Интереснейшим памятником жилой архитектуры на территории Спасского
монастыря является корпус келий XVII в. Западная его часть возведена в 1670-
х гг., восточная - лет на пятнадцать-двадцать позднее. Каждая из них
состоит из двух одинаковых жилых изолированных блоков. Отдельный блок
повторяет традиционный в древнерусском зодчестве прием трехчастной
планировки, когда жилые палаты располагаются по сторонам сеней.
Внутристенные лестницы, многочисленные ниши - стенные «шкафы», тщательно
продуманная система отопления с топкой печей из хозяйственных сеней, окна,
освещающие лестницы и сени,- все свидетельствует о большом опыте
строителей, знавших и применявших здесь самые рациональные решения
планировки жилья.
Декоративное оформление главного фасада, обращенного в сторону Спасо-
Преображенского собора, четко выявляет внутренюю структуру здания.
Разновеликие оконные проемы кaк бы подчеркивают различное назначение жилых
помещении и сеней. В древности, когда каждая пара келий имела отдельный
выход - крыльцо, был особенно четко выражен строгий ритм чередования
изолированных друг от друга келий. Несмотря на то, что это здание появилось
через полтораста лет после основных сооружений монастыря, оно не нарушает
стилистического единства ансамбля.
В течение нескольких столетий укрепления монастыря, как и Ярославский
кремль, строились и перестраивались из дерева. Только в XVI в. появились
первые каменные монастырские оборонительные сооружения. Их строительство
было вызвано усилившимся вниманием московского правительства к Ярославлю в
период напряженной и упорной борьбы за окончательное присоединение к
Русскому государству Поволжья.
Церковь Николы Надеина.
В центре древнего посада, там, где находились некогда богатые усадьбы
государевых гостей, сохранились три памятника, открывшие период расцвета
ярославского каменного зодчества. Древнейшим из них является Церковь НИК0ЛЫ
Надеина на Волжском берегу, выстроенная в 1620-1622 гг. (угол Народного и
Волкова переулков) на Месте деревянного храма. Значительно перестроенная на
рубеже XVII-XVIII вв., лишенная первоначального завершения, она не может в
современном виде раскрыться перед зрителем во всем великолепии своей
первозданной красоты. В Ярославском историко-архитектурном музее-
заповеднике находится макет ее реконструкции. Пятиглавие храма, покрытое
зеленой мерцающей на свету черепицей, некогда высоко поднималось над низкой
деревянной окружающей застройкой. Открытая аркада двухъярусной галереи
оживляла фасады глубокой светотенью. Невысокая колокольня (надстроена в
конце ХVIIв.) органично усиливала общий монументальный характер сооружения.
Система ступенчато-повышенных сводиков, поддерживающих барабаны гпав,
обработка столбов галереи декоративныными кессонами-ширинками с кирпичными
и белокаменными вставками, рисунок междуэтажных «катушечных» поясов целиком
заимствованы из художественного и технического арсенала предшествующего
периода московского зодчества. Однако создатели Николо-Надеинской церкви не
просто повторяли старые архитектурные образцы. Такие традиционныеприемы,
как полукружия закомар и профилированные круглые окна в их плоскостях,
превращены здесь в чисто декоративные мотивы. Значительно изменился и сам
образ торжественного и симметричного пятиглавого храма на высокомподклете с
открытыми двухъярусными галереями и с приделами на восточных углах,
получивший в XVI в. свое наиболееполное воплощение в соборе подмосковной
усадьбы Годуновых - Вязёмах. Первоначальное отсутствие южного придела,
появившегося лишь на рубеже XVII-XVIII в., и постановка колокольни над
северо-западным углом галереи, дополнительный вход с северо-западного угла
- все это свидетельствует о стремлении зодчих Николо-Надеинского храма по-
своему решить его объемное построение, о тяготении их к более свободной
компоновке сооружения, в которой, возможно, не малую роль сыграл и
заказчик.
Церковь Рождества Христова
Известно, что в 20-40-е гг. XVII в. местные каменщики были заняты на
больших строительных работах в Спасском монастыре. Может быть, этим
объясняется то обстоятельство, что после возведения церкви Николы Надеина
на ярославском посаде долгое время не велись каменные работы. Только в
середине 30-х гг. здесь выстроили новые каменные посадские церкви Леонтия
Ростовского и Никиты Мученика, не сохранившиеся до наших дней. Почти
одновременно с ними началось возведение Церкви Рождества Христова на
Волжском берегу. Церковь Рождества Христова была задумана Назарьевыми
гораздо скромнее ныне существующего памятника. Сейчас четко читается ее
первоначальная композиция, весьма близкая церкви Николы Надеина: это тот же
массивный четырехстолпный куб на подклете, окруженный двухъярусной галереей
и когда-то увенчанный пятиглавием. Можно предположить, что, как и в
прототипе, здесь вначале был заложен только один придел с восточной
стороны. Эта близость архитектурного решения двух памятников не может быть
объяснена только распространенным тогда обычаем строительства «по образцу».
Здесь, безусловно, сказалось огромное эмоциональное воздействие, какое
оказал в свое время Николо-Надеинский храм на жителей ярославского посада,
что и повлияло на выбор заказчиками конкретного образца. завершенном виде
церковь Рождества Христова имеет сравнительно сложное объемно-
пространственное построение благодаря появлению на юго-западном углу
Казанского придела, вызвавшему расширение вдвое ее западной галереи. К тому
же к галере примыкал ныне не сохранившийся переход к колокольне. Именно во
второй период строительства памятник обогатился новыми прекрасными
архитектурными деталями. Так, на северо-западном углу опоры арочных
пролетов подклета были тогда оформлены в виде великолепной пары мощных
восьмигранных столбов. Рядом, с юго-западной стороны появились миниатюрные
столбики галереи Казанского придела. Фасады Казанского придела завершаются
развитым тонко-профилированным карнизом. Его прямоскатная сравнительно
плоская крыша раньше была выстлана крупными квадратными керамическими
плитами, а венчающая изящная декоративная главка была покрыта городчатой
поливной зеленой черепицей, о которой напоминает более позднее чешуйчатое
железное покрытие. Над приделом высоко вознесен ажурный крест, основанный
на пышной прорезной короне. Его орнаментальное заполнение, солнцеобразные
украшения-репьи, ажурные окончания креcтовин с силуэтами евангелистов
прорисованы с тонким художественным вкусом и выполнены почти с ювелирной
тщательностью. Это уникальный образец высокого мастерства ярославских
кузнецов и медников XVIII в.
9. Русское деревянное зодчество.
Руками русских плотников сооружались и первые христианские храмы, в
частности деревянная церковь Ильи в Киеве (первая половина X века). Уже в
начале XII века искусство новгородских «древоделей» получило общерусскую
известность. Видимо, ими же в 60-х годах XI века построен из дуба собор в
Ростове. Когда он погиб в пожаре, летописец отметил, что это была
«соборная, дивная и великая церковь, какой еще не было и не будет». Не
менее замечательным является деревянный храм, посвященный новым русским
святым — князьям Борису и Глебу, в Вышгороде. По словам автора жития, князь
Ярослав «возгради церковь велику, имеющу верхов пять и исписа всю и украси
ее всею красотою».
Широкое развитие деревянного строительства содействовало его
совершенствованию и специализации, выделению мастеров. Первые известные нам
по имени русские зодчие — вышгородские мастера Миронег (начало XI века) и
Ждан-Никола (конец XI века). В руках мастеров плотничьего искусства
сосредоточивалось все строительство — военное, гражданское и культовое, что
способствовало общности технических и художественных приемов, пониманию
тесной связи зодчества с ландшафтом и важнейших законов архитектурного
ансамбля.
На большей же части русской земли в обстановке оскудения и опустошения в
пору монголо-татарского ига главное значение приобрело деревянное
зодчество, но от XIII—XIV веков подобных памятников почти не сохранилось.
Города не раз выгорали дотла, обветшалые здания заменялись новыми. Лишь
косвенные данные позволяют наметить основные черты деревянной архитектуры
того времени.
Рядовая городская застройка была сплошь деревянной, в подавляющем
большинстве слагающейся из небольших однокамерных срубных домов. Более
богатые жилища состояли из нескольких помещений и часто имели два этажа.
Боярские и княжеские хоромы образовывали сложный комплекс срубов.
Совокупность деревянных хором образовывала живописный ломкий силуэт.
Псковский летописец сравнивал нагромождение льда на реке Великой с
хоромами: «Лед стал на борзе (быстро) неровно, как хоромы».
Наибольшее значение в ансамбле и силуэте города имели высокие деревянные
храмы, «храмы великие», как называет их летописец. Летопись отмечает, что в
пожаре 1408 года сгорели древние «чюдные церкви», которые «высокими стоянми
[силуэтами] величество града Москвы украшаху». Высотная устремленность
здания в сознании человека той поры (как и на рубеже XII—XIII веков) была
одним из важнейших признаков красоты и выражением величия родной земли и ее
городов. В Великом Устюге еще в 1290 году была построена «великая церковь»
Успения — сложный по композиции храм «о двадцати стенах», состоявший,
очевидно, из высокого центрального восьмигранного столпа с квадратными
прирубами притворов и алтаря. Некоторые иконы XIV—XV веков сохранили
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25