан купола подпружные арки опираются

здесь не на столбы, а на пилоны в углах помещения. Это единственная

бесстолпная церковь XII века, сохранившая своды и главу. Фасады некоторых

черниговских построек были частично оштукатурены и расчерчены на квадры,

имитирующие кладку из белокаменных блоков. В этом, видимо, сказался интерес

к белокаменному зодчеству.

Политически связанное с Черниговом Рязанское княжество следовало

архитектурным вкусам своей митрополии. Столица княжества была огромным,

красиво расположенным на высоком берегу Оки городом, защищенным гигантскими

земляными валами (ныне городище Старая Рязань). Здесь раскопками открыты

развалины трех каменных храмов, из них два относятся к первой половине XII

века. Это шестистолпные соборы; один из них имел три притвора. Как и в

Чернигове, в рязанских постройках при кирпичной кладке применялись резные

белокаменные детали. Очевидно, что их и возводили черниговские мастера.

Рязань, жившая в очень трудных военно-политических условиях, видимо, не

имела своих строителей.

Чрезвычайно яркая архитектурная школа существовала на рубеже XII и XIII

веков в киево-черниговских землях. В это время здесь было возведено

несколько храмов, выдающихся как по своим художественным качествам, так и

по смелости конструктивного решения. Одним из таких шедевров является

церковь Пятницы в Чернигове. Несмотря на традиционную схему плана,

четырехстолпный храм с тремя апсидами совершенно необычен по облику.

Сложные пучковые пилястры влекут глаз к завершению здания, поражающему

своеобразием конструктивного и художественного замысла. Зодчий-новатор

полностью изменил систему сводов: не только перекрыл углы сводами в

четверть окружности, но и сильно поднял несущие барабан подпружные арки.

Таким образом, здесь впервые в русском зодчестве была применена ступенчато

повышающаяся к центру систем арок. Динамическое нарастание верха,

устремленность здания вверх получили закономерную конструктивную

основу. Фасады завершались трехлопастной кривой, отвечающей конструкции

сводов, а ступенчатые подпружные арки образовывали основу второго яруса

комар. Подножие стройного барабана окружали декоративные закомары-

кокошники Стремительное движение ввысь еще больше подчеркивалось

заостренным очертанием закомар. Фасады храма очень нарядны: мастер любовно

украсил их простым, но изящным решетчатым кирпичным поясом и лентами

меандра.

К той же группе принадлежит церковь Василия в Овруче (90-е годы XII века)

не вполне верно восстановленная в начале XX века. Явная близость

этого памятника церкви Пятницы в Чернигове заставляет полагать, что

первоначально своды его также был ступенчатыми, а композиция объема в целом

не статичной, а динамичной. Фасады украшены декоративными вставками в виде

больших валунов, а к углам западного фасада примыкали две круглые

лестничные башни. Купол был некогда покрыт золоченой медью. Церковь Василия

- дворцовый храм князя Рюрика Ростиславича, имевшего, по словам летописца,

«любовь несытну о зданиях». Почти несомненно, что ее автором был любимый

мастер князя Петр Милонег, о творчестве которого есть восторженное

упоминание в летописи, сравнивающей Милонега с библейским зодчим

Веселиилом. Очень вероятно, что тот же Милонег строил и черниговскую

церковь Пятницы и вскрытую раскопками церковь Апостолов в Белгороде,

отличавшуюся особой роскошью внутреннего убранства.

5. Архитектура Московского Кремля.

В Центре столицы, на живописном холме над Москвой-рекой, высится

создававшийся талантом и трудом многих поколений неповторимый ансамбль

Кремля. Первое упоминание о Москве мы находим в документах 1147 г., однако

раскопки в Кремле показывают, что здесь уже были поселения во второй

половине первого тысячелетия до нашей эры. При князе Иване Калите в 1339-

1340 гг. из мощных дубовых стволов были сооружены новые стены. А уже при

Дмитрии Донском, когда москвичи готовились к решительной борьбе с татарами,

стены и башни Кремля были выложены из белого подмосковного камня.

“Царствующим градом” называли Москву при Иване III, когда она во второй

половине XV века стала столицей объединенного Русского государства. К этому

времени относится самое большое строительство Кремля. Три угловые башни -

круглые. Первая из них - Водовзводная, возле Б. Каменного моста. Она

названа так потому, что в ней был устроен первый в Москве водопровод для

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать