поперечных стенок: каждый отрезок стены, имевший в длину 3 — 4 м,
чередовался с коротким промежутком длиной около 1 м. Каждое такое звено
стены, вне зависимости от конструктивного типа, называлось городней. В тех
случаях, когда оборонительные валы имели внутри деревянную конструкцию,
наземные стены были тесно связаны с ней, являясь как бы ее непосредственным
продолжением вверх над поверхностью вала (рис. 8, внизу).
Стены достигали в высоту примерно 3 — 5 м. В верхней части их снабжали
боевым ходом в виде балкона или галереи, проходящей вдоль стены с ее
внутренней стороны и прикрытой снаружи бревенчатым же бруствером. В древней
Руси такие защитные устройства назывались забралами. Здесь во время боевых
действий находились защитники, которые через бойницы в бруствере
обстреливали противника. Возможно, что уже в XII в. такие боевые площадки
иногда делали несколько выступающими перед плоскостью стены, что давало
возможность стрелять с забрал не только вперед, но и вниз — к подножию
стен, или лить на осаждающих кипяток. Сверху забрала прикрывали кровлей.
Важнейшим участком обороны крепости были ворота. В небольших укреплениях
ворота, возможно, делались по типу обычных хозяйственных ворот. Однако в
подавляющем большинстве крепостей ворота сооружались в виде башни с
проездом в ее нижней части. Проезд ворот обычно располагался на уровне
площадки, т. е. на уровне основания валов. Над проездом поднималась
деревянная башня, к которой с боковых сторон примыкали валы и стены. Лишь в
таких крупных городах, как Киев, Владимир, Новгород, при деревянных стенах
были построены кирпичные или каменные ворота. До наших дней сохранились
остатки главных ворот Киева и Владимира, носивших наименование Золотых
(рис. 9). Помимо чисто военных функций, они служили торжественной аркой,
выражавшей богатство и величие города; над воротами стояли надвратные
церкви.
В тех случаях, когда перед воротами проходил ров, через него строили
деревянный как правило, довольно узкий мост. В моменты опасности защитники
города иногда сами уничтожали мосты, чтобы затруднить противнику подход к
воротам. Специальные подъемные мосты на Руси в XI — XII вв. почти не
применяли. Кроме основных ворот, в крепостях иногда Делали дополнительные
скрытые выходы, большей частью в виде обшитых деревом проходов сквозь
земляной вал. Снаружи они были закрыты тонкой стенкой и замаскированы, а
использовались для устройства неожиданных вылазок во время осады.
Следует отметить, что в русских крепостях XI — XII вв., как правило, не
было башен. В каждом городе существовала, конечно, воротная башня, но ее
рассматривали именно как ворота, и так она всегда называется в
древнерусских письменных источниках. Отдельные же, не надвратные, башни
строили очень редко, исключительно как сторожевые вышки, располагая их на
самом высоком месте и предназначая для обзора окрестностей, чтобы
обезопасить крепость от неожиданного подхода врагов и внезапного захвата.
Наиболее выдающимся памятником военного зодчества эпохи раннефеодального
государства, несомненно, были укрепления Киева. В IX — Х вв. Киев
представлял собой очень небольшой городок, расположенный на мысу высокой
горы над Днепровскими кручами. С напольной стороны он был защищен валом и
рвом. В конце Х в. укрепления этого первоначального поселения были срыты в
связи с необходимостью расширить территорию города. Новая оборонительная
линия, так называемый город Владимира, состояла из вала и рва, окружавших
площадь, равную примерно 11 га. По валу проходила деревянная крепостная
стена, а главные ворота были кирпичными.
Быстрый рост политического и экономического значения Киева и его населения
привели к необходимости защиты разросшейся территории города, и в 30-х
годах XI в. была построена новая мощная оборонительная система — «город
Ярослава». Площадь защищенной валами территории равнялась теперь
приблизительно 100 га. Но и пояс укреплений Ярослава защищал далеко не всю
территорию древнего города: внизу под горой рос большой городской район —
Подол, который, по-видимому, также имел какие-то свои оборонительные
сооружения.
Линия валов «города Ярослава» тянулась примерно на 3 1/2 км, причем там,
где валы проходили по краю возвышенности, рвов перед ними не было, а там,
где естественные склоны отсутствовали, перед валом всюду отрыли глубокий
ров. Валы, как мы уже отмечали, имели очень большую высоту — 12 — 16 м — и
внутренний каркас из огромных дубовых срубов. По верху валов проходила
срубная оборонительная стена. Сквозь валы вели трое городских ворот и,
кроме того, Боричев взвоз соединял «верхний город» с Подолом. Главные
ворота Киева — Золотые — представляли собой кирпичную башню с проездом,
имевшим 7 м в ширину и 12 м в высоту. Сводчатый проезд закрывался
окованными золоченой медью воротными створами. Над воротами была
расположена церковь.
Гигантские оборонительные сооружения Киева представляли собой не только
мощную крепость, но и высокохудожественный памятник зодчества: недаром в XI
в. митрополит Илларион говорил, что князь Ярослав Мудрый «славный град...
Киев величеством яко венцом обложил».
В литературе часто встречаются указания, что в Киевской Руси якобы все же
существовали пограничные оборонительные линии, остатками которых являются
так называемые Змиевы валы, тянущиеся на много десятков километров. Но это
неверно. Змиевы валы в действительности — памятники другой, гораздо более
древней эпохи и не имеют никакого отношения к Киевской Руси.
Строительство новых городских стен, а также перестройка и поддержание в
боеспособном Состоянии уже существующих укреплений требовали огромных
затрат рабочей силы и тяжело ложились на плечи феодально зависимого
населения. Даже когда князья в виде особой привилегии вотчинникам
освобождали зависимых крестьян от повинностей в пользу князя, они обычно не
освобождали их от самой тяжелой обязанности — «городового дела». Точно так
же не свободны были от этой повинности и горожане. О том, какого труда
стоила работа по строительству оборонительных сооружений, можно судить по
приблизительным подсчетам необходимых затрат рабочей силы. Так, например,
для постройки самого крупного крепостного сооружения Киевской Руси —
укреплений «города Ярослава» в Киеве — в течение примерно пяти лет должны
были непрерывно работать около тысячи человек. Постройка небольшой крепости
Мстиславль в Суздальской земле должна была занять примерно 180 рабочих в
течение одного строительного сезона.
Крепостные сооружения имели не только чисто утилитарное, военное значение:
они были и произведениями архитектуры, имевшими свое художественное лицо.
Архитектурный облик города определяла в первую очередь его крепость;
первое, что видел человек, подъезжавший к городу, это пояс крепостных стен
и их боевые ворота. Недаром же такие ворота в Киеве и Владимире были
оформлены как огромные триумфальные арки. Художественное значение
крепостных сооружений прекрасно учитывали и сами строители крепостей, что
достаточно ясно отражено в древнерусских письменных источниках.
ПЕРИОД ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ
Существенные изменения в развитии русского военно-инженерного искусства
произошли в XIII в. Уже со второй половины XII в. письменные источники все
чаще сообщают о «взятии копьем» русских городов, т. е. с помощью прямого
штурма. Постепенно этот прием получает все большее распространение и в XIII
в. почти полностью вытесняет тактику пассивной осады. При штурме начинают
применять вспомогательные приспособления — рвы заваливают вязанками
хвороста (примет), на стены взбираются с помощью приставных лестниц. С
самого начала XIII в. начинают употреблять также камнеметные машины для
разрушения городских стен.
К середине XIII в. эти новые тактические приемы постепенно слагаются в
целую систему новой тактики штурма крепостей. Трудно сказать, как
окончательно оформилась бы эта тактика и как эти изменения отразились бы на
дальнейшем развитии русских крепостей. Монгольское нашествие резко изменило
всю военно-политическую ситуацию.
Монголы принесли с собой на Русь детально разработанную тактику осады
крепостей. Это была в общем та же тактика, которая слагалась в то время и
на самой Руси, но у монголов она была подкреплена широким применением
камнеметов (по древнерусской терминологии — пороков). Камнеметные машины
метали камни такой величины, «якоже можаху четыре человеки силнии подъяти»,
причем устанавливали эти машины перед стенами осажденного города на
расстоянии не далее 100 — 150 м, примерно на дальности полета стрелы из
лука. Только на таком или еще более близком расстоянии камни, бросаемые
пороками, могли причинить ущерб деревянным стенам. Кроме того, начиная
осаду города, монголы окружали его частоколом, чтобы прервать связь города
с внешним миром, прикрыть своих стрелков, а главное, предотвратить вылазки
защитников, стремившихся разрушить пороки. После этого начинали
систематически бить камнями из камнеметов по городским стенам, чтобы
разбить какой-либо их участок или хотя бы сбить их деревянные брустверы,
забрала. Когда это удавалось, массированным обстрелом из луков осыпали
данный участок стены тучей стрел; «стрелами яко же дождем пущаху». Лишенные
брустверов защитники не могли вести ответную стрельбу: «не дадущим им
выникнути из заборол». И именно сюда, на участок, где была подавлена
активная стрелковая оборона, нападающие бросали основные силы штурма. Таким
способом монголы успешно брали даже наиболее крупные и защищенные русские
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25